Согласны ли Вы с утверждением Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Боязливый и застенчивый ребенок

Почему у большинства детей робость с возрастом проходит, а у некоторых, наоборот, нарастает?

Робкому школьнику трудно жить. С жалобами на то, что ребенок постоянно робеет, чаще обращаются к специалистам родители. Но тяжело приходится в первую очередь не им, а детям. Робкому нужно помочь. Как? Прежде всего распознать робость и разобраться в том, что это такое.

Первая реакция – спрятаться...

У малыша робость, боязливость, пугливость естественны и неизбежны. Но ребенок растет, растут его силы и знания – и в условиях нормального, гармоничного развития робость постепенно уменьшается. Выстраивается «обратная зависимость»: чем старше ребенок, тем меньше он робеет. Он все увереннее действует в окружающем мире, осваивает социальные навыки, достойно выдерживает испытания, которым его подвергают отношения со взрослыми и сверстниками.
Но так получается не всегда. Подчас, к сожалению, складывается не обратная, а прямая зависимость: растет ребенок – растет и его робость. Как крайний вариант – ребенка пугает вообще все окружающее. Жизнь представляется ему враждебной, полной опасностей, которые нацелены прямо на него, беспомощного и не способного защититься. При этом одноклассники быстро «просекают» робкого. Робость накладывает характерный отпечаток на внешность ребенка. И дело совсем не в малом росте, физической слабости или болезненности. Хотя это правда, что маленького и «хилого» проверят в первую очередь: как воспримет нападки, как отреагирует на подначки. Если сробеет – плохо придется: спуску не дадут. Но если проявит силу духа, мигом отвяжутся.
Робость сказывается на осанке: заставляет втягивать голову, формирует сутулость, приподнятые плечи. Робкие школьники всегда отличаются замкнутостью, необщительностью, подозрительностью. У них характерный взгляд – одновременно и затравленный, и как бы молящий: только не трогайте меня, пожалуйста. На самом деле такой взгляд как раз и подталкивает дерзких ребят «тронуть», да посильнее! Увы, робкие дети часто становятся объектом травли: сдачи не дадут, даже не пожалуются.
Робкие настороженно относятся к любым изменениям, к новым людям и обстоятельствам. Первая реакция – «улиточья»: спрятаться. Они стремятся быть незаметными. Но – не получается. Ребята очень хорошо их видят и не упустят возможности напугать, грубо подшутить. К ним относятся презрительно и пренебрежительно. Понятно, что боязливость этим только закрепляется. В их поведении появляется покорность, униженность. Они не решаются защищаться от нападений, чем провоцируют более сильных и смелых детей. Нередко при какой-либо шалости вину сваливают на робкого, потому что знают: он и тут не решится отстаивать свою непричастность. Нередко из-за этого у взрослых складывается превратное представление о робком ребенке: они начинают думать, что он только на вид тихий, а сам хулиганит исподтишка. Робкий не способен проявить себя в споре, в дискуссии, даже если понимает свою правоту и прекрасно подготовился. Как только противник «надавит» на него поэнергичнее, он сразу пасует и уступает. Все это рано или поздно сказывается и на успеваемости: ребенок начинает заранее пугаться всякой трудности, любого испытания, у него опускаются руки, он привыкает, что все равно ничего не получится. В итоге – неудача за неудачей: все знал, а контрольную завалил.

«Воспитанная» робость

Откуда же берется эта робость, не проходящая, а только нарастающая с годами? Есть ли «группы риска», из которых выходят робкие дети-жертвы? Может быть, это качество врожденное, генетически предопределенное? Нет, не врожденное. Хотя «группы риска» действительно существуют. Прежде всего это дети авторитарных родителей, вообще не способных помочь ребенку, поддержать его, утешить, ободрить. Им нужно только одно – чтобы ребенок подчинялся, слушался. И они добиваются этого категорическими, жесткими средствами. Иногда, увы, и физическими наказаниями. А если ребенок боится родителей – значит, у него нет главной опоры существования. Отсюда прямой путь к беспомощности и страху перед жизнью.
Рискуют вырастить робкого и беспомощного ребенка чрезмерно заботливые мамы, которые окутывают его столь сильной опекой и чрезмерным вниманием, что тот буквально продохнуть не может и попросту не имеет возможности проявить силу, энергию, самостоятельность. Если мамы сами всего боятся, паникуют по пустякам, то заражают своими тягостными настроениями ребенка.
Робость, боязливость возникают и тогда, когда в родном доме ребенок не чувствует себя в безопасности. Когда в семье плохо, отец пьет, бабушка ссорится с мамой, дедушка кричит... Когда все напряжены и встревожены, тогда жить становится страшно. У ребенка появляется масса поводов бояться чего угодно и где угодно. Но отсутствие безопасности ребенок столь же сильно ощущает и по гораздо более простой причине: если в семье вечный разнобой требований и настроений. Вчера одно, сегодня другое, а что будет завтра?
Если же ребенок твердо знает, что его дом – его крепость, что его родители – защита и опора, то он растет уверенным в своих силах.
Встречаются робкие, боязливые мальчики, которых воспитывают женщины без мужей, хотя тут нет строгой закономерности. Чтобы стать смелым, мальчику нужно пережить радость преодоления страха при доброжелательном мужском внимании. Но и материнское внимание поможет, если женщина сможет взять на себя эту роль.
В «группу риска» попадают и те дети, которых в семье целенаправленно запугивают (ворами, бандитами, террористами, пожаром, болезнями), надеясь привить им осторожность, осмотрительность. Обычно это те младшеклассники, которых перегруженные работой взрослые вынуждены надолго оставлять в одиночестве.
Закрепить боязливость, сами того не желая, могут и те родители, которые чересчур активно и напористо форсируют развитие у ребенка смелости. Заметив у сына или дочери (особенно у сына) признаки робости и пугливости, они стремятся «сильными средствами» переломить ситуацию – «бросить в воду, чтобы научить плавать». Это опасно и в прямом, и в переносном смысле. Желая таким образом воспитать храбрость, родители могут напугать ребенка на всю жизнь. Никаких резких движений. Знакомство с новым явлением, обучение новому навыку должно происходить постепенно. Поначалу с помощью и участием взрослых, потом под их терпеливым наблюдением, когда ребенок уже действует самостоятельно, но знает, что мама или папа помогут в случае чего.

По темпераменту и личностному типу

Помимо «групп риска» социального происхождения, есть и такая группа, чье возникновение обусловлено особенностями самой структуры личности. Среди многообразия психологических типов выделяется так называемый «сензитивный» (высокочувствительный). Вот он-то и относится к группе риска по робости. Это совсем не означает, будто сензитивный тип чем-то «плохой» или хуже прочих. Среди темпераментов и личностных типов нет самих по себе плохих или хороших. В каждом есть огромные достоинства и определенные угрозы, которые могут быть скорректированы воспитанием. Но при неправильном воспитательном подходе трудности могут и обостриться.
Сензитивные ребята в младшем возрасте страшатся остаться одни, избегают бойких и шумных сверстников и больших детских компаний. Не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, не допускают рискованных шалостей. В новой обстановке чувствуют «зажатость» и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. И нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее.
Эти дети очень привязчивы. Привыкнув к своему классу и даже страдая от некоторых товарищей, они не захотят перейти в другой коллектив. Учатся добросовестно и старательно. Однако нередко их успеваемость оказывается ниже не только их возможностей, но и реальных знаний. Они пугаются контрольных, проверок, экзаменов. Побаиваются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают гораздо меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой.
В раннем подростковом возрасте стремление к самостоятельности и желание «стать взрослым» (так называемая реакция эмансипации) у сензитивных подростков выражены довольно слабо. К родным сохраняется нежная детская привязанность. К опеке старших они не только относятся терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы и чувство вины, чем протест и бунт. Трудности возникают в позднем подростковом возрасте.

«И все-таки я смогу!»

Психологами выделяются два главных качества сензитивного типа – «чрезвычайная впечатлительность» и «чувство собственного несовершенства». В 14–16 лет резко проявляются оба эти качества.
Чувство собственного несовершенства у сензитивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в тех областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою слабость. Если они страшатся публичных выступлений – записываются в кружок лекторов или в школьный театр. При страхе высоты – рвутся в школу парашютистов. Мальчики идут на занятия силовыми видами спорта. Но как только ситуация неожиданно для них требует смелости и решительности, они тотчас же пасуют, съеживаются. Если взрослым удается установить с таким ребенком доверительный контакт, то им раскрывается напряженная внутренняя жизнь, полная укоров совести, высоких требований к самому себе и – робости, которую подросток стремится преодолеть. Послушание, добросовестность и «безотказность» таких подростков часто приводят к тому, что они оказываются на общественных постах (староста, «руководитель проекта» и т.д.). Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять то, что могут сделать сами. Распоряжаться, командовать, быть заводилой у них не получается. Неформальное лидерство достается другим. Хотя с возрастом робость маскируется выдержкой, скрытностью, но все равно ощущается окружающими. Самооценка сензитивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечаются свойственная с детства обидчивость и чувствительность, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям.
Если ребенок по структуре личности относится именно к этому психологическому типу, то родителям прежде всего нужно об этом знать. Обратить внимание на характерные особенности, проконсультироваться со школьным психологом. И помочь ребенку проявить свои лучшие качества в соответствии со структурой личности, а не наперекор ей.

Трусость – реакция человека на страх, выраженная в неспособности или нежелании выполнить какие-либо должные действия (поступки); душевная слабость.

Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему: «Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение».

Неумение или нежелание справиться со страхом или какой-либо фобией становится движущей силой трусости. Храбрость – это дрессированная трусость. Когда человек в минуту опасности «думает» только ногами, игнорируя голос совести и разума, значит, перед нами трусость. Она всегда делает выбор в пользу удобного, неопасного настоящего в сравнении с непредсказуемым и неопределенным будущим.

Вместо решения проблемы трус прячется от нее. С подачи Плиния Старшего пришла к нам из Древнего Рима легенда о страусах, якобы прячущих от страха голову в песок: «Страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым». Любопытно, что это заблуждение и по сей день бытует в головах граждан. Страус – птица, которая активно защищается при опасности. У страуса длинные очень крепкие двупалые ноги, отлично приспособленные для бега и защиты от врагов. К земле страус наклоняется, чтобы поесть и проглотить песок и мелкие камешки. Это делают многие птицы – ведь зубов у них нет, их заменяет мускулистый желудок с твердыми стенками, вот и приходится страусу глотать камни, чтобы легче было переваривать свой обед.

Прятаться от страха решения жизненных проблем трусости помогают различные увеселительные мероприятия. За ширмой пирушек, половой распущенности или просто увлечений кино и спортом трусость избегает разрешения неприятных ситуаций, все больше и больше накапливая их. Трусость тянется к смешливым друзьям, жизнерадостным, бодрым людям, стараясь найти в них хотя бы психологическую поддержку. Она невольно осознала истину – смешное не опасно, и, защищаясь от страха, приобрела склонность к подсмеиванию и подхихикиванию.

Трусость не следует отождествлять с осторожностью, умеренностью, постепенностью или осмотрительностью. Трус, столкнувшись с неопределенностью, не желает рисковать, он раб страха. При этом он вполне осознает необоснованность своих страхов. Но когда человек, завидев агрессивно настроенную пьяную компанию, избегает с ней общения и зрительного контакта, конечно, это разумная предосторожность. Если он, впервые занимается подводной охотой, то разумно ознакомиться с правилами поведения под водой.

Когда трусость становится проявленным качеством личности, естественно, что она отвергает свои противоположности – храбрость, смелость, мужество и самоотверженность. В то же время легко трансформируется в пугливость, боязливость, робость и опасливость.

Необъяснимое явление, неопределенность и связанные с нею риски, всегда вызывают определенную боязнь у любого человека. Не боятся разве что умалишенные. Страх испытывают все. Трусы умирают много раз. Однако мужественный человек усилием воли преодолевает страх, принуждая себя на исполнение своих обязанностей и долга. У трусости атрофированы мускулы разума, подавлена страхом сила воли и молчит совесть. Когда минуты роковые настают, она только под сторонним принуждением, «из под палки» делает должное. Ф. М. Достоевский писал: «Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус».

Все на свете относительно. Кто лучше недисциплинированный храбрец или дисциплинированный трус? В. Тарасов в «Принципах жизни» пишет: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и, не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошел, а он все сидит и ждет приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И не страшно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать».

Вот почему в условиях мирного времени работодатель предпочтет взять в крупную хозяйственную структуру исполнительного, дисциплинированного трусливого чиновника. Излишне самостоятельный инициативный смелый человек в чрезвычайных обстоятельствах может повести себя неординарно и рискованно для системы. Трус десять тысяч раз перестрахуется и поступит так, как выгодно системе.

«Трусу кажется, что и горы трясутся», — гласит монгольская пословица. Исповедуя принцип «Как бы чего не вышло», трусость закупоривается в скорлупе собственного эгоизма, ограждаясь от угроз и вызовов внешнего мира. Она замкнута в своем одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове. Перепуганное Эго, опасаясь за свою сохранность, готово идти на предательство и подлость. Во все времена трусость была и будет кузницей предателей. Трусость, измена и предательство – неизменная троица порочности. В паре с трусостью многие отрицательные качества личности приобретают гипертрофированный вид: глупый становится невменяемым тупым «тормозом» с параличом ума, лживый превращается в обманщика и клеветника. Крылатой стала фраза последнего российского императора Николая II, записанная им в своем дневнике 2 марта 1917 года, в день отречения от престола: «Кругом измена, трусость и обман».

Трусость рождает жестокость. Посредством жестокости к более слабым или близким людям она умело маскируется и скрывает свою истинную сущность. Всю свою злобу и обиду трус выплескивает на жертву. Изуверские убийства, холодящие сердце своей жестокостью, зачастую, совершаются под влиянием страха. Страх перерастает в ужас, а последний в необузданную жестокость. Трусость лишает человека разума, и он становится воплощением бессердечности, жестокосердия и безразличия. Гельвеций точно подметил: «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости».

Человек может прожить жизнь и так и не узнать из-за своей трусости, на что он был способен. Стремление к безопасности, боязнь рисков, желание иметь «крышу», отказ от принятия жизненно важных решений – все это в совокупности делает потенциально смелого человека жалким трусливым львом. «Почему же ты трус? - спросила Элли, с удивлением глядя на громадного Льва. - Таким уродился. Конечно, все считают меня храбрым: ведь лев - царь зверей! Когда я реву - а я реву очень громко, вы слышали - звери и люди убегают с моей дороги. Но если бы слон или тигр напал на меня, я бы испугался, честное слово! Хорошо еще, что никто не знает, какой я трус, - сказал Лев, утирая слезы пушистым кончиком хвоста. - Мне очень стыдно, но я не могу переделать себя…»

Робость нередко возникает у детей, особенно в присут­ствии взрослых или среди незнакомых ребят. Они начи­нают стесняться, смущаются и выглядят более затормо­женными, чем обычно.

В крайних случаях ребенок зара­нее показывает свой страх, слезами и криками протестуя против визита к врачу или не желая идти в гости. Он цепляется за юбку матери, прячется за ее спиной каждый раз, когда кто-то подходит, и отказывается отвечать на вопросы.

Нужно ли говорить, что такие крайние случаи встре­чаются редко. Гораздо чаще робость проявляется спокой­но. Однако в любой форме она всегда очень сердит роди­телей.

Именно тогда, когда они рассчитывали, что их ре­бенок будет выглядеть наилучшим образом, он показыва­ет, что совершенно не умеет вести себя в обществе. Огор­чение родителей быстро оборачивается нетерпением и гневом, проявление которых, к сожалению, лишь уси­ливает, а не уменьшает робость ребенка.

Отчего же один малыш делается робким, а другой нет? Проще всего сказать, что у них разные характеры, труднее объяснить это различие какими-то врожден­ными особенностями.

Истина в другом: дети становятся робкими после того, как их н а п у г а л и взрослые, и не один раз. Подобное может произойти и в младенчестве, и в детстве, когда, казалось бы, у них еще нет никаких контактов с большим миром.

Вообще не рекомендуется держать детей в изоляции от окружающих. Однако нередки случаи, когда взрос­лые, которые приближаются к детям даже с самыми благими намерениями, все же пугают их. Ребенку мо­жет показаться слишком громким голос незнакомца, могут напугать чересчур резкие его движения. Но как бы часто ни происходили подобные казусы, ничто нель­зя сравнить с тем отрицательным воздействием, какое способны оказать на него в некоторых случаях сами родители.

Каждый раз, когда мы требуем от детей чего-то, чего они не понимают или не в силах сделать, мы ос­тавляем в их сознании нечто негативное. Дети пугаются уже того, что не способны выполнить нашу просьбу, и боятся поэтому утратить нашу любовь, а это очень серьезная боязнь, поскольку дети знают, что целиком зависят от нас.

Нетерпение и раздражение, которые мы проявляем, когда кормим их, отучаем от рожка, при­учаем пользоваться горшком, укладываем спать, забо­тимся об их опрятности, приводят к тому, что мы не­вольно внушаем детям, что нас нужно не только лю­бить, но и бояться.

Поскольку мы служим для ребенка примером во всем, естественно, что он переносит полу­ченные от нас впечатления почти на всех людей, разве только с другими взрослыми он реже общается и по­тому у него меньше возможностей уравновесить нега­тивные впечатления нежностью, которую мы все же дарим ему. В результате он держится несколько насто­роженно с людьми, которых не знает.

Лучший способ устранить робость - постараться избегать проявлений нашего недовольства. Кричать на ребенка - все равно что наказывать его. Это лишь ус­ложняет дело. Если 5-летняя Ева, придя в гости, все время держится за мамину юбку, это означает: «Хочу оставаться ребенком, тогда мне не придется отвечать за свои поступки».

Пример типичный, и единственное, что можно сделать в таком случае, - приласкать девочку. Это, конечно, не снимет полностью ее робости, но она по крайней мере почувствует: ее понимают и настолько любят, что готовы удовлетворить ее желания. КАК ТОЛЬКО ОНА ПОЙМЕТ, ЧТО МОЖЕТ ПОЛО­ЖИТЬСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ, ОНА ПОЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СПОКОЙНЕЕ И С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.

И все же, чтобы помочь ей обрести уверенность, им нужно мно­гое предпринять и ПОМИМО той особой ситуации, кото­рая вынуждала девочку к робости. Им надо обдумать, о чем они просили дочь. Их требования были разумны и не отличались от тех, какие предъявляют детям дру­гие родители, но как же постарались они удовлетворить их? Возможно, слишком настаивали. Кроме того, у ро­дителей этой девочки могут существовать и свои проб­лемы, к примеру сложности семейной жизни или за­труднения в общении с окружающими.

Ребенок бывает робким еще и потому, что в детском саду он младше всех и ребята относятся к нему как к самому слабому и неспособному по сравнению с дру­гими. Он может огорчаться, если родители уделяют больше внимания младшему брату или сестре, которые в чем-то превосходят его.

Так что бывает много различных обстоятельств, вызывающих у ребенка чувство преуве­личенной застенчивости или робости, гораздо больше, чем могут заметить родители, хотя и находятся рядом с ним. И все же, несмотря ни на что, никогда не сле­дует выбрасывать белый флаг.

Необходимо, напротив, занять совсем иную пози­цию - показать ребенку, что вы хорошо понимаете его, сочувствуете ему и любите таким, каков он есть, а не какого-то идеального паиньку. Постараемся поощрять его встречи с людьми, поможем найти друзей и пора­дуемся с ним его успехам.

В любом случае будем счи­тать его робость явлением временным. Тогда мы смо­жем спокойнее смотреть на вещи, и это удержит нас от выговоров ребенку, а значит, непременно благотворно скажется на его общении с окружающими, даже если мы не сделаем больше ничего.


Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. "Смелость и трусость".





Комментарий ФИПИ: В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.

2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.
Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

5. Смелость и трусость в любви.


СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.


Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Смелость и трусость".

Будь смел на правду

Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

Смелость - начало победы. (Плутарх)

Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)

В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)

Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)

Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)

Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)

Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)

Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)

Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)

Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)

Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)

Творчество требует смелости. (А. Матисс)

Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)

Успехи науки - дело времени и смелости ума. (Вольтер)

Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)

Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)

Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)

Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)

Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)

Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)

При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)

Страх - плохой наставник. (Плиний Младший)

Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)

Испуган - наполовину побежден. (А.В. Суворов)

О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство - прохвосты. (А.Н. Толстой)

Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)

Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)

Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)

Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

Отвага - что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)

Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)

Застенчивость и неуверенность ‒ это проблемы, с которыми довольно сложно бороться. Какова природа этого явления, есть ли у робости преимущества и как перебороть свою стеснительность? Постараемся разобраться.

Проблема стеснительности

Открытым и смелым людям не понять состояние стеснительных людей. Застенчивые люди стесняются подойти к незнакомому человеку и спросить, сколько времени. Они могут пренебречь своими интересами лишь потому, что робость мешает говорить.

Застенчивость появляется еще в детстве: ребенка может пугать большое количество людей, и ему сложно знакомиться со сверстниками. Некоторые ученые полагают, что стеснительность может быть наследственной чертой. Тем не менее стеснительность чаще всего ведет к появлению комплексов и страхов, а также банальной неуверенности в себе.

В застенчивости есть свои плюсы

Стеснительным людям нужно знать, что они обладают определенными преимуществами. Назовем некоторые из них.

  1. Интенсивное саморазвитие. Стеснительному человеку трудно общаться с другими людьми, но ему легко быть с самим собой. Застенчивые люди постоянно занимаются самоанализом, поэтому они легко вычленяют свои недостатки и стараются работать над ними.
  2. Анонимность. Кто бы мог подумать, что в 21 веке обычному человеку практически невозможно сделать что-либо без ведома общества? Но социальные сети, мобильные телефоны и куча приложений, докладывающих о нашем местоположении, практически не дают возможности уединиться. Стеснительным людям легче затеряться в толпе: они тихие, поэтому привлекают меньше внимания.
  3. Умение выбирать друзей. Стеснительные люди умеют наблюдать и делать правильные выводы. Именно поэтому они разборчивы в своих связях, как интимных, так и общественных. К тому же они умеют слушать, поэтому всегда являются хорошими собеседниками.

Как преодолеть стеснительность?

При всех достоинствах стеснительность все-таки заставляет постоянно сомневаться в своих решениях и попросту иногда мешает. Никто не может вас заставить (да это и не нужно) быть душой компании, постоянно находиться в центре внимания или знакомиться со всеми подряд. Однако для того, чтобы достичь взаимопонимания с коллегами или ченами семьи, нужно сделать несколько смелых шагов на пути прощания с робостью. Поэтому если вы считаете, что ваша застенчивость начала вам мешать, то стоит добавить своим действиям больше уверенности.

Итак, мы приведем 5 простых советов, которые вам помогут преодолеть стеснительность.

  • Знайте свои границы. Не делайте или не говорите того, что вам причиняет дискомфорт. Вы должны понимать, в чем вы уверены и что вам легко дается, а к чему стоит предварительно подготовиться. Если вы не можете долго разговаривать со слишком откровенным человеком или работать в коллективе, то не делайте этого. Незачем себя мучать.
  • Расставьте приоритеты. Ваши ценности ‒ это своего рода "маячки", на которые вы ориентируетесь. Постарайтесь определиться в том, что для вас действительно важно. Если вы этого не сделаете, то вашу уверенность может подорвать любая ситуация.
  • Тренируйте навыки. Ваша уверенность в себе появится вместе с вашей компетентностью. Если вы за рулем, то вы должны быть уверены в том, что вы хорошо водите машину. Если вы учитель, то вы должны знать, что даете достаточно знаний ученикам и делаете это хорошо.
  • Присмотритесь к людям. Не сравнивайте их с собой, а постарайтесь увидеть личность каждого. Представьте, что у каждого человека есть свои страхи и свои комплексы. Они тоже в чем-то не уверены. Тогда почему их нужно стесняться? Они такие же люди, как и вы.
  • Позитив. Ко всему относитесь с юмором. Наконец-таки решились спросить дорогу у незнакомого человека и от волнения запнулись и забыли, что хотели сказать? Представьте свое лицо в этот момент и посмейтесь над собой.

Положительное отношение к своим недостаткам искоренит ваши комплексы. Работайте над собой!