Последний шмель бунин художественные средства. Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель. Каким настроением пронизано стихотворение

Принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками. Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви. Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами. В 1903 году Академия наук даже наградила молодого поэта Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Еще более широкую известность принесла Бунину проза. Рассказ «Антоновские яблоки», повести «Деревня» и «Суходол» выражали по-настоящему поэтическое отношение автора к миру. В этих произведениях автор выразил свою грусть по поводу исчезновения прежнего дворянского уклада жизни. В итоге, так и не приняв изменения в русском обществе, особенно после Октябрьской революции 1917 года, Иван Алексеевич Бунин навсегда покинул Россию, закончив свой жизненный путь на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в Париже.

Возможно, именно состояние «великой грусти», ощущение чего-то уходящего, последнего в жизни, передает поэт в своем стихотворении «Последний шмель» , написанном в 1916 году. Этому стихотворению и будет посвящен анализ. Небольшое по объему, оно вызывает у читателя целую гамму чувств. По тематике его, скорее, можно отнести к философской лирике, потому что это стихотворение содержит серьезные размышления о жизни и смерти, о предназначении на этом свете, о бренности земного существования - словом, обо всем, что характерно для лирики подобного рода.

Лирический сюжет довольно прост: герой видит случайно залетевшего в комнату шмеля, но он, «заунывно гудящий» , вызывает у героя ощущение тоски и грусти. Конечно, подобные мысли не приносят радости, поэтому герой с некоторой долей упрека вопрошает:

Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Если полет шмеля вдохновил в свое время великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на создание бессмертного шедевра с одноименным названием, полного радости, бодрости и движения, то стихотворение Бунина звучит очень размеренно, неспешно, во многом благодаря четырехстопному анапесту, которым написано это произведение. Само название - «Последний шмель» - вызывает ассоциацию с уходящим летом, с наступлением осени, а потом и зимы, что в лирике традиционно связано с умиранием в природе. Тема смерти у Бунина часто связана с темой памяти . Именно поэтому героиня рассказа «Темные аллеи» говорит: «Все проходит, да не все забывается».

Мудрая природа так устроила, что ее дети - птицы, животные, насекомые - не обладают разумом, а значит, не могут знать, что их жизнь подчас слишком коротка. Наверное, именно это и делает их счастливее человека, который знает, что рано или поздно его ожидает смерть, а раздумья о ней ввергают в пессимистическое состояние. Для шмеля из стихотворения Бунина смерть всего лишь сон: не ожидая мучительно смерти, он просто уснет «в засохшей татарке, на подушечке красной» , поэтому и его последние дни можно считать безмятежными, т. е. лишенными раздумий о том, что же будет после смерти.

Наверное, лирический герой с некоторой завистью утверждает:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля...

Ведь человек как раз думает, причем часто думает и о смерти. Его всегда волновал вопрос: сколько мне отмеряно судьбой? Кто-то в шуточной форме пытается выяснить это у кукушки, кто-то идет к гадалкам или ясновидящим. Лирический герой этого стихотворения скрывает свои эмоции: о его внутреннем состоянии можно узнать лишь по эпитетам - «заунывно гудящий» да «ветер угрюмый» .

В целом стихотворение не производит мрачного впечатления, которое может возникнуть из-за рассуждений о смерти. Да, герой наделен знанием о конце своего земного существования, но это, скорей, должно помочь ему выбрать достойный жизненный путь, чтобы оставить о себе память в веках. Именно такой путь выбрал для себя Иван Алексеевич Бунин - писатель, поэт и философ, за свою долгую жизнь, наверняка, хорошо узнавший истинную ей цену.

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века – от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, сильнее всех на него влияла философская лирика Ф.И.Тютчева. Только Бунин по-своему воспринимал эту философию: мотив дисгармонии любви и смерти сменялся стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.

В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике с оригинальными взглядами. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни». Шмель – главный образ этого лирического произведения. В первом четверостишии поэт дает описание этого «персонажа»:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящей певучей струной...

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом: "Ты зачем залетаешь в жилье человечье?"

За окном свет и зной, подоконники яркие,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди–и в засохшей татарке,

На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с проблемой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в названии стихотворения подчеркивает заинтересованность поэта этой темой. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти перекликаются с мотивом одиночества человека. При этом одиночество понимается им как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Наиболее остро эта тема выражается в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину межсезонья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветров и дождей. Именно в такие моменты, когда природа постепенно теряет яркие краски и готовится к осени, человек начинает острее чувствовать душевную пустоту и одиночество. Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как «давно опустели поля» и скоро природа потеряет свою прелесть. Начнутся холода, и «ветер угрюмый» унесет остатки приподнятого летнего настроения.

Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое «я» в шмеля, которому грозит забвение. Но, скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину - Россию. Это предчувствие вынужденной эмиграции, с которой он никогда не сможет свыкнуться.

Композиционно каждое четверостишие можно разделить на две части: в одной из них говорится о природе, в другой – о человеческой жизни. Здесь Бунин использовал прием сопоставления. Также стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек. Композиция отличается стройностью, подчинением выражения определенной мысли.

Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему способствует традиционный стихотворный размер (ямб). Лексический рисунок небогат красками, хотя автор использует цветовую живопись («черный», «золотой», «красный»).

Прочитав стихотворение, начинаешь невольно задумываться о том, что все в мире постоянно находится в движении: за летом приходит осень, угрюмый ветер уносит «сухого шмеля», поля пустеют… Иными словами, «ничто не вечно под луной». С другой стороны, на постоянных изменениях построена наша жизнь. Поля пустеют для того, чтобы весной на них снова росла трава, тяжелые думы рано или поздно уступают место хорошему настроению. Даже одиночество не может длиться долго, ведь это противоестественно человеческой природе. Смерть неизбежна – можно прийти к такому выводу, прочитав бунинское произведение. Но если прожить жизнь в постоянном движении, полете, как красивый бархатный шмель, то, когда подует угрюмый ветер, будет совсем не страшно. Наоборот, будет интересно: куда же тебя принесет воздушный поток?

Урок литературы.

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель».

Углубить знакомство с творчеством поэта;

Продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста.

Помочь понять идею стихотворения как выражение душевного опыта, чувств и переживаний поэта;

Помочь рассмотреть тему и идею стихотворения в контексте творчества Бунина;

Расширить знания учащихся по теории литературы.

Метод работы: практическая работа.

План анализа стихотворения дан заранее.

По пунктам 1, 2 работает весь класс. Чтобы сделать анализ стихотворения по пунктам 3 и 4, класс разделён на три группы:

1 группа рассматривает композицию стихотворения, размер стиха,

2 группа в рамках особенности поэтического языка определяет роль тропов (эпитет, метафора, олицетворение).

3 группа анализирует звукопись стихотворения Бунина.

План урока:

    Вступительное слово учителя.

    Чтение учащимися понравившихся стихотворений И. Бунина.

    Анализ стихотворения «Последний шмель».

    Подведение итога урока.

    Домашнее задание.

Ход урока.

    Слово учителя.

Бунин как поэт почти не известен современному читателю. О его стихах говорят, но как-то безлико, заученными фразами и формулировками. Душа его лирики ещё не разгадана до конца, чувства не поняты.

В его стихах нет темы города и отзвуков общественной борьбы. Он спешит увести читателя в поле, в лес – или любуется морским прибоем, или размышляет о суете жизни. Строки бунинской поэзии просты и проникновенны.

У меня в руках томик стихов поэта, который не спеша листаю. «Сенокос», «Собака», «Венеция», «Храм Солнца»», «Зеркало», «Полночный звон степной пустыни» «Канун», «Последний шмель» -

темы стихов разные, образы разные, а мысль одна - быстротечность жизни, суетность бытия. Читаешь и чувствуешь постоянный вопрос о смысле жизни, тоску и смирение с предопределённостью.

    Чтение учащимися понравившихся стихотворений И. Бунина.

    Анализ стихотворения «Последний шмель».

Давайте послушаем стихотворение «Последний шмель».

Стихотворение читает подготовленный ученик.

О чём это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?

(Предполагаемый ответ: стихотворение об уходящем лете, вызывает чувство грусти)

Я предлагаю вам сделать анализ этого стихотворения, открыть гармонию звуков, чувств и дум, увидеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только через слово и музыку стиха.

Прочитайте примерный план анализа лирического произведения.

а) - На первый пункт плана мы можем ответить почти сразу:

б) - Но как определить тему и идею этого стихотворения, что можно сказать о лирическом герое? С чего начать?

Обратите внимание на дату стихотворения. О чём может рассказать нам дата?

(Идёт 1 Мировая война. Жизнь и смерть всем задают свои вопросы, на которые каждый человек ищет ответы)

Может быть, поэтому мы слышим чувство грусти? Надо доказать!

Просмотрите по датам, какие ещё стихи написаны в этот период?

Примерный ответ:

«Канун» 23. 07.1916.:

Хозяин умер, дом забит,

Цветёт на стёклах купорос,…

…Сарай крапивою зарос,

Варок, давно пустой, раскрыт,

И по хлевам чадит навоз…

Жара, страда… . Куда летит

Через усадьбу шалый пёс?..

Со смертью человека-хозяина умирает всё. Тоска, разруха, смерть – можно ли убежать от них (образ шалого пса, бегущего в неизвестность)?

Настанет день – исчезну я,

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой… –

это из стихотворения «Памяти друга», написанное 12 августа 1916года на смерть художника Куровского.

Почти во всех стихах этого периода Бунин вглядывается в смерть, как в зеркало, пытаясь понять, осмыслить и увидеть ещё одну дверь, ведущую в жизнь:

Темнеет зимний день, спокойствие и мрак

Нисходит на душу – и всё, что отражалось,

Что было в зеркале, померкло, потерялось…

Вот так и смерть, да, может быть, вот так.

«Зеркало» 10.02. 16.

Следовательно, основная тема стихотворения «Последний шмель» -тема жизни и смерти. Идеей является философское понимание бытия.

Какой размер стиха и какие особенности поэтического языка использует Бунин в своём стихотворении?

(Работа класса по группам согласно заданию)

Первая группа. (Предполагаемый ответ)

в) - Композиционно стихотворение состоит из трёх частей:

1часть – 1 строфа,

2 часть – 2 строфа,

3 часть – 3 строфа.

Стихотворение начинается с описания шмеля и заканчивается его описанием.

Первая строфа написана дактилем.

Дактиль – трёхсложная стопа, в которой первый слог ударный.

Такой размер стиха позволяет передать некую эмоциональность: в данном стихотворении – грусть, тоску.

Вторая и третья строфы написаны анапестом. Этот размер обратный дактилю. Такой размер стиха настраивает на философские размышления. Рифма чёткая, рифмовка перекрёстная.

Вторая группа. (Предполагаемый ответ)

г) Все средства выразительности текста стихотворения «Последний шмель»: эпитеты, метафоры, олицетворение, аллитерация, ассонанс - подчинены теме и идее:

Эпитеты: «чёрный бархатный шмель», «певучей струной», «в засохшей татарке», «человеческой думы», «золотого сухого шмеля».

Цвет чёрный и золотой создают ощущение трагизма, потому что чёрный бархат ассоциируется с траурной драпировкой. Даже появившиеся яркие краски во второй и третьей строфах не способны изменить настроение: «последние дни», « в засохшей татарке», «человеческой думы» продолжают ассоциативные размышления. Появившийся свет во второй строфе быстротечен и превращается в зной, который палит душу.

Рассмотрим метафоры: название стихотворения «Последний шмель» так же, как и «угрюмый ветер» многозначный и глубокий по смыслу образ:

Третья группа. (Предполагаемый ответ)

Послушайте, как траурно звучит первая строфа.

Это не шмель гудит, а струна, готовая оборваться, это тоска, которая жалит душу, как шмель.

Повторяющиеся глухие согласные звуки (аллитерация) настораживают, а звонкие звуки во втором стихе (З, Г, Д, Р) в сочетании с гласным «У» вызывают тревогу, которая, как змея (повторное употребление шипящих звуков в третьем и четвёртом стихах), проникает в душу.

Можно заметить, характерное повторение гласной «У» (ассонанс) закрепляет рисунок стиха, усиливает смысловое значение.

Во второй строфе стихотворения мы видим ещё очень интересную стилистическую фигуру: в третьем и четвёртом стихе автор употребляет глаголы в повелительном наклонении:

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушечке красной усни.

Эта фигура играет большую роль в понимании идеи стихотворения, потому что в данном контексте это не приказ, а призыв к смирению. Можно ли понять, что управляет жизнью и смертью, можно ли изменить ход времени? Вместо ответа - приговор: «…скоро в бурьян сдует ветер угрюмый / Золотого сухого шмеля».

Вывод.

В стихотворении «Последний шмель», несмотря на то, что поэт не может ответить на волнующие душу вопросы, у него открывается второе дыхание. Он готов принять бытие таким, каким оно есть и идти навстречу «угрюмому ветру».

Лирика Бунина проста, естественна, поэтому каждый стих – это и выражение души, и философия жизни, и жемчужина поэтического искусства.

    Подведение итога урока.

    Домашнее задание: используя материал урока, написать анализ стихотворения «Последний шмель».

Галерея русских писателей полна достойных имён, известных всему миру. Одним из них является Иван Алексеевич Бунин, творчество которого посвящено разнообразным проблемам: философской, народной, любовной, гражданской. Бунин известен тем, что он первый российский писатель, поэт, получивший Нобелевскую премию. Это говорит о значимости творчества и таланте автора.

Русский поэт и писатель 20-ого века

Иван Бунин родился в бедной, но дворянской семье. Детство провёл, общаясь с детьми крестьян. Он начал писать уже в 16 лет, хотя не имел образования. Ходил четыре года в гимназию, но пережил исключение по той причине, что семья не могла платить за обучение.

Молодые годы характеризовались нестабильностью, Бунин был вынужден менять места работы, его любимая женщина ушла от него к его другу. Уже только в то время, когда ему было больше 30 лет, он встретил свою настоящую любовь, которая стала его женой. Бунин очень много путешествовал и всё время писал, в его произведениях отразились его мысли и переживания.

1916 год в жизни И. Бунина

"Последний шмель" Ивана Бунина - одно из знаменитых стихотворений начала 20 века. Это стихотворение связано и с историческими событиями, и с жизнью автора. 1916 год - дата написания "Последнего шмеля" Бунина, который в это время уже был известным писателем и поэтом. Он жил и трудился в Петрограде, успел написать огромное количество произведений и стал почётным академиком. В это время встретил свою любовь, с которой объездил разные уголки планеты и которая через 6 лет стала его женой.

Общественная и политическая обстановка в 1916 году

История создания "Последнего шмеля" Бунина связана с эпохой того времени. Это был 1916 год, предреволюционное время. Страна, конечно, ещё не знала, что через год произойдёт Революция, что вскоре Россию охватит Гражданская война, но эти события уже подготавливались. Народ чувствовал приближение чего-то непонятного, пугающего, и каждый задавался вопросом, что принесёт это новое, приведёт страну к процветанию или к краху. Эти же чувства и мысли мучали и поэта. "Последний шмель" Ивана Бунина появился на страницах газет и журналов в такое неясное время.

Смысл названия

Анализ стихотворения Бунина "Последний шмель" можно начать с обращения к его названию, представляющему собой словосочетание. Разберём обе его составляющие. Основной компонент словосочетания - "шмель". Обычно данное насекомое ассоциируется с чем-то мохнатым, жужжащим. При слове "шмель" сразу же возникает ощущение жужжания, шума. Другой компонент названия - прилагательное "последний". Последний - это всегда точка, конец, дальше ничего не будет. Название уже наталкивает на идею разрушения, уничтожения. Без анализа стихотворения Бунина "Последний шмель", только исходя из его названия, можно предположить, что стихотворение будет пронизано мотивами конца, упадка: что-то большое исчезнет, разрушится.

Связь стихотворения с исторической обстановкой

Перейдём непосредственно к анализу стихотворения Бунина "Последний шмель", начинающегося с обращения к шмелю и его описания. С этой целью упоминаются следующие эпитеты "чёрный шмель", "бархатный шмель", "золотое оплечье", "заунывно гудящий", "певучая струна". В первой строфе автор использует и такой приём, как олицетворение: происходит персонификация шмеля, лирический героя обращается к насекомому, спрашивает его, говорит, что он тоскует.

Учитывая политическую и общественную обстановку, во время которой было создано стихотворение можно предположить, что шмель символизирует какие-то мировоззрения, новые мысли, которые появились в народе. Эти новые веяния окутали основную массу люда. Лирический герой спрашивает шмеля, почему он залетает в жильё к человеку. То есть, возможно, думает над тем, откуда эти новые мысли появились в народе, а главное - зачем.

Далее, во второй строфе, описана обстановка за окном, не в доме. Снова упоминается прилагательное "последний" - "Безмятежны и жарки последние дни". Лирический герой как будто обращается к дням, к тому, что сейчас тепло, все безмятежны и никто даже не подозревает, что это скоро закончится. Почему же последние? Может ли жужжание шмеля на них повлиять? Лирической герой просит насекомое вылететь из дома и полетать на улице, а потом спокойно умереть на красной подушечке. Возможно, если связать опять же это с исторической эпохой, лирический герой озабочен теми новыми идеями, которые поселились в народе. Он предчувствует, что эти идеи могут привести к разрушениям, поэтому называет спокойные дни последними. Он опасается, что это время вскоре пройдёт, а новые веяния приведут к уничтожающим изменениям.

В третьей строфе золотой шмель становится сухим. В финале стихотворения лирический герой предсказывает насекомому его дальнейшую жизнь: "угрюмый ветер" скоро сдует "сухого шмеля", закончится его летание по людским домам.

Идея "Последнего шмеля"

Тема "Последнего шмеля" Бунина непосредственно связана с исторической обстановкой времени создания стихотворения. Лирический герой обеспокоен общественными настроениями. Как известно, Бунин тяжело перенёс революцию, будучи образованным человеком. В 1916 году он уже понимал, что близится что-то смутное и тяжёлое, несущее разрушение. Однако всё-таки есть надежда, что этот шмель, несущий неблагоприятные перемены, будет повержен людьми. Его жизнь, хоть и разрушающая, будет короткой, и народ победит.

Анализ стихотворения Бунина "Последний шмель" показывает глубину внутренних переживаний автора и его веру в лучшее. Есть надежда, что угроза, которая повисла над страной, над народом, уйдёт, что найдётся и на неё нужное, действенное оружие.

Художественное восприятие природы И. А. Бунин очень тонко проявил именно в своей поэзии, с чего, в принципе, он и начал свой творческий путь. Здесь он показал характерные особенности своего поэтического и литературного таланта. В его лирических произведениях существуют нежные и тонкие ноты гармонии и оптимизма, где свободно воспринимаются законы жизни человеческой природы. Бунин абсолютно не сомневается в том, что только в слиянии с природой можно прочувствовать прочные нити соприкосновения с жизнью и прийти к пониманию замысла Божьего. Стих Бунина «Последний шмель» - наглядный пример этого. Его название сразу настраивает на волну легкой печали и тоски, увядания и конца, которые по планомерному ходу сюжета стихотворения получают плавное и певучее развитие.

Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»

Это стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых заключена отдельная композиционная часть. Первую можно считать введением, она сразу дает понять ход размышлений героя и определяет его сложное психологическое состояние.

Вместе со своим героем чувствует эти увядающие краски души и Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит о том, что шмель становится помощником и проводником меланхоличного состояние героя. Насекомое стало неким символом ухода, тоски и смерти. Отчего же такая грусть и скорбь? Эта тайна откроется немного позже, уже в самом конце произведения. А пока идет призыв к мнимому собеседнику радоваться и наслаждаться великолепными безмятежными и жаркими, но последними, летними деньками. И, в итоге, поймав все эти радужные моменты, ему придется заснуть навсегда. Как быстро время пролетит для этого насекомого, так и жизнь человека - один миг, и он уже будет как тот шмель усыплен природой.

Второе четверостишие наполнено яркими жизненными тонами и красками, однако они резко контрастируют с темой быстрого увядания, отчего страшно и одиноко становится человеческой душе и тем более тягостно от мысли о неожиданной и неминуемой смерти.

Неизбежная грусть

И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения. Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее. Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.

Здесь сам себя превосходит Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит, что автору как бы жаль своего лирического героя. Шмель скоро исчезнет, и от глубокого понимания этого наступает сильная боль и сожаление. Вот так и жизнь, не успев начаться, иногда в самом расцвете может исчезнуть, так как смерть придет в самый неожиданный момент.

Метафоричный образ шмеля

Иван Бунин «Последний шмель» создал на основе метафорической художественной выразительности. Без притягательного образа шмеля было бы не так красиво и душевно, он для автора немой собеседник, которому писатель задает риторические вопросы.

Очень точно использованы фонетические средства выразительности - с помощью свистящих и шипящих звуков писатель передает поведение шмеля - «заунывный гул», а также осенний «ветер угрюмый».

Этот стих очень пронзительный и настораживающий, наводит на философские мысли. На это, скорее всего, и рассчитывал Бунин. Анализ стихотворения «Последний Шмель» говорит о том, что оно было создано по образцу философской лирики, где затрагиваются извечные вопросы быстротечности жизни и неизбежности смерти, а в период юности нужно успеть насладиться каждым моментом земного бытия.

«Последний шмель Бунин». История создания

Писать стихи Бунин начал с семи лет. Когда писатель создавал на тот момент ему было 46 лет, он уже знал о чем рассказать своему читателю, тем более он был настоящим мастером красивого слога. Тут надо отметить очень важное: Бунин дважды награждался литературной Пушкинской премией (в 1903 и 1909 году), и он был почетным членом Академии наук Санкт-Петербурга по классу изящной словесности. И, главное, Бунин в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии.

Невероятно, но стих Бунина «Последний шмель» был написан 26 июня 1916 года. Это буквально за год до Октябрьской революции, он как бы предчувствовал, но не подозревал, что уже очень в скором времени Россия практически погибнет для Бунина именно в том виде, в котором он ее страстно любил, и окажется в хаосе разрушений, безбожества и братоубийственной войны. Наверное, поэтому на уровне подсознания он находился в подавленном и депрессивном состоянии. Уже тогда он перестал питать иллюзии насчет безоблачного будущего.