Дымский монастырь: «Красный» угол для святого Антония. Антониево-Дымский монастырь: история, главные святыни Троицкий антониево дымский монастырь

Где насельники - там и монастырь. Нет, не так: монахи бывают и вне монастыря. Где храм и кельи - там монастырь. Тоже не то: бывают стены и без монахов. Где монахи живут в уединении, молятся, трудятся, служат Богу - вот там монастырь. Наверное, так. На берегу Дымского озера подвизаются 13 человек. Они молятся, трудятся, служат Богу - возвращают собору и другим возведенным здесь стенам их исконный смысл. Туда мы и отправились.

МОНАСТЫРСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Грань между трудом и молитвой в монастыре весьма условна. Труд монахов, каждого на своем месте по отдельности, сменяет совместная молитва за богослужением. Индивидуальному труду же сопутствует молитва личная. Молитва - первая обязанность монаха, а труд по послушанию - важнейшая монашеская добродетель. «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, хвалите имя Господне, хвалите, рабы, Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего»… Пока читают кафизмы, иеродиакон Александр успевает замесить тесто для хлеба, который назавтра к обеду будет стоять на столах в монастырской трапезной, и вернуться обратно в храм, к братии.

Вот от сих до сих я расчистил сегодня площадку, - инок Алипий, вытирая капли пота с мокрого лба и поправляя очки на переносице, показывает на солидный участок двора рядом с высокой поленницей. - Хотел успеть освободить место для техники: у нас будут закладывать канализацию, даже туда её проведут, где ничего пока и вовсе нет, а только планируется.

Кроме насельников обители за Всенощным бдением молятся всего трое мирян. Антониево-Дымский мужской монастырь пока избегает участи некоторых известных и «раскрученных» обителей, где мир, от которого бежит монах, самприходит за монахом, постоянно напоминая о себе бесконечной чередой не только паломников, но и туристов. «А что нам еще надо? - задаются риторическим вопросом братья, кивая на разрушенные постройки вокруг главного монастырского храма, Казанского собора. - У нас для жизни всё есть!».

ДОЛГАЯ ДОРОГА В ПУСТЫНЬ

Антониево-Дымский монастырь - одна из лучших обителей Русской Православной Церкви! Это я вам не как клирик монастырского подворья говорю, а как человек, который пишет диссертацию о малых монастырях Русского Севера, - иерей Димитрий Пономарёв, штатный священник храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой, делится взглядами на современное русское монашество. - Я побывал, наверное, почти во всех монастырях европейской части России. И могу с уверенностью сказать - более подходящего места монаху, который хочет жить настоящей духовной жизнью, на самом деле не найти.

На автомобиле добраться в Антониево-Дымский монастырь из Петербурга несложно. С отцом Димитрием мы загрузились в старенький минивэн под управлением насельника монастыря монаха Паисия и двинулись в путь. «235 километров, 3 часа 56 минут в пути», - интернет-поисковик рассчитал мне время, которое понадобится, чтобы добраться до деревни Красный Броневик. Именно так называется населенный пункт, в котором «прописана» обитель. «Значит, - думаю, - к часу дня будем на месте». На самом деле, при прочих равных условиях можно управиться и часа за три, а то и за два с половиной. Но не в нашем случае. Во-первых, за рулем монах, монахи мыслями живут уже в Вечности, и потому отношения со временем у них особенные: например, проезжая через Тихвин, отец Паисий устраивает нам небольшую обзорную экскурсию по городу, который он, даром что уроженец Вологодчины, знает как свои пять пальцев - ведьдо Антониево-Дымской обители он жил в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре. А во-вторых, по пути из города в обитель отец Паисий успевает исполнить несколько послушаний, возложенных на него игуменом монастыря Адрианом (Дементьевым) : заехать в гипермаркет и купить рассаду для монастырской клумбы, приобрести вентилятор, заправить автомобиль, - и это, конечно, тоже требует времени.

ВСТРЕЧА В ПУТИ

Минивэн тормозит рядом с припаркованным на обочине большегрузом. Отец Паисий выходит навстречу широкоплечему водителю фуры, прогуливающемуся перед кабиной грузовика.

Отец Паисий!

Человек в черном подряснике обнимает человека в полосатой майке. На шее у дальнобойщика висит на шнурке пуля, которая не попала в грудь воина, так как застряла в бронежилете - в Чеченскую войну.

Дальнобойщик Захар давно знает отца Паисия и остальных дымских насельников, но монах отказался поведать историю их знакомства: «Тайна сия велика есть», - уклончиво ответил отец Паисий.

Захар едет из Челябинска. Как раз сегодня он собирался завернуть в Антониево-Дымский монастырь, но у его товарища сломалась машина, и теперь Захар вынужден на буксире тащить его крупногабаритного «американца» дальше, в Череповец.

Давай, Захар, с Богом. Я позвоню!

До связи, отец Паисий! - монах и бывший воин, а теперь водитель фуры, сердечно обнялись на прощанье.

В обитель мы прибыли ближе к вечеру.

САМЫЙ ВЕСЕЛЫЙ ТРУДНИК

Антониево-Дымский монастырь спрятан от оживленной трассы на берегу Дымского озера, среди болот и смешанных лесов. Высокая влажность - и, как следствие, засилье гнуса и комаров. Голодные, жадные, они слетаются на человека целыми эскадрильями. Пришлось весь этот жаркий день проходить в куртке, но даже она не оказалась для насекомых непреодолимой преградой.

Да, вы приехали в самое благодатное для кровососов время, - навстречу нам выходит, широко улыбаясь, трудник Димитрий, - им сейчас раздолье. Но скоро пойдут стрекозы, и комаров поубавится: в сутки стрекоза съедает насекомыхстолько, что их вес превосходит её собственный в несколько раз!

Димитрий рассказывает, что он - дальний родственник священномученика Илариона (Троицкого):

Мой прадед, священник Иоанн Троицкий, приходился священномученику двоюродным братом. Священнический род Троицких был очень большим - в Тульской губернии служили, в Ярославской. А мой прадед незадолго перед революцией возвращался со Всенощного бдения, темно, фонари не горят, запнулся о булыжник мостовой, упал и разбил себе коленку. Как следствие - туберкулез костей. Революцию прадед встретил уже больным, в постели. Такая у меня семья интересная. Ну а я… - Димитрий выдерживает недолгую паузу и со смехом выдает, - а я курю!

Димитрий, наверно, самый веселый насельник в обители. Глядя на него, и не подумаешь, что за спиной у человека - трудная жизнь…

Иерей Димитрий Пономарёв, кандидат богословия, автор двух монографий о жизни преподобного Антония Дымского и истории созданного им монастыря, защитил диссертацию об истории Антониево-Дымского монастыря:

В нынешнем церковном календаре датой кончины Антония Дымского называется 1224 год. Тогда как во всех известных нам 35 списках его жития (и в краткой, и в пространной редакции) указано, что он родился в 1206 году, обитель основал в 1243-м, а умер в 1273 году. 1224 год появился как попытка согласовать даты жизни преподобного Антония с датами жизни его учителя Варлаама Хутынского. В житиях сказано, что преподобный Антоний был его сверстником. И когда Антоний возвращается из своего посольства в Византию, Варлаам Хутынский, уже будучи на смертном одре, передает ему монастырь как своему сверстнику. Это слово «сверстник» многих ввело в заблуждение, потому что в понимании современного человека сверстник - это равный возрастом. И потому архиепископ Филарет (Гумилевский) в 1860 году в своей книжке «жития святых за январь» пишет в сноске, что варлаам хутынский родился в 1156 году. Антоний Дымский - его сверстник и, по житию, прожил 67 лет; прибавим это к 1156 году и получим как раз 1224 год. Но в житии также говорится, что жалованную грамоту на землю вокруг Дымского озера (для того чтобы появился монастырь, нужна земля и документ на нее) преподобному дал святой благоверный князь Александр Невский. Это повторяют все списки жития Антония Дымского. Александр Невский родился в 1222 году. А если Антоний Дымский умер в 1224-м, как Александр Невский мог ему дать жалованную грамоту? Князю было тогда два года от роду. Я предлагаю вернуться к тому, что и прежде было записано во всех без исключения рукописных списках жития преподобного Антония Дымского - он родился в 1206-м, а умер в 1273 году. Но проблема в том, что в таком случае придется пересмотреть и даты жизни Варлаама Хутынского, который, по всей видимости, преставился не в 1193-м, а в 1243 году. Кстати, церковное предание говорит, что он прожил 87 лет, и дата его кончины в 1243 году выглядит более правдоподобно.

ПРОСТРАНСТВО ОБИТЕЛИ

Главная святыня монастыря - мощи преподобного Антония Дымского, основателя обители. Они покоятся в Казанском храме, единственной на сегодняшний день действующей монастырской церкви. От братского корпуса (до революции это была гостиница для паломников) к высокой колокольне храма, сумевшей пережить эпоху забвения, ведут ступени, также сохранившиеся с тех давних времен. Эта лестница пролегала под парадными монастырскими воротами, выстроенными в стиле александровского классицизма. Здесь был центральный вход в обитель, обнесенную со всех сторон стеной, по четырем углам увенчанной двухъярусными башнями. Сегодня не осталось ни стен - лишь деревянный забор повторяет их контур, ни башен. Казанский храм тоже не дошел до наших дней в целости и сохранности: полуразрушенная колокольня - это, собственно, всё, что осталось от исторического соборного храма. К ней и пристроили монахи нашего времени храм, на кирпичах которого и сейчас видны нанесенные маркером имена сотен и сотен жертвователей, верующих, которые имели возможность внести только эту малую лепту для возрождения храма.

МОНАХ С ГОВОРЯЩЕЙ ФАМИЛИЕЙ

В начале XXI века центральный въезд в монастырь находится совсем не там, где он располагался до революции. Первая постройка, которую видит вошедший, - домик привратника. Его делал монастырский плотник монах Павел. Фамилия у отца Павла говорящая - Плотников.

Когда я семь лет назад поступал в обитель, тогдашний настоятель игумен Игнатий (Бузин) (ныне епископ Армавирский и Лабинский. - Прим. ред.) спросил, как меня зовут. «А, Плотников, - обрадовался он, - ну так и будешь у нас плотником». А ведь в роду у меня, действительно, много плотницких дел мастеров.

Многое в обители - дело рук отца Павла: от киотов икон в братских кельях до аналоя и иконостаса в храме. И лишь в келье самого мастера нет ни одного предмета мебели, который бы он сделал сам.

Сапожник всегда без сапог, - смеется монах, показывая мне свое скромное обиталище.

Кровать, стол, тумбочка, пара табуреток. У стены - гладильная доска. Кровать огорожена небольшой ширмой, и от этого у дверей получается некоторое подобие прихожей. На тумбочке фотография улыбающейся женщины с детьми. Оказалось, это дочка и внуки отца Павла.

Они у меня молодцы! - с любовью глядя на снимок, говорит он. - Дочь несколько языков знает, внучка рисует. Навещают меня иногда.

ГРАНИЦА ВНУТРИ И СНАРУЖИ

Всей братии в обители 13 человек: три послушника, один инок, пять монахов, два иеродиакона и один иеромонах и игумен. Это много по меркам сегодняшних дней, особенно для малых монастырей, таких как Антониево-Дымский. «Секрет успеха» кроется в том, что здесь стараются выстроить подобающую монашескую общину, ставя на первое место духовную жизнь братии.

Знакомы вам истории про то, как некогда тихая уединенная обитель с приходом крупных спонсоров превращалась в туристический центр? - спрашивает игумен монастыря Адриан (Дементьев). - Мы этого побаиваемся. Не подумайте,что я не хочу восстанавливать монастырь из руин, мы это делаем в меру сил и возможностей, - но прежде нужно создать для братии все условия, чтобы они могли вести уединенную, отделенную от внешнего мира жизнь, научились и полюбили это ко времени, когда монастырский комплекс будет восстановлен и паломников станет намного больше. Иначе в чём тогда смысл быть монахом? Получится тот же мирянин, только в других одеждах.

Границу между монахами и миром очень важно уметь провести не только по территории обители - например, полностью ограничив доступ паломников к братскому корпусу и внутренней жизни монастыря, оставив для них доступными храм со святынями, - но и в душе самих насельников, что гораздо труднее. Отчасти и из этих соображений в Антониево-Дымском монастыре разработали свой внутренний устав - опыт, уникальный для наших дней.

За основу мы взяли Устав Троице-Сергиевой лавры и «Положение о монастырях и монашествующих», принятое Русской Православной Церковью в конце 2017 года, - рассказывает игумен Адриан. - Мы прописали многие моменты, которые не учтены в «Положении», потому что это общий документ, составленный для всех монастырей России, и которых нет в Лаврском уставе, принятом еще в 1959 году, но есть в жизни Дымской обители. Приведу пример. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон - а там интернет, мессенджеры. Получается, человек ушел в монастырь, а на самом деле всегда на связи с миром. И мы прописали в своем уставе, который ориентирует человека к монашеской жизни, что пребывание в монастыре не предполагает пользование интернетом и мобильной связью. Это может быть разрешено, например, для учащихся в духовных школах или по какой-то иной надобности, но с благословенияигумена, и будет организовано, допустим, в библиотеке монастыря. Однако я не сторонник принудительных мер: монах должен сам прийти к тому, чтобы перестать пользоваться телефоном и компьютером. Этот выбор добровольный, но при этом необходимый - монах не порвет с миром, если мир у него «в кармане». Время общения с миром монах должен сокращать, а с Богом - увеличивать. Пусть каждый новоприбывающий к нам ознакомится с Уставом, и если он готов жить по таким правилам - добро пожаловать.

ЗНАКОМСТВО С ЭКОНОМОМ

Иеродиакон Никон (Кожевников) - с виду самый суровый насельник. И это правильно, ведь эконом в обители - то же самое, что исполнительный директор на предприятии. То есть в его руках сосредоточено непосредственное управление всей материальной жизнью монастыря. Он - помощник игумена в хозяйственной деятельности обители. Контролировать приходится всё - от процесса заготовки дров до прокладки водопровода. А еще отец Никон - тот, кто обычно первым беседует с человеком, желающим потрудиться в монастыре, стать послушником.

Представление о монашеской жизни сформировано по книгам, картинкам или фильмам, - говорит отец Никон. - На самом деле она много тяжелее этих пасторальных описаний. Об этом надо сразу предупреждать: если ты бежишь к нам от проблем, то у тебя ничего не получится в монастыре. Лучше даже не пытаться - а то хуже будет. А кто виноват окажется? Господь?! Потому что прежние нерешенные проблемы здесь тебя найдут обязательно, и будет еще пуще, чем в миру. Приходилось отсылать некоторых насельников обратно домой - люди не справлялись, провоцировали конфликты с братией. Монастырь - ковчег спасения, малый коллектив, поэтому бывает и так, что от некоторых разногласий никуда не деться. Нужно большое терпение!

ОТЕЦ АНТОНИЙ

В Антониево-Дымском монастыре два священника - игумен обители Адриан (Дементьев) и иеромонах Антоний (Броваренко) - казначей обители.

Отец Антоний совершенно лишен рисовки, удивительно прост и прям в общении. Впрочем, так можно сказать о большинстве здешних насельников, но отец Антоний выделяется даже на их фоне. Основное его послушание - работа на монастырской ферме. Бóльшую часть своей жизни он проводит в компании коров, кур и гусей, отлучаясь из хлева только в храм на богослужения, в келью на сон и в трапезную на обед и ужин. Впрочем, последнее верно не всегда - бывает, что и обедает отец Антоний тут же, на рабочем месте. Иногда он здесь даже спит - не среди птиц и животных, конечно, а в небольшой отгороженной каморке с холодильником, столом и старым сервантом, в котором за стеклом хранятся самые разнообразные ветеринарные препараты.

Монашеский путь отца Антония начинался со Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в Стрельне. Благочинным там служил иеромонах Игнатий (Бузин) . Вместе с ним и еще одним монахом отец Антоний проделал путь из Сергиевой пустыни сначала на подворье Коневского монастыря в Приозерске, где был пострижен в мантию, а затем в Тихвинский Успенский монастырь , к которому тогда в качестве скита был приписан Антониево-Дымский.

Когда Дымский монастырь стал самостоятельным, отца Игнатия поставили игуменом, - рассказывает он. - До этого скитом управлял иеромонах Никита, он, кстати, потом в мир ушел, женат, дети. Бывает и так в монашеской жизни, чего ж скрывать. Мое мнение такое, что большинство расстриг просто слишком рано приняли постриг, им бы подольше побыть послушниками, побольше бы времени дать на размышления.

Кстати, коровы у отца Антония удивительно чистые, вымытые, ни в одном хозяйстве я не встречал таких ухоженных буренок.

Ну а почему они должны быть грязными? - удивляется монах. - Мы ведь их любим.

ДВА РАЗНЫХ ПУТИ

В Антониево-Дымском монастыре заведена такая традиция: каждый день за обедом игумен Адриан собственноручно разливает братии суп по тарелкам. Это одна из форм служения игумена насельникам - следование Христовой заповеди «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23, 11).

Как посторонний наблюдатель, я замечаю одно большое отличие в устроении жизни этого монастыря от многих других обителей. Это простота в отношениях, - говорит священник монастырского подворья в Петербурге иерей Димитрий Пономарёв , - ни в коем случае не панибратство, но - простота, сердечность в отношениях. Скажу даже, что дымского монаха сразу видно: всё очень естественно.

У каждого из насельников своя история прихода в монастырь. Игумен Адриан, например, рассказывает, что его путь к монашеству был довольно ровным, спокойным. Родом из простой рабочей семьи, он учился в обычной средней школе, играл на гитаре в музыкальной группе. Затем стал читать Евангелие на заре возрождения Церкви в начале 1990-х, тогда же и начал ходить в храм - первым откровением о существовании иных смыслов стало посещение со школьным другом Александро-Невской лавры, где товарищ приложился к иконе, что немало удивило будущего игумена. Еще в школе отец Адриан начал посещать богослужения, поступил в Институт богословия и философии, откуда его забрали в армию, потому что институт отсрочки не давал. После армии - работа отделочником квартир. В 1998 году игумен Лукиан (Куценко), ныне архиепископ Благовещенский и Тындинский, пригласил его на два месяца потрудиться в монастырь Александра Свирского… Два месяца превратились в двадцать лет.

Иеромонах Антоний, наоборот, говорит, что в юности жил жизнью, максимально далекой от веры. Некоторых его друзей из той поры уже нет в живых - умерли от наркотиков. По образованию он инженер-электрик, или, как шутит сам, «инженер минус электрик». Крестился в 1994 году «из соображений безопасности»: чтобы «какая беда не случилась». И лишь через год после этого события решил почитать Библию - надо же знать, что там написано.

Понимания написанного не пришло, но в подсознании что-то отложилось. А уже затем я услышал у друга радио «Радонеж» и решил почитать что-нибудь о православии.

Сначала Павел (имя отца Антония в миру) хотел купить в церковной лавке «Лествицу», но её не было, и он приобрел «Маргарит духовный».

Тогда-то я и понял: монашество - это мое.

ИЗ СПОРТА В МОНАХИ

А благочинный Антониево-Дымского монастыря иеродиакон Александр (Семак) понял, что монашество - это его, когда приехал по благословению протоиерея Николая Беляева из Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке потрудиться в Антониево-Дымский.

Отец Александр - наверное, самый скромный насельник монастыря. Историю своей жизни он описывает общими фразами, будто не хочет, чтобы воспоминания о прошлом вторгались в его нынешнюю монашескую жизнь. Родился он в Воронеже, учился в Москве, потом профессионально занимался спортом. Однажды друзья попросили его стать крестным их ребенку - и так, оказавшись в храме, будущий монах захотел вернуться под его своды еще раз.

Самое главное в монашеской жизни - это, действительно, терпение. Его нужно здесь не воз, а целый обоз. Но еще важнее - желание служить Богу и духовно возрастать. Без этого даже терпение не поможет, - говорит отец Александр.

Отец Александр - также и монастырский повар. Каждый день он, когда в одиночку, когда с помощниками, умудряется досыта и вкусно кормить братию. Непростая задача. С ней он справляется на отлично. А неизменные на столе малосольные монастырские огурцы и вовсе бесподобны. И еще он печет просфоры и хлеб.

Так что история у меня самая что ни на есть простая, - скромно подытоживает рассказ этот замечательный монах, не очень-то желая тиражировать публично подробности своей жизни и карьеры.

Вот мы и не станем этого делать.

ПЕРВЫЙ ХРАМ АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Игумен Адриан рассказывает, какие восстановительные работы он хотел бы провести в первую очередь:

Перво-наперво нужно достроить соборный храм. Службы-то идут пока только в нижнем Казанском храме. Когда завершим все работы на втором этаже, Казанским станет тот, верхний храм, а нижний - храмом преподобного Антония Дымского.

Кстати, в России пока нет ни одного храма в честь этого святого. Чтобы идея игумена претворилась в жизнь, надо освоить огромный фронт работ - например, перенести в другое место храмовую лавку, чтобы сделать на её месте лестницу в верхний храм, но прежде возвести пять куполов, отремонтировать колокольню и крышу. Этим уже начали заниматься.

НЕ БЫВШИЙ, НО ДЕЙСТВУЮЩИЙ

И все-таки монастырь - это, прежде всего, не стены, и даже не храм, а люди, которые придают таким постройкам смысл. Чем еще совсем недавно были эти стены без монахов? Школой трактористов, психиатрической больницей, складом, санаторием-профилакторием. И слово «монастырь» в отношении этого места можно было употреблять, только добавляя к нему «бывший». Теперь в этих стенах снова молятся. Здесь снова - монастырь. Игумен Адриан, отцы Антоний, Никон и Александр, остальные монахи, иноки и послушники - вот те люди, которые возвращают стенам их первоначальный смысл, переводя монастырь из категории «бывший» в категорию «действующий».

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь – один из самых древних на Северо-Западе России. Он был основан на Новгородчине в XIII веке иноком Антонием сначала как небольшое сообщество подвижников. Название получил не от имени основателя, а в честь преподобного Антония Великого, который во времена раннего христианства был провозвестником отшельнического монашества.

Вторая часть названия – географическая. Для христианского подвига Антоний избрал место недалеко от Дымковского озера. Отшельник построил келью на холме и творил молитвы на валуне среди вод. Для большего умерщвления плоти Антоний, не снимая, носил тяжелый железный головной убор (3 кг), в котором часто изображается на иконах. Когда слава о праведнике распространилась, сюда начали стекаться люди, желавшие разделить с ним тяготы и святость жизни.

Официально монастырь был утвержден грамотой Александра Ярославовича Невского. С этим событием связано предание о том, что страдающий ревматизмом князь, искупавшись в озере, полностью исцелился. Обычай омовения в озере перед началом молитв ввел сам св. Антоний, традиция соблюдалась до начала ХХ века и в наши дни возрождается.

Первая церковь, воздвигнутая в монастыре, была посвящена его небесному покровителю – Антонию Великому. Придел Антониевской церкви был воздвигнут в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. После смерти основатель обители был похоронен у клироса. Через 100 лет мощи святого были найдены нетленными и помещены в красивую раку.

В начале XV века, из-за угрозы татарского нашествия, монахи укрыли мощи святого под землей, накрыв их каменной плитой, а священные реликвии, в том числе и железную шляпу опустили в глубины вод Дымковского озера, которое после этих событий получило свое второе название – Святое. Монастырь был опустошен и покинут монахами. В конце XVI века безлюдный монастырь стал на время убежищем для иноков из Валаама, а в 1611 году был окончательно разрушен шведами.

Через 40 лет деятельность монахов на святом месте возобновилась, а в 1655 году здесь был построен Свято-Троицкий собор, который стал местом сохранения вновь обращенных мощей св. Антония и реликвий, поднятых со дна Святого озера. Храм Антония Великого был перестроен в камне. Во времена Екатерины II обитель была упразднена, Троицкий собор служил приходский церковью.

В конце XVIII века деятельность Антониевского монастыря опять была возобновлена. К пятикупольному Троицкому собору была пристроена двухъярусная звонница, были возведены новые сооружения – деревянная церковь Иоанна Предтечи и трапезная. В 1806 году в Троицком соборе освятили придел в честь преподобного Антония. Весь XIX век жизнь монастыря была наполнена обычными монашескими трудами и молитвами.

В предреволюционные годы здесь трудилось свыше 50 насельников. Участь монастыря в эпоху антирелигиозной борьбы была похожа на многие другие. В 1919 году он был упразднен, на его территории орудовала коммуна, главным занятием которой была разборка кирпичных построек. Позже в сохранившихся помещениях функционировала психиатрическая лечебница.

Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.

В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.

Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.

В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.

В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: "В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами

В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.

В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.

В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.

Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные".

На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского.

Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.

Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.

Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.

В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

Антониево-Дымский мужской монастырь только 20 лет как восстанавливается из руин. Расположена обитель в деревне Красный Броневик в Бокситогорском районе. Главная святыня – чудотворные мощи основателя, преподобного Антония. Как говорят в монастыре, молитва и купание в святом Дымском озере ставят инвалидов на ноги.

РАВНЫЙ ПО ДУХУ

Одну из древнейших обителей Северной Руси основал в 1243 году преподобный Антоний. Будущий святой родился в Великом Новгороде в 1206-м в семье христиан. В 19 лет Антоний покинул отчий дом и пришел в обитель на Хутыни, чтобы стать иноком. В те времена монастырь возглавлял Варлаам. Спустя два года он постриг юношу в монахи.

Инок приходил в храм первым и покидал его последним. Немудрено, что, когда монастырю нужно было отправить кого-то из братии в Константинополь по церковным делам, выбрали Антония, самого смиренного и добродетельного.

Из Византии монах вернулся спустя пять лет, исполнив поручение и получив от епископа подарки для обители и мудрые наставления. Вернулся в скорбный час – его наставник Варлаам умирал. Перед смертью он созвал братию и сказал, что оставляет обитель на Антония, своего сверстника, то есть равного по духу.

Антоний принял управление обителью в 1243-м. Исполнил наказ Варлаама достроить каменную церковь Преображения. Но настоятелем он не пробыл и года: в 37 лет инок тайно покинул монастырь и ушел в леса.

ВЕНЕЦ ПОСЛУШАНИЯ

Немало прошел Антоний по дебрям, прежде чем вышел к подножию холма и окутанному туманом озеру (благодаря этому озеро и прозвали Дымским. – Прим. авт.). Это сейчас здесь стоит обитель, к которой верующие стекаются со всей России . А тогда это было дикое место первозданной красоты.

Вскоре на берегу озера появился небольшой шалаш. Ближе к зиме монах выкопал пещеру и построил келью. Инок трудился днем и ночью, а для пущего измождения носил не снимая тяжелые вериги (цепи. – Прим. ред.) и железную шестикилограммовую шапку. В поля шляпы были вбиты гвозди, которые врезались в голову, напоминая муку тернового венца. Говорят, что этот головной убор еще лежал у мощей преподобного в XIX веке, а затем бесследно пропал.


Но дремучие леса не скрыли богоугодную жизнь Антония от его искренних последователей: вокруг отшельника стала собираться братия. И в 1250 году к Александру Невскому обратились с просьбой дать жалованную грамоту на земли у Дымского озера, чтобы создать монастырь.

Ровно 30 лет Антоний отдал обустройству обители. Преподобный скончался в 1273-м, когда ему было 67 лет. Его положили в построенной им же церкви, а в 1370 году, во время правления Дмитрия Донского , обрели его мощи: за век тело Антония осталось нетленным.

«ВСТАНЬ И СИДИ!»

Святые останки положили в открытую раку в том же храме за 13 лет до явления чудотворной Тихвинской иконы. Поэтому Антония считают предтечей.

Записи о чудесах, которые творят мощи святого Антония, стали вести с середины XVII века. Многие, помолившись преподобному и искупавшись в Дымском озере, излечивались от хворей. К примеру, петербургский купец Ермолай Калитин, избавившись в 1744 году от ужасных струпьев по всему телу, в благодарность дал денег на постройку церкви. На его же пожертвования в храме соорудили два иконостаса и раку.

Необычна история Симеона, который жил в Тихвинском посаде в середине XVII века. Два года несчастный ходил с загноившимися глазами, из которых сочилась и кровь. У церкви с мощами Антония он промыл глаза утренней росой – и исцелился.


Через несколько лет Симеон, «впав в искушение», тяжело заболел и уже ожидал смерти, как после хвалы Антонию увидел странный сон. В нем были ангелы, которые несли по воздуху Тихвинскую икону и икону Антония. Была при них и чаша, до краев наполненная святой водой. Ангелы устыдили Симеона: «Чего лежишь распростертым на одре своем?» А когда он заговорил о хвори, появился святой Антоний: «Встань и сиди!» – и окропил больного. Симеон проснулся здоровым.

«МОНАСТЫРЬ ГОРИТ»

За свою историю обитель разрушали трижды: в 1409-м – татары, в 1611-м – шведы, в 1919-м – советы. Во время нашествия татар, по преданию, мощи, вериги и шляпу Антония, а также утварь и колокола спрятали и уберегли на дне озера.

В 1585 году шведы разорили Валаамский монастырь, и иноки некоторое время жили в Дымской обители. А в 1611-м шведские войска, которые не смогли осадить Тихвинский монастырь, ударили по обители Антония. Выстоять она, неукрепленная, не смогла: храмы и кельи сожгли, уцелевшие братья разошлись. За восстановление «монастыря на Дымях», по велению Михаила Федоровича Романова , взялись спустя 15 лет. А уже при Алексее Михайловиче здесь появился первый каменный храм.


В 1687 году в Дымском монастыре случился страшный пожар. Благодаря заступничеству Антония братия не пострадала: святой явился во сне одному из монахов и предупредил, что тот «сгорит бездельно». Инок в страхе проснулся и увидел, что в его келье из-за неисправной печи уже бушует пламя.

Спустя месяц вспыхнули трапезная и хлебопекарня. И снова монахов спас Антоний, который явился задремавшему пономарю и сказал: «Проснись! Монастырь горит!» Пламя вовремя потушили.

В XIX веке обитель обновили и расширили: на месте деревянных построек появились каменные. У монастыря были свои приходская школа, квасоварня, ледники, огороды и луга , дровяной лес.

ТРАКТОРИСТЫ, КИРПИЧИ

В 1919 году монастырь закрыли. Для разгона монахов пригнали броневик. В память о тех событиях обитель переименовали в деревню Красный Броневик.


Опустевшую обитель занял приют для калек и престарелых. Потом там устроили предприятие по производству кирпича. Суть его работы сводилась к разбору монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. Тогда же, в 1929-м, уничтожили и монастырское кладбище. При этом Казанский собор монастыря работал до конца 1930-х как приходской храм.


После войны в сохранившихся келейном корпусе и гостинице устроили школу для трактористов. К 1961 году его окончательно разобрали.

К началу 1990-х остались остов соборной колокольни, келейный корпус, корпус богадельни, здание церковно-приходского училища и несколько хозпостроек.

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЩЕЙ

Возрождаться Дымская обитель начала в 1994 году, когда на святом озере, у камня, где молился Антоний, установили поклонный крест. В начале 2000-х начали отстраивать Казанский. Колокола подняли в 2010 году, но восстановление собора еще продолжается.


Мощи вновь обрели в 2001 году и положили в Тихвинском монастыре. Домой же святой Антоний вернулся в 2008-м – после утверждения обители Синодом.

Наряду с мощами преподобного в монастыре есть и другие святыни: иконы с частицами мощей Матроны, мучениц Веры, Надежды и Любови, а также других святых.

КАК ДОЕХАТЬ ДО МОНАСТЫРЯ:

Из Санкт-Петербурга – автобусами: направление – Бокситогорск , Пикалево ; остановка Галично, далее три километра пешком.

Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь находится в деревеньке Красный Броневик, что расположена в Бокситогорском районе Ленинградской области. Эта православная обитель принадлежит Санкт-Петербургской митрополии РПЦ. В двадцати километрах от нее находится город Бокситогорск, а в семнадцати - Тихвин. Антониево-Дымский монастырь имеет богатую историю основания и существования - об этом и пойдет речь далее.

Предания

Обитель, согласно преданию, основана в 1242 году на землях преподобным Антонием, который был учеником Варлаама Хутынского. Учреждение состоялось официально, когда была пожалована грамота князем Александром Невским.

24 июня 1273 г. (по другим сведениям - 1224 г.) преподобный Антоний умер, его тело положили у клироса в устроенной им же церкви. Мощи святого в 1370 году были обретены нетленными, их положили в этом же Антониевском храме открыто в раке.

В 1409 г. обитель якобы полностью разрушили во время нашествия на Новгородские земли хана Едигея (на самом деле Едигей не дошел до Новгородской земли). Видя приближение врага, насельники монастыря пропели у раки с мощами Антония молебен и скрыли их под спудом, присыпав землей и положив каменную плиту. вериги, железную шляпу и колокола святого опустили на самое дно Дымского озера.

XVI-XVII века

С 1585 года, после того как шведами в 1578 г. была разорена Валаамская обитель, ее монахи переселились в Антониево-Дымский монастырь. Здесь сохранили общежительные валаамские традиции. В 1618 г. иноков перевели в Васильевскую обитель на Волхове.

В 1611 году разорению шведов подвергся монастырь. Войска Якова Делагарди осадой не смогли взять Тихвинскую Успенскую обитель и свой удар обрушили на Дымскую. Братия неукрепленного монастыря не смогла оказать сопротивления и разошлась по окрестным лесам. Кельи и храмы были сожжены.

С благословения в 1626 году царь велел возобновить Антониево-Дымский монастырь. А в период царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, в обители трудами игумена Филарета был построен первый храм из камня.

В 1687 г. Дымский монастырь сгорел, а затем был заново отстроен.

В грамоте царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 21 июня 1692 г. обитель числилась приписной к Софийскому дому.

Источники ранней истории монастыря

Сведения об основании обители содержит житие Антония Дымского, наиболее ранняя его редакция из дошедших до нас датируется концом семнадцатого века. Скорее всего, в Дымском монастыре житие было составлено с использованием местных преданий.

Вторая, более поздняя редакция датируется концом XVIII - началом XIX века, и является, по мнению исследователей, переработкой первой редакции по образцу жития преподобного Феодосия Тотемского.

В чем состоят причины скудости сведений о ранней истории Дымской обители? В первой редакции сообщается, что информация не сохранилась «от велия забвения и нерадения… и от всяких воинских людей находов, и буести, и от бывших пожаров».

О пожалованной в 1243 г. Александром Невским на создание монастыря грамоте упоминается в поздней редакции жития Антония. В ней же сообщается о событиях 1409, 1611, 1626 гг., хотя многие их считают легендарными, поскольку в других источниках нет указаний на них.

1700-1919 годы

В 1764 году, в период секуляризации монастырских земель, вновь упразднили обитель, и соборный храм сделали приходским. Игнатий, архимандрит Тихвинского монастыря, в 1794 г. обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу и походатайствовал о возобновлении обители. Антониево-Дымский мужской монастырь указом от 01.09.1794 г. был вновь открыт с общежительным уставом, который митрополит собственноручно составил и прислал 11 октября 1795 г.

9 апреля 1799-го император Павел Первый из казны пожертвовал на починку обители две тысячи сосновых деревьев.

В девятнадцатом столетии монастырь вновь был обновлен. Большинство деревянных построек заменили каменными. Трудами настоятеля Амфилохия в 1839 году вокруг обители была построена каменная ограда со Святыми вратами и четырьмя башнями по углам. При игумене Иларии в 1840 году был возведен одноэтажный братский корпус, а в 1846-м построили двухэтажный настоятельский корпус, где расположились кухня, братская трапезная и просфорня. В 1849 году возвели двухэтажный паломнический корпус, а в 1850-м — ледники, хозяйственные сооружения и квасоварню.

При обители функционировала приходская школа, где обучались ребятишки из окрестных деревень.

Доходы

Монастырь был трехклассным и получал каждый год содержание в размере 85,71 руб. Его годовые доходы в общей сложности не превышали 110 руб. Огороды, луговую землю, пашни, дровяной лес имел в пользовании Антониево-Дымский монастырь. И озеро, на берега которого когда-то пришел преподобный Антоний в поисках молитвенного уединения, тоже принадлежало ему. Доходу способствовала проводимая каждый год в празднование дня памяти Иоанна Предтечи четырехдневная Антониевская ярмарка.

Число насельников, начиная с тридцати иноков Тихвинской обители, в 1794 г. поселившихся здесь, к 1917 году увеличилось до пятидесяти пяти. В рапорте архимандрита Антония (Демянского) от 1913 г. сообщается, что вся братия, за исключением нескольких человек, плохо себя вела. Большинство иеромонахов имели семьи, а настоятель настроил окружающее население против себя, и люди грозили поджогом.

Последним которым в срочном порядке заменили отца Мефодия, указанного в рапорте, был игумен Феоктист.

Период закрытия

В 1919 г. обитель была упразднена. Как рассказывали местные жители, чтобы разогнать монахов, был пригнан броневик. Населенный пункт на месте монастыря в память о том событии переименовали в Красный броневик.

В помещениях обители в 1921 году располагался приют для престарелых и инвалидов. В 1929 году здесь образовали коммуну по производству кирпича, деятельность которой заключалась в разборке монастырских башен и стен на кирпичи для продажи.

До конца 1930-х гг. Троицкий собор действовал в качестве приходского храма. В этот же период было уничтожено монастырское кладбище.

По окончании ВОВ в гостинице и сохранившемся келейном корпусе организовали школу трактористов, а затем в этих зданиях расположили психиатрическую больницу.

В последние десятилетия двадцатого века остатки обители передали бокситогорскому комбинату «Глинозем». В монастырском странноприимном доме разместили санаторий-профилакторий завода. Главный собор использовали под склад, а в 1956-1961 гг. его разобрали окончательно.

К началу 1990-х гг. от комплекса сохранились лишь келейный двухэтажный корпус, остов четырёхъярусной колокольни собора, здание приходского училища, несколько хозяйственных деревянных построек, корпус странноприимного дома.

Возобновление обители

На Дымском озере у камня, где, если верить преданию, молился святой Антоний, в 1994 году установили деревянный четырехметровый крест. Такое событие было приурочено к 770-летнему юбилею со дня преставления Антония и двухсотлетию второго возобновления обители в 1794 г.

Антониево-Дымский монастырь 30 октября 1997 г. был передан РПЦ и в качестве скита приписан к Тихвинской обители.

В 2000 г. начали восстанавливать главный собор, работы продолжаются до настоящего времени. Стараниями игумена Евфимия, настоятеля Тихвинского монастыря, в 2001 г. в обители произошло второе обретение мощей Антония. До 2008 года они находились в Успенском соборе Тихвинской обители, а затем были возвращены в Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь.

На Дымском озере в конце девяностых годов двадцатого века возвели деревянную часовню преподобного Антония, в 2011 г. ее заменили каменной часовней. Кроме того, была построена купальня и обустроен берег.

6 октября 2008 г. Антониево-Дымский монастырь получил статус самостоятельной обители, его настоятелем был назначен игумен Игнатий.

Подворье в Санкт-Петербурге

В 1893 г. по проекту архитектора Н. Никонова для Санкт-Петербургского Епархиального Братства была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она имеет два престола: внизу - мученика Вонифатия, а вверху - Покрова Пресвятой Богородицы. 19 июня 2012 г. церковь получила статус подворья Дымской обители. Первая служба в храме мученика Вонифатия прошла 11 августа 2012 года.

Антониево-Дымский монастырь: как доехать

Обитель находится в Бокситогорском районе Ленинградской области, в деревне Красный Броневик, п/о Галично. Доехать до нее можно с автовокзала Санкт-Петербурга на Обводном канале. Необходимо сесть на рейсовый автобус, следующий до Пикалево или Бокситогорска, выйти на остановке "Галично", после чего пешком пройти три километра.