Елена Викторовна Трегубова. Биографическая справка. Биография Фрагменты из книги: "Прощание кремлевского диггера"

Елена Трегубова известна каждому, кто давно следит за российской журналистикой и политикой. Эта журналистка, работавшая в свое время в изданиях «Независимая газета», «Сегодня» и «Русский телеграф», успела написать нашумевшую книгу «Байки кремлевского диггера». Именно этот факт привлек к ней внимание как политиков, так и общественности.

Биографические данные

Родилась Трегубова Елена Викторовна 24 мая 1973 года в Москве. В сторону журналистики выбор был сделан в 1991 году. По словам Елены, журналисты всегда находились в оппозиции к существующей власти и это позволяло им быть героями народа. Очевидно, что подобное видение ситуации вдохновляло будущую писательницу и журналистку.

В результате Елена Трегубова успешно окончила факультет журналистики в МГУ. Начав свою карьеру в «Независимой газете», она в итоге добралась до известного издания «Комерсантъ», успев при этом, в перерыве между работой в газетах, опробовать свои силы на радио «Немецкая волна».

Внимания заслуживает и тот факт, что Елена Трегубова являлась членом Кремлевской пресс-службы в период с 1997 по 2001 год. Речь идет о так называемом Кремлевском пуле, который по сути был сообществом аккредитованных при президенте РФ журналистов.

Благодаря этой деятельности Елена успела взять интервью у многих важных лиц, работавших в администрации, включая Владимира Путина и

Зарождение конфликта

Согласно взглядам, которых придерживалась Елена Трегубова, журналист должен действовать в интересах народа и не являться защитником нечестной власти. Именно этот аспект ее мировоззрения, который часто находил свое выражение в статьях, привел к потере лояльности со стороны политической элиты страны.

Вскоре пресс-секретарь президента перестал пускать Елену на официальные брифинги, на которых могли присутствовать другие корреспонденты. Журналистка в своей книге «Байки Кремлевского диггера» утверждает, что Громов в качестве причины постоянных отказов назвал личную инициативу Путина. Объяснил он подобную реакцию недовольством президента относительно той ситуации, когда Елена Трегубоварасспрашивала его об отношениях с Борисом Березовским.

Итогом смелых оценок деятельности Кремля стало исключение Трегубовой из числа журналистов, имеющих аккредитацию, позволяющую работать с администрацией президента. Произошло это при Владимире Путине в 2001 году.

История покушения

Елена Трегубова - журналист, который не любил закрывать глаза на неправомерные, по ее мнению, действия правительства. Именно по этой причине она и решила презентовать общественности компрометирующую власть информацию в виде книги «Байки Кремлевского диггера».

В результате спустя 4 месяца после публикации, в феврале 2004 года, писательнице позвонил человек, представившийся как сотрудник аэропорта Шереметьево. По его словам, он должен был передать Елене Трегубовой некий пакет и для этого попросил назвать адрес, по которому его можно доставить. Журналистка отказалась предоставлять подобную информацию, после чего звонивший повесил трубку. После, 2 февраля, возле двери квартиры, в которой жила писательница, произошел взрыв. Эксперты установили, что это было самодельное После этого Елена Трегубова, фото которой появилось в новостных выпусках, осознала, что находится в опасности.

Что касается следователей Тверской межрайонной прокуратуры, то они не посчитали нужным возбуждать уголовное дело, определив происшедшее как акт хулиганства.

Попытки «замять» инцидент

Несмотря на тот факт что в прокуратуре не посчитали нужным связывать активную деятельность Трегубовой и взрыв возле дверей ее квартиры, сама журналистка проявляла инициативу в отношении дачи официальных показаний, причем неоднократно. Но правоохранительные органы не выказывали ответной заинтересованности.

Но в отличие от милиции и прокуратуры, отечественные и мировые СМИ охарактеризовали данный инцидент как покушение на жизнь журналистки, вследствие чего факт взрыва приобрел новый статус. Елена Трегубова была вызвана на допрос в ГУВД. Но дело так и не было возбуждено.

Сама журналистка считала, что отказ милиции брать у нее показания и последующее игнорирование реального основания для возбуждения дела косвенно указывают на причастность к покушению властей. Также факт взрыва она связала с тем, что накануне, во время интервью, она рассказала о работе над второй книгой с не менее провокационным содержанием. По мнению журналистки, данный факт мог не понравиться представителям власти и они отреагировали достаточно жестко.

Но впоследствии, уже в интервью газете «Комерсантъ», Трегубова изменила собственное отношение к ситуации, озвучив свое сомнение относительно причастности к взрыву спецслужб. Она считала, что Путин не был заинтересован в подобных инцидентах накануне проведения выборов.

Вопреки общей оценке взрыва, которая прозвучала в медиапространстве, газета «Московский комсомолец» на следующий день после инцидента разместила статью с утверждением, что вся история со взрывом - это не более чем рекламный ход, ориентированный на поднятие рейтинга выпущенной книги «Байки Кремлевского диггера».

При этом саму книгу газета определила как посредственный литературный продукт и причислила факт ее издания к следствиям работы сторонников Бориса Березовского. Также в статье утверждалось, что сотрудники милиции провели опрос Трегубовой сразу же после взрыва.

Первая книга

Именно «Байки Кремлевского диггера» ознаменовали начало писательской карьеры, в которой себя решила найти Елена Трегубова. Фото бескомпромиссной журналистки стали узнаваемы, поскольку изданная в 2003 году книга оказалась более чем популярна среди российских читателей.

Тот факт, что творение Елены попало в список бестселлеров, можно объяснить достаточно смелым изложением истории ее деятельности в качестве кремлевского корреспондента и критикой политической элиты России. В своей книге она описывает зафиксированный ею контроль СМИ со стороны государства. Трегубова откровенно высказывается против режима Путина, подчеркивая факт цензуры, давления на свободу слова и авторитарные тенденции.

Определенная часть литературных критиков отозвалась о книге достаточно негативно. По их мнению, журналистка презентовала читателю субъективную оценку ситуации, также они подчеркнули безосновательную, на их взгляд, уверенность автора в своей правоте.

В первой книге Елены Трегубовой правительство сравнивается с мутантами, существами, которые имеют другую, нечеловеческую природу. Саму книгу начали активно распространять еще до того, как она была официально издана, в виде ксерокопий. После того как она была выпущена в продажу, читатели раскупили все экземпляры, которых насчитывалось 300 шт.

Впоследствии даже в Италии была распространена эта книга. «Елена Трегубова «Кремлевские мутанты» - именно в таком оформлении попал продукт известной журналистки на просторы итальянского книжного рынка в 2005 году. На этом шествие кремлевской истории по Европе не остановилось, и в 2006 году книга была издана на немецком (Die Mutanten des Kremls). За работу с творением Трегубовой взялось издательство Tropen Verlag.

Сама Трегубова утверждала, что ей поступило предложение из Голливуда относительно написания сценария, в основу которого должны были лечь факты из ее книги.

Елена Трегубова - известная российская журналистка. Она проработала несколько лет в так называемом "кремлевском пуле". После того как из него вышла, написала увлекательную книгу "Байки кремлевского диггера". Она основана на ее личных воспоминаниях и впечатлениях. После выхода этого романа начала получать угрозы, из-за этого была вынуждена покинуть страну. Переехала в Великобританию, где получила статус политического эмигранта.

Биография писательницы

Елена Трегубова родилась в Москве. Она появилась на свет в 1973 году. Решение стать журналистом она приняла в 1991 году во время августовского путча в столице. В те дни она наглядно убедилась, что журналисты именно те люди, которых называют народными героями, за то, что они всегда в оппозиции.

Поэтому после школы Елена Трегубова поступила в Московский государственный университет на факультет журналистики. Свою профессиональную карьеру начала в федеральном издании - "Независимой газете". Периодически работала на радиостанции "Немецкая волна", а также в печатных средствах массовой информации - газетах "Сегодня", "Русский телеграф".

В середине 90-х начала сотрудничество с "Известиями", а вскоре и с "Коммерсантомъ".

Работа в "кремлевском пуле"

На протяжении четырех лет Елена Трегубова входила в "кремлевский пул". С 1997 по 2001 годы. Так называют федеральных журналистов, которые аккредитованы при президенте Российской Федерации. Его еще называют "президентский пул".

Это название закрепилось за представителями средств массовой информации, работающих с президентом, начиная с 1992 года. Аналогичное употребляют в США для журналистов, которые освещают деятельность Белого дома в Вашингтоне.

В данный момент это понятие несколько трансформировалось. В основном, это произошло после того, как Владимир Путин ушел с поста президента на должность премьер-министра. С тех пор стал формироваться "Кремлевско-правительственный пул", который стал освещать работу не только главы государства, но и председателя федерального правительства.

Роман Трегубовой

Вскоре после того, как покинула "кремлевский пул", написала свой роман Елена Трегубова. "Байки кремлевского диггера" увидели свет в 2003 году.

За два года до этого администрация Владимира Путина, совсем недавно ставшего президентом, отказала ей в очередном продлении аккредитации. По мнению самой героини нашей статьи, причинами этого стал критический тон ее статьей.

В своем романе раскрыла всю закулисную жизнь отечественной политической верхушки Елена Трегубова. "Байки кремлевского диггера" раскрывали истинные причины многих политических скандалов того времени. Например, ситуацию вокруг "Связьинвеста", свержение реформаторов, состоявшееся в 1997 году, противостояние Евгения Примакова и Юрия Лужкова, а также причину назначения на пост временно исполняющего обязанности президента России именно Владимира Путина. Рассуждала Трегубова в своей книге и о том, что привело к уничтожению в России независимой журналистики.

Смысл названия

Елена Трегубова, биография которой на протяжении нескольких лет была тесно связана с событиями, происходившими в Кремле, подробно описывала деятельность влиятельных политиков того времени, например, Бориса Березовского. В своем романе она сравнивает последнего с мутантом из фантастического фильма, который находится у руля одной из крупнейших стран мира. Себя же писательница называется диггером, которому предстоит спускаться в подземелье, чтобы сразиться с этими невиданными чудовищами.

Владимир Путин становится одним из центральных персонажей в книге, которую пишет Елена Трегубова. Журналист выстраивает повествования в виде неформального диалога, который она ведет с Путиным, занимающим пока пост директора ФСБ России. При этом будущего президента она оценивает, как человека средних способностей, получившего стандартное советское образование, обладающего весьма заурядным интеллектом. При этом она отдает должное его гибкости, умению проявить себя в аппаратной борьбе.

Успех романа

Довольно быстро роман стал бестселлером, принеся успех и популярность Елене Трегубовой. Творчеством героини нашей статьи сразу заинтересовались крупнейшие отечественные издательства.

За первый же год удалось реализовать триста тысяч экземпляров. О популярности романа говорит хотя бы тот факт, что книгу распространяли в ксерокопиях еще до выхода официального издания. Вскоре роман начали переводить на иностранные языки. В 2005 году на итальянском вышло творение Трегубовой Елены. "Байки кремлевского диггера" в этой европейской стране получили оригинальное название, которое на русский переводилось, как "Кремлевские мутанты".

На следующий год роман вышел уже на немецком языке. Зарубежные литературные критики отмечали, что книга производит впечатления памфлета, наполненного ненавистью. При этом отдают должное, что, в основном, она весьма объективна, тщательно относится к изложению фактов.

Немецкие издания отмечали, что Елена Трегубова, фото которой есть в этой статье, создала шедевр, который при этом был весьма неважно написан. В нем отображаются реальные и современные механизмы российской власти, при этом речь идет о конкретных личностях. А главной здесь становится, как не удивительно, личность самого автора - весьма самоуверенной женщины.

По рассказам самой Трегубовой, романом настолько заинтересовались, что в Голливуде ей даже предлагали написать сценарий к фильму, в основу которого легла бы эта книга.

Реакция власти

При этом средства массовой информации отмечали, что роман вызвал чрезвычайно негативные отзывы среди чиновников, работающих в Кремле. В особенности, он задел непосредственных героев "Баек кремлевского диггера", среди которых оказалось много людей, приближенных к действующему президенту Владимиру Путину. Людей, входящих в его близкий круг.

Независимые журналисты прямо утверждали, что после выхода романа за границей Трегубова оказалась на особом учете в спецслужбах, появилась в списках нежелательных журналистов, тех, кто был неугоден власти. Например, вскоре после публикации романа героиню нашей статьи уволили из "Коммерсанта", объяснив это допущенным ею прогулом. С тех пор ей не удалось получить работу в штате ни одного российского СМИ.

Ситуация обострилась в ноябре 2003 года, когда в программе Леонида Парфенова "Намедни", выходившей на канале НТВ, появился сюжет, главным героем которого стала Елена Трегубова и книга, которую она написала. Сюжет убрали перед самым эфиром, но уже после того, как его увидели зрители Дальнего Востока. Утверждается, что это произошло по личному распоряжению генерального директора компании Николая Сенкевича.

После этого ведущий программы Леонид Парфенов и секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов прямо назвали это актом политической цензуры на современном телевидении. Пытаясь оправдываться Сенкевич в официальных комментариях к случившемуся настаивал, что основными причинами стали эстетические критерии. В частности, по его мнению, в сюжете было много пошлости и откровенного хамства.

Взрыв у квартиры писательницы

В начале 2004 года давление на писательницу из морального стало физическим. Возле двери ее квартиры, находившейся в Москве на Большом Гнездниковском переулке, взорвалась бомба. Неизвестные подложили взрывное устройство под дверь соседней квартиры, в которой никто не жил. Злоумышленники рассчитали все так, что взрыв должен был произойти в тот момент, когда Трегубова вышла бы из квартиры. Незадолго до того она вызвала такси по телефону. Писательница утверждает, что ее спасло только то, что в последний момент она задержалась ненадолго возле зеркала.

В полиции сразу заявили, что взорвалась светошумовая граната. Однако позже эксперты выяснили, что это было реальное самодельное взрывное устройство мощностью от 60 до 80 грамм в тротиловом эквиваленте. По оценкам медиков, если бы Трегубова находилась на площадке в момент взрыва, это привело бы к серьезной баротравме и сильным ожогам.

Расследование этого происшествие московские правоохранительные органы сначала начали по статье "Хулиганские действия", которые связали с профессиональной деятельностью журналистки. По другой версии, реальной целью злоумышленников был хозяин соседней квартиры, под дверью которой и оказалась бомба. Им был Юрий Скляр, правда, к тому времени он уже не проживал в ней с 2000 года.

Вскоре полиция сделала официальное заявление о том, что сама Трегубова не обращалась в полицию по факту взрыва. Писательница утверждала, что пыталась дать официальные показания, но правоохранительные органы не придали им никакого значения. Когда о взрыве сообщили отечественные и зарубежные средства массовой информации, то в большинстве материалов событие было интерпретировано, как попытка покушения на Трегубову. Только после того, как дело получило широкую огласку и общественный резонанс, ее вызвали для допроса. Однако следователи отказались возбуждать уголовное дело, посчитав его обычным хулиганством.

Освещение взрыва в СМИ

В прессе стали выходить противоречивые материалы, посвященные этому событию. Например, "Московский комсомолец" написал, что таким образом сама Трегубова пыталась привлечь к себе внимание, то есть взрыв был не более чем рекламным трюком. Основной целью которого было поднять рейтинги ее книги "Байки кремлевского диггера". Сам роман газета назвала посредственным художественным произведением. Также утверждалось, что его выход состоялся при участии одного из крупных олигархов Бориса Березовского, оказавшегося в 2000-х не у дел. Утверждалось в статье, что Трегубову допросили следователи.

Сама Трегубова, комментируя произошедшее, заявила, что заказчиков покушения стоит искать в том факте, что милиция оказалась взять у нее показания после инцидента. Сам взрыв она напрямую связала со своей писательской деятельностью. Утверждая, что покушение связано с тем, что ее издатель накануне в интервью радиостанции "Эхо Москвы" рассказал радиослушателям, что писательница в данный момент работает над второй книгой, а также разрабатывает "Байки кремлевского диггера" для западного читателя. Более того, она заявила, что организаторами взрыва являются ее "кремлевские читатели".

Давая интервью изданию "Коммерсантъ", в котором Трегубова проработала несколько лет, она сказала, что, по ее версии, причастность к этому спецслужб маловероятна, потому что пока не пройдут президентские выборы Владимира Путина, действующей власти не выгодно покушение на нее.

История публикации своего первого романа, а также попытки официальных властей воспрепятствовать этому и взрыв у ее квартиры легли в основу ее нового произведения под названием "Прощание кремлевского диггера".

Эмиграция из страны

В следующий раз Трегубова оказалась в информационном поле в конце 2006 года, через пять дней после убийства журналистки Анны Политковской. В немецкой газете Zeit она опубликовала открытое письмо, которое адресовала канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая в тот же день встречалась с российским президентом Владимиром Путиным.

Письмо вышло под красноречивым заголовком "Молчание является соучастием". В нем писательница прямо обвинила Путина в убийстве Политковской. Обвинила президента в нарушении свободы слова и прав человека в России. А также потребовала западных лидеров изменить свое отношение к России, чтобы прекратить политические убийства в стране, остановить тотальную ликвидацию независимых средств массовой информации. После этого, по ее признанию, у ее дома стали круглосуточно дежурить по два человека.

Поэтому журналистка приняла решение покинуть Россию, опасаясь за свою жизнь. За границу не одна переехала Елена Трегубова. Семья ее поддержала и отправилась следом. Она переехала в Англию, где получила политическое убежище. На новом месте жительства она продолжила публиковать статьи и давать интервью, в которых требовала от европейских политиков принять более жесткие меры к путинскому режиму.

В 2007 году к личности Трегубовой проявили интерес в генеральной прокуратуре. Он был связан с допросом олигарха Березовского по делу Литвиненко. Сам Березовский расценил это как признак явной опасности, которая может угрожать журналистке.

До настоящего времени не возвращается в Россию Елена Трегубова. Где сейчас находится автор скандального романа о закулисной жизне Кремля, точно неизвестно. Можно только сказать, что она по-прежнему живет на территории Великобритании.

Новые романы

Вышедший в 2004 году роман "Прощание кремлевского диггера" оказался не последним для Елены Трегубовой. Книги автора стали появляться и после.

В 2015 году в украинском издательстве под названием "Фолио" вышло ее новое произведение. Роман назывался «Распечатки прослушек интимных переговоров и перлюстрации личной переписки». Книга вышла сразу в двух томах. Ее она написала под псевдонимом Лина Суонн.

ВСЕ ФОТО

Российская журналистка Елена Трегубова, автор скандальной книги "Байки кремлевского диггера", опасавшаяся за свою жизнь из-за критики в адрес Кремля, сообщила агентству Reuters о том, что получила политическое убежище в Великобритании
RTV International

Российская журналистка Елена Трегубова, автор скандальной книги "Байки кремлевского диггера", опасавшаяся за свою жизнь из-за критики в адрес Кремля, сообщила агентству Reuters о том, что получила политическое убежище в Великобритании. Со своей стороны британский МИД отказался комментировать эту информацию, сославшись на нераспространение подобных данных о частных лицах, сообщает РИА "Новости" .

Находящаяся в Лондоне 34-летняя Трегубова сообщила агентству, что получила из МИДа письмо с уведомлением, что ее прошение о политическом убежище на территории Великобритании одобрено. "Это огромное облегчение. Это огромный и очень смелый шаг", - заявила Трегубова агентству.

По ее словам, прошение об убежище было подано "в связи с объективными опасениями, не позволяющими вернуться на родину". Трегубова отметила, что "все это непосредственно связано с профессиональной деятельностью".

Получение Трегубовой статуса политического беженца в Великобритании может усложнить и без того напряженные отношения двух стран, испортившиеся после отравления полонием жившего в Англии с 2000 года и скончавшегося 23 ноября 2007 года экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, отмечает агентство.

Журналистка попросила политического убежища в Великобритании в апреле прошлого года, заявив, что опасается за свою жизнь в случае возвращения в Россию. По словам Трегубовой, в Лондоне ее защищает Скотланд-Ярд.

В июле 2007 года в программе британской телерадиовещательной корпорации ВВС HARDtalk Трегубова обвинила российское руководство в осуществлении цензуры в стране и в нарушении российской конституции, которая запрещает цензуру. По словам журналистки, оппозиция не имеет выхода на российское телевидение и не может свободно вести предвыборную кампанию.

Говоря о том, что ее "преследует режим Путина", Трегубова сказала, что во время допроса в Лондоне по делу об убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко представители российской прокуратуры попытались узнать у предпринимателя Бориса Березовского ее адрес.

Напомним, Елена Трегубова была журналисткой так называемого "кремлевского пула" от газеты "Коммерсант" как при Борисе Ельцине, так и при Владимире Путине. В своей книге, которую она написала уже после своего увольнения в 2003 году, журналистка рассказывала о многих представителях власти, с которыми была знакома лично. Персонажами книги в том числе были Владислав Сурков, Александр Волошин и сам Владимир Путин. Осенью 2003 года разразился скандал - сюжет об этой книге сняли с эфира канала НТВ. Журналисты программы "Намедни" хотели воссоздать атмосферу одной из ключевых сцен "Баек": обеда в японском ресторане, куда Владимир Путин, будучи директором ФСБ, пригласил журналистку Трегубову.

В феврале 2004 года, после выхода книги в свет, у дверей квартиры Трегубовой в Большом Гнездниковском переулке неизвестные взорвали самодельное взрывное устройство мощностью около 60 г в тротиловом эквиваленте. Журналистка не пострадала, но обвинила в произошедшем российские власти, которые якобы устроили на нее охоту. Трегубова расценивала происшедшее как попытку ее убийства. Однако следователь Тверской межрайонной прокуратуры Москвы, проводивший по факту этого происшествия доследственную проверку, назвав взрыв "обычным хулиганством", уголовное дело возбуждать отказался.

В Тверской прокуратуре и прокуратуре Центрального округа Москвы во вторник заявили, что в последнее время не слышали "о каких-либо новых угрозах в адрес" Елены Трегубовой. "К нам она с заявлением не обращалась, а если ей что-то мерещится, то это к специалистам в другой области",– считают в прокуратурах.

После взрыва вышла ее вторая книга "Прощание кремлевского диггера", а сама Елена Трегубова уехала в Германию. Там она написала еще одну книгу о тайной жизни российских политиков – "Кремлевские мутанты". Книги Трегубовой переведены на несколько европейских языков.

В последний раз заявления Елены Трегубовой вызвали резонанс, когда она после убийства в Москве журналистки Анны Политковской написала открытое письмо канцлеру Германии Ангеле Меркель, в котором призвала ее и других лидеров западных стран изменить свое отношение к президенту России Владимиру Путину, потребовав от него остановить политические убийства в стране, прекратить нарушение прав человека, отказаться от политики ликвидации независимых СМИ в России.

Трегубова: "Не вернусь в Россию, пока там правит этот вандал Путин"

Она приняла решение не возвращаться в Россию в январе прошлого года. "Я обратилась к адвокату и подписала просьбу о предоставлении мне убежища 23 апреля. Я помню это так точно потому, что в этот день умер Ельцин. С тех пор как я оказалась здесь, я нахожусь под защитой Скотланд-Ярда. Больше ничего по этому поводу я говорить не хочу".

По ее словам, она не вернется в Россию в ближайшее время, "по крайней мере, пока там правит этот вандал Путин".

По поводу избрания президентом Дмитрия Медведева Трегубова рассказала анекдот: "Путин с Медведевым приходит в ресторан и говорит официанту: "Я с удовольствием съел бы антрекот". Официант его спрашивает: "А овощи?" Путин в ответ: "Господин Медведев тоже будет антрекот". Ситуация не изменилась, если только в сторону ухудшения. Россия и дальше будет пытаться использовать свои нефтяные запасы в качестве средства давления на другие страны".

"Я знаю людей Кремля. Я знаю, насколько они мстительны. Однако знать, что тебя не выдадут, дорогого стоит. Своим решением Англия дала мне новый дом, где я могу остаться", - заявила она и заключила: "Сейчас я пишу новую книгу. Но пока я больше ничего не скажу".

Елена Викторовна ТРЕГУБОВА
(род. 1973)

Трегубова, Елена Викторовна (24 мая 1973) - российская журналистка.
По собственному признанию, Трегубова решила стать журналисткой в августовские дни 1991 года из-за романтики и высокого преcтижа, которыми была окружена профессия в ту эпоху. Окончила журналистский факультет МГУ. Журналистскую карьеру начала в «Независимой Газете», затем работала на радио «Немецкая волна», в газетах «Сегодня» «Русский телеграф», после его закрытия (1998) перешла в «Известия», оттуда через полгода - в «Коммерсантъ», откуда была уволена с мотивировкой "за прогулы". С 1997 по 2001 г. входила в так называемый «кремлевский пул» - круг журналистов, аккредитованных при Президенте РФ. После того, как из-за резко критического тона ее статей ей было отказано в аккредитации администрацией нового президента В. В. Путина, издала книгу «Байки кремлевского диггера» (2003), в которой подробно рассказала о закулисной стороне жизни российской политической верхушки. Книга стала бестселлером и пользуется интересом за рубежом; по словам самой Трегубовой, в Голливуде ей предлагают написать на её основе сценарий. 2 февраля 2004 г., на Трегубову было совершено покушение (под ее дверь была подложена бомба). История выхода книги, попыток власти воспрепятствовать ее публикации и рекламе и покушения стала темой новой книги Трегубовой - «Прощание кремлевского диггера» (2004).
В 2007 г. Трегубова, находясь в Англии, по ее словам получила достоверные сведения, что в случае возвращения в Россию ей грозит политическое убийство. 23 апреля 2007 г. попросила политического убежища в Англии.
В 2005 «Байки кремлёвского диггера» вышла на итaльянском языке: «I mutanti del Cremino», издательство Piemme. Перевод на немецкий («Die Mutanten des Kremls») выходит в издательстве Tropen Verlag в отябре 2006. Широкую известность в Германии журналистка обретает в связи с убийством российской журналистки Анны Политковской (7.10.2006). Немецкая газета «Zeit» публикует 12 октября 2006 её открытое письмо «Молчание является соучастием», адресованное Канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, поводом для которого послужило убийство Политковской. В нем Трегубова требует от германского канцлера активно выступить против удушения свободы в России.
(Из энциклопедии "Википедия" )

    Из предисловия:
    Теперь, когда среди кремлевских журналистов о президенте Путине уже принято писать почти как о покойнике – или хорошо, или никак, – я и решила рассекретить свои диггерские файлы и рассказать то, что раньше оставалось в сейфе не для печати. И попробовать разобраться: как могло случиться, что молодая властная элита, медиамагнаты и даже сами российские журналисты так легко согласились расстаться со свободой СМИ. А вместо воплощения великих надежд на великие преобразования моя страна вдруг опять незаметно очутилась на пороге авторитаризма.

    Фрагменты из книги: "Байки кремлевского диггера"

    С беседы про отцов сразу сворачивать обратно на политическую тему мне было как-то неловко. Я решила поговорить с директором ФСБ о литературе. Разговор вышел коротким.
    – Володь, интересно, а что вы читаете в свободное время?
    – Да сейчас практически ничего, – честно признался он. – Когда есть свободное время, я стараюсь заниматься спортом. Восточными единоборствами. Не хочу терять форму, я же ведь этим раньше серьезно занимался…

    Куда более роковой ошибкой Юмашева стало то, что именно тогда, в сентябре 1998 года, Валя собственными руками изготовил из московского мэра политического противника президента и предопределил неизбежность войны не на жизнь, а на смерть, которую всего полгода спустя Лужков в тандеме с Примаковым развязали против режима Ельцина, войны, в которой ельцинской Семье лишь чудом удалось выжить, при этом заплатив за собственное выживание чудовищно большую цену: сдав страну на попечение самодельному, наспех изготовленному, квазидиктатору Путину, отменившему огромную часть политических завоеваний президента Ельцина.

    Я уже прекрасно знала, в какие кабальные условия ставят журналиста доверительные отношения с чиновниками: сначала тебе по дружбе рассказывают о каком-то предстоящем событии, а потом, именно из-за этого ты по дружбе немедленно лишаешься морального права об этом писать - даже если информацию о событии ты параллельно получишь из другого источника. Согласиться на членство в такой кремлевской пионерской звездочке – значит поставить крест на профессии журналиста.

    На КамАЗе журналистов поджидал просто-таки эффект дежа вю: тот же неработающий конвейер, тот же работник у рубильника, ожидающий Путина. Только вот в расход здесь пытались пустить уже не работниц, а иностранных тележурналистов, которые пытались заснять на камеру эту показуху. Сотрудники путинской охраны, которые и так во время его поездок относились к иностранным журналистам как к врагам народа, тут уж начали просто отпихивать и волтузить бедного оператора, чтобы не дать ему снимать застывший конвейер. Как ни смешно, защищать заморского бедолагу бросились опять-таки лишь хрупкие девушки кремлевского пула, пригрозив охране, если они немедленно не оставят его в покое, написать обо всем в репортаже.
    С детьми у главы государства тоже как-то сразу не задалось. По кремлевскому пулу из уст в уста передавались анекдоты, которыми оборачивались попытки Путина приласкать деток.
    В Петрозаводской больнице, вместо того чтобы пожалеть маленького мальчика на костылях, которого сбила машина, Путин заявил ему:
    – Ну вот, не будешь больше правила нарушать!…
    Не удивительно, что после этого крошечная девочка, которую Путин попытался поцеловать, не далась, и в слезах призналась ему:
    – Я тебя боюсь!

    В Корее Путин, по уже отработанной схеме, собрал кремлевский пул на ужин и взял со всех журналистов обещание не писать ничего плохого, критического о нашем партнере - Северной Корее. По крайней мере – во время визита. И абсолютно все мои коллеги согласились сыграть по продиктованным президентом правилам: об увиденном в голодной тоталитарной Корее кошмаре не было написано ни строчки.
    Зато Андрей Илларионов по время нашей прогулки по Амуру рассказал мне такое, после чего даже Путин мог показаться демократом.
    – Представьте себе, – ужасался очевидец Илларионов, – на обочинах улиц – многотысячная ликующая толпа людей, которых вывели приветствовать Путина. А я специально заставил остановить машину, чтобы на них поближе посмотреть. И, как вы думаете, что я увидел? Там оказался абсолютно четкий механизм, я бы даже сказал – машина принудительного ликования людей. В передних рядах стояли те, у кого еще есть силы достаточно живо изображать ликование: громко кричать, высоко подпрыгивать и сильно-сильно размахивать руками. Но силы у них довольно быстро кончались, голод ведь в стране все-таки, и как только кто-то начинал более вяло подпрыгивать – его тут же начинали колоть и бить специальными палками сотрудники госбезопасности, стоящие за каждым из них во втором ряду. И когда Путин, проезжая, слышал радостные крики простых северокорейских граждан, то некоторые из этих криков были исключительно криками боли – из-за избиения этими ужасными палками. А тому, кто уже вообще больше не мог двигаться, просто давали сзади по голове, оглушали и, чтобы не тратить на него лишнего времени, за ноги отволакивали прочь – туда, где с проезжей части не видно лежачее тело. А на его место немедленно ставили другого, свежего, ликующего гражданина из специального резерва. И я все это видел своими собственными глазами! – клялся президентский советник.
    По словам Илларионова, в квартирах обычных северокорейских смертных строго запрещается иметь даже телевизор (Путину на заметку: этот способ еще более эффективен, чем ликвидация телеканалов). Есть только радио: причем не нормальный радиоприемник, а такой же, как был в Советском Союзе, с официозным каналом на кнопке.
    – А Интернет там установлен, как мне сказали, только у одного члена политбюро – по специальному разрешению главы Северной Кореи, – ужасался путинский помощник. Ленка Дикун подбавила красок:
    – А у нас в гостиничных номерах в прихожих были большие зеркала – я в это зеркало, например, каждый раз смотрелась, когда переодевалась. А потом оказалось, что в них вмонтированы камеры госбезопасности! Представляешь, как приятно мне было постфактум об этом узнать!
    – Андрей, ну и зачем же тогда ваш президент поехал с ними дружить? Что, на дружбу более приличных людей Путин уже не рассчитывает? – поинтересовалась я у Илларионова.

    Так что угадайте: из скольких букв (из двух или из трех?) я дала бы ответ на вопрос в кремлевском кроссворде: Жалею ли я, что лишена теперь счастья работать в кремлевском пуле?
    А насчет скуки, воцарившейся в стране, кремлевские идеологи, пожалуй, даже правы: в том смысле, что чувства юмора у этих ребят, кажется, совсем уже не осталось.
    Одно меня удивляет, когда я думаю о Путине: ну неужели этому парню действительно не хочется, чтобы его президентство запомнилось хоть чем-нибудь, кроме этой паскудной скуки и безнадеги? Хоть чем-нибудь, кроме расправы над журналистами, возобновлением в стране репрессий, политических убийств и политэмиграции?
    Вот ведь прошлый век недавно кончился – и как на ладони видно, что надуть историю нельзя – можно надуть только современников. Да и то ненадолго. И уже всего через одно поколение про каждого Великого Диктатора все знают, что он всего лишь навсего диктатор, про каждого Великого Убийцу, – что он всего лишь навсего убийца, и про каждое Великое Ничтожество, – что он всего лишь навсего ничтожество.
    Иногда уж даже с тоски думаешь, ну заткнул ты всем рты – ну ладно, фиг с тобой! Ну так воспользуйся же этим – сделай тогда хоть что-нибудь великое в экономике! Ведь Дедушка Ельцин, бедный, боялся доводить до конца непопулярные реформы – именно потому, что про него сразу гадости писали и рейтинг падал! Но у тебя-то теперь руки развязаны! Почему ж ты-то ничего не делаешь? Слишком занят затыканием ртов? Да, это дело – хлопотное, понимаю, на него действительно можно всю жизнь положить, прецеденты в истории были.
    Ну неужели тебе не хочется войти в историю, сделав хоть что-нибудь прекрасное? Дедушка Ельцин свою прекрасную миссию хотя бы отчасти выполнил: дал стране вздохнуть свободно. Низкий ему поклон за это. А ты смог только опять кислород перекрыть. Ну зачем? Ну ради чего? Ради того, чтоб в теленовостях мы опять видели то, что едва успели позабыть наши родители: И это все о нем, и немного о погоде, – а потом: Стройными рядами партийные массы приветствуют…?
    Ради чего конкретно?
    Не отвечает Русь…

    Фрагменты из книги: "Прощание кремлевского диггера"

    Ровно за неделю до Нового года руководитель Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов попросил у меня разрешение вывесить текст моей книги у себя на сайте в интернете. 31 декабря он позвонил и поздравил меня:
    – Сегодня мы отметили миллионного посетителя на твоей книге. И это за неделю! У нас чуть не сломался сервер из-за наплыва желающих тебя почитать…
    Так цензоры времен Путина и Сенеки еще раз наглядно доказали, что ничему не научились на ошибках своих советских праотцов. И прописная истина, что запрет - это лучшая реклама, так и осталась для них невыученным уроком.

    Уже после того как меня уволили из газеты Березовского, вдруг раздался телефонный звонок, и я услышала в трубке:
    - Лена, это Березовский. Я звоню, чтобы выразить вам восхищение вашей книгой!
    Березовский заявил мне, что «Байки кремлевского диггера» – «первая книга за последнее время, которую он прочитал от начала и до конца на одном дыхании.
    - Последней книгой, которую я вот так же прочитал от корки до корки, была только „Невыносимая легкость бытия“ Кундеры…»
    Надо же, читать умеет, - с ехидством подумала я.
    Березовский заверил, что мне удалось «абсолютно точно передать запах времени» и «ощущение ответственности за страну, вернее, ощущение отсутствия такой ответственности у основных политических игроков».

    Ссылки:

    Статья "Елена Трегубова просит политического убежища в Великобритании" в проекте "Грани"
    Елена Трегубова: "Как нам пережить Путина" в проекте "Грани"

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Елена Трегубова
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Елена Викторовна Трегубова

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Язык произведений:
Дебют:

«Байки кремлёвского диггера»

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Трегубова, Елена Викторовна (род. 24 мая (19730524 ) ) - российская журналистка. Проработав в «кремлёвском пуле », написала и опубликовала книгу «Байки кремлёвского диггера», после чего получила ряд угроз и была вынуждена покинуть Россию. В настоящее время проживает в Великобритании со статусом политического эмигранта .

Журналистская карьера

Елена Трегубова решила стать журналисткой в августовские дни 1991 года, поскольку считала, что «журналисты были героями народа, всегда в оппозиции» .

Книга, по утверждениям СМИ, вызвала «крайне негативную реакцию» среди кремлёвских чиновников, в особенности среди её непосредственных «героев» - людей из «ближнего круга» Путина . СМИ утверждали, что Трегубова была поставлена «на особый учёт», по их выражению, «искусствоведами в штатском» и попала в «чёрный список» журналистов, неугодных власти . Вскоре после выхода книги Трегубова была уволена из «Коммерсанта» с формулировкой «за прогул» и с того момента не имела постоянной работы в штате какого-либо российского СМИ.

В ноябре 2003 года о книге был подготовлен обширный сюжет на телеканале НТВ (программа «Намедни» Леонида Парфёнова). Сюжет был убран с вещания перед самым эфиром, однако уже после того, как был показан на Дальнем Востоке (днём 11 ноября). Сняли с эфира его по личному указанию гендиректора компании Сенкевича . Парфёнов, секретарь Союза журналистов России Федотов и ряд общественных деятелей расценили этот факт как акт политической цензуры. Напротив, в публичных высказываниях Сенкевича в качестве мотивировки собственного решения фигурировали эстетические критерии, он обвинял материал в «хамстве и пошлости» .

Взрыв у двери Трегубовой

Через три месяца после выхода книги, 2 февраля у двери Трегубовой в доме по Большому Гнездниковскому переулку произошёл взрыв. Под дверь соседней нежилой квартиры было подложено взрывное устройство, которое должно было сработать в момент, когда Трегубова, заказавшая по телефону такси, выйдет из квартиры. По словам самой Трегубовой, её спасло то, что она задержалась перед зеркалом. Первоначально было заявлено, что была использована светошумовая граната, тем не менее впоследствии эксперты установили, что это было самодельное взрывное устройство мощностью 60-80 г в тротиловом эквиваленте; по мнению экспертов, если бы Трегубова вышла в назначенный по телефону момент, она бы оказалась в центре взрыва, что привело бы к баротравме и сильным ожогам .

В ГУВД изначально отрицали связь взрыва, квалифицированного как «хулиганские действия», связанные с профессиональной деятельностью Трегубовой , заявив, с одной стороны, что «квартира, у двери которой произошёл взрыв, в момент взрыва была пуста» и в ней никто не проживает с 2000 г. , с другой же - что бомба предназначалась бывшему хозяину этой квартиры Юрию Скляру .

Было официально заявлено, что Трегубова после взрыва в милицию не обращалась . Трегубова утверждала, что она пыталась дать официальные показания, но милиция не проявила к этому никакого интереса . 3 февраля, когда о взрыве сообщили российские и мировые СМИ, интерпретировавшие его как покушение на Трегубову, и «дело приобрело слишком большой общественный резонанс» , Трегубова была вызвана на допрос в ГУВД Москвы. Следователи Тверской межрайонной прокуратуры отказались возбуждать дело по этому эпизоду, квалифицировав его как «хулиганство» .

Трегубова заявила, что «ответ на вопрос о заказчиках покушения стоит искать в том факте, что после покушения милиция отказалась взять у меня официальные показания» . Трегубова связала взрыв со своей писательской деятельностью: «Недавно мой издатель Александр Иванов рассказал в интервью радиостанции „Эхо Москвы“ , что я пишу вторую книгу, кроме того, я работаю над западной версией „Баек кремлёвского диггера“. Видимо, кому-то это не понравилось» . Организаторами взрыва Трегубова назвала своих «кремлёвских читателей» . В интервью газете «Коммерсантъ» она назвала версию о причастности спецслужб маловероятной, поскольку, по её мнению, до президентских выборов Путину покушение на неё было невыгодно. Более правдоподобной Трегубова сочла версию о том, что взрыв могли устроить «психически неуравновешенные поклонники» Путина . История выхода «Баек кремлёвского диггера», попытки власти воспрепятствовать её публикации и рекламе, взрыв у квартиры стали темой новой книги Трегубовой «Прощание кремлёвского диггера» .

Эмиграция

Вслед за этим Трегубова покинула Россию и уехала в Англию, где продолжала в статьях и интервью требовать от европейских политиков принять более жёсткий курс в отношении правительства Путина. В марте 2007 г. Трегубовой, в числе других лиц, интересовались представители Генеральной Прокуратуры РФ во время допроса Бориса Березовского по делу Литвиненко , что Березовский расценил как признак опасности, угрожающей Трегубовой . Месяц спустя, 23 апреля 2007 года , Трегубова попросила политического убежища в Англии. По её словам, она получила достоверные сведения, что в случае возвращения в Россию ей грозит политическое убийство . 2 апреля Трегубова сообщила, что убежище в Англии было ей предоставлено .

Напишите отзыв о статье "Трегубова, Елена Викторовна"

Примечания

Книги Трегубовой

Статьи Трегубовой

  • 18.08.2008
  • (о российской «культурной элите») 23.04.2008

Интервью с Трегубовой

  • .
  • Инна Денисова. // «Радио Свобода », 26.09.2015

Статьи о Трегубовой

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Трегубова, Елена Викторовна

– А почему у вас здесь так «холодно»? – тут же, по привычке, посыпались вопросы. – Я имею в виду, почему у вас везде такой «ледяной» цвет?
Девушка удивлённо посмотрела на Стеллу.
– Я никогда об этом не думала... – задумчиво произнесла она. – Наверное, потому, что тепла нам хватило на всю нашу оставшуюся жизнь? Нас на Земле сожгли, видишь ли...
– Как – сожгли?!. – ошарашено уставилась на неё Стелла. – По-настоящему сожгли?.. – Ну, да. Просто там я была Ведьмой – ведала многое... Как и вся моя семья. Вот дедушка – он Ведун, а мама, она самой сильной Видуньей была в то время. Это значит – видела то, что другие видеть не могли. Она будущее видела так же, как мы видим настоящее. И прошлое тоже... Да и вообще, она многое могла и знала – никто столько не знал. А обычным людям это видимо претило – они не любили слишком много «знающих»... Хотя, когда им нужна была помощь, то именно к нам они и обращались. И мы помогали... А потом те же, кому мы помогли, предавали нас...
Девушка-ведьма потемневшими глазами смотрела куда-то вдаль, на мгновение не видя и не слыша ничего вокруг, уйдя в какой-то ей одной известный далёкий мир. Потом, ёжась, передёрнула хрупкими плечами, будто вспомнив что-то очень страшное, и тихо продолжила:
– Столько веков прошло, а я до сих пор всё чувствую, как пламя пожирает меня... Потому наверное и «холодно» здесь, как ты говоришь, милая, – уже обращаясь к Стелле, закончила девушка.
– Но ты никак не можешь быть Ведьмой!.. – уверенно заявила Стелла. – Ведьмы бывают старые и страшные, и очень плохие. Так у нас в сказках написано, что бабушка мне читала. А ты хорошая! И такая красивая!..
– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
– Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут?
Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться.
Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие...
– Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет...
Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!..
Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком»....
Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!..
И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!..
Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить...
Но, несмотря на дикий испуг, мне постепенно всё же удалось каким-то образом взять себя в руки и чуточку успокоиться. Немного подумав, я наконец-то поняла, что это, вероятнее всего, было всего лишь слишком реальное видение, которое своими ощущениями полностью повторяло происшедший когда-то с девушкой-ведьмой кошмар...
Несмотря на страх и слишком ещё живые ощущения, я тут же попробовала вернуться в сказочный «ледяной дворец» к своей брошенной, и наверняка уже сильно нервничавшей, подружке. Но почему-то ничего не получалось... Я была выжата, как лимон, и не оставалось сил даже думать, не говоря уже о подобном «путешествии». Обозлившись на себя за свою «мягкотелость», я опять попыталась собраться, как вдруг чья-то чужая сила буквально втянула меня в уже знакомую «ледяную» залу, где, взволнованно подпрыгивая, металась моя верная подружка Стелла.
– Ну, что же ты?! Я так испугалась!.. Что же с тобой такое случилось? Хорошо, что вот она помогла, а то ты бы и сейчас ещё «где-то» летала! – задыхаясь от «праведного возмущения», тут же выпалила малышка.
Я и сама пока что не очень-то понимала, каким же образом такое могло со мной произойти, но тут, к моему большому удивлению, ласково прозвучал голос необычной хозяйки ледяного дворца:
– Милая моя, да ты ведь дариня!.. Как же ты оказалась-то здесь? И ты ведь живая!!! Тебе всё ещё больно? – Я удивлённо кивнула. – Ну, что же ты, нельзя такое смотреть!..
Девушка Анна ласково взяла мою, всё ещё «кипящую» от испепеляющей боли, голову в свои прохладные ладони, и вскоре я почувствовала, как жуткая боль начала медленно отступать, а через минуту и вовсе исчезла.
– Что это было?.. – ошалело спросила я.
– Ты просто посмотрела на то, что со мною было. Но ты ещё не умеешь защититься, вот и почувствовала всё. Любопытна ты очень, в этом сила, но и беда твоя, милая... Как зовут-то тебя?
– Светлана... – понемногу очухиваясь, сипло произнесла я. – А вот она – Стелла. Почему вы меня дариней называете? Меня уже второй раз так называют, и я очень хотела бы знать, что это означает. Если можно, конечно же.
– А разве ты не знаешь?!. – удивлённо спросила девушка-ведьма. – Я отрицательно мотнула головой. – Дариня – это «дарящая свет и оберегающая мир». А временами, даже спасающая его...
– Ну, мне бы пока хоть себя-то спасти!.. – искренне рассмеялась я. – Да и что же я могу дарить, если сама ещё не знаю совсем ничего. И делаю-то пока одни лишь ошибки... Ничего я ещё не умею!.. – и, подумав, огорчённо добавила. – И ведь не учит никто! Разве что, бабушка иногда, и ещё вот Стелла... А я бы так хотела учиться!..
– Учитель приходит тогда, когда ученик ГОТОВ учиться, милая – улыбнувшись, тихо сказал старец. – А ты ещё не разобралась даже в себе самой. Даже в том, что у тебя давно уже открыто.
Чтобы не показывать, как сильно расстроили меня его слова, я постаралась тут же поменять тему, и задала девушке-ведьме, настырно крутившийся в мозгу, щекотливый вопрос.
– Простите меня за нескромность, Анна, но как же вы смогли забыть такую страшную боль? И возможно ли вообще забыть такое?..
– А я и не забыла, милая. Я просто поняла и приняла её... Иначе невозможно было бы далее существовать – грустно покачав головой, ответила девушка.
– Как же можно понять такое?! Да и что понимать в боли?.. – не сдавалась я. – Это что – должно было научить вас чему-то особенному?.. Простите, но я никогда не верила в такое «учение»! По-моему так лишь беспомощные «учителя» могут использовать боль!
Я кипела от возмущения, не в состоянии остановить свои разбегавшиеся мысли!.. И как ни старалась, никак не могла успокоиться.
Искренне жалея девушку-ведьму, я в то же время дико хотела всё про неё знать, что означало – задавать ей множество вопросов о том, что могло причинить ей боль. Это напоминало крокодила, который, пожирая свою несчастную жертву, лил по ней горючие слёзы... Но как бы мне не было совестно – я ничего не могла с собою поделать... Это был первый раз в моей короткой жизни, когда я почти что не обращала внимания на то, что своими вопросами могу сделать человеку больно... Мне было очень за это стыдно, но я также понимала, что поговорить с ней обо всём этом почему-то очень для меня важно, и продолжала спрашивать, «закрыв на всё глаза»... Но, к моему великому счастью и удивлению, девушка-ведьма, совершенно не обижаясь, и далее спокойно продолжала отвечать на мои наивные детские вопросы, не высказывая при этом ни малейшего неудовольствия.
– Я поняла причину случившегося. И ещё то, что это также видимо было моим испытанием... Пройдя которое, мне и открылся этот удивительный мир, в котором мы сейчас с дедушкой вместе живём. Да и многое ещё другое...
– Неужели нужно было терпеть такое, только лишь чтобы попасть сюда?!. – ужаснулась Стелла.
– Думаю – да. Хотя я не могу сказать наверняка. У каждого своя дорога... – печально произнесла Анна. – Но главное то, что я всё же это прошла, сумев не сломаться. Моя душа осталась чистой и доброй, не обозлившись на мир, и на казнивших меня людей. Я поняла, почему они уничтожали нас... тех, которые были «другими». Которых они называли Ведунами и Ведьмами. А иногда ещё и «бесовыми детьми»... Они просто боялись нас... Боялись того, что мы сильнее их, и также того, что мы были им непонятны. Они ненавидели нас за то, что мы умели. За наш Дар. И ещё – слишком сильно завидовали нам... И ведь очень мало кто знал, что многие наши убийцы, сами же, тайком пытались учиться всему тому, что умели мы, только вот не получалось у них ничего. Души, видимо, слишком чёрными были...
– Как это – учились?! Но разве же они сами не проклинали вас?.. Разве не потому сжигали, что считали созданиями Дьявола? – полностью опешив, спросила я.
– Так оно и было – кивнула Анна. – Только сперва наши палачи зверски пытали нас, стараясь узнать запретное, только нам одним ведомое... А потом уже сжигали, вырвав при этом многим языки, чтобы они нечаянно не разгласили творённое с ними. Да вы у мамы спросите, она многое прошла, больше всех остальных, наверное... Потому и ушла далеко после смерти, по своему выбору, чего ни один из нас не смог.
– А где же теперь твоя мама? – спросила Стелла.
– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас... – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает!!! Как хотелось бы увидеть всё это!..
– А разве она не может тебе помочь, чтобы пойти туда? – удивилась Стелла.
– Думаю – нет... – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее. Ну и талантливее она намного была, конечно же...
– Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара. Зачем же было творить с вами такое?!
– Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю... Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было... Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него...
– Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла.
– Ещё как можно, милая... Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец.
– Вот и дедушка вам подтвердил, – улыбнулась девушка. – Не все мы готовы к такому испытанию... Да не все и могут переносить такую боль. Но дело даже не столько в боли, сколько в силе нашего человеческого духа... Ведь после боли оставался ещё страх от пережитого, который, даже после смерти, цепко сидел в нашей памяти и как червь, грыз оставшиеся крохи нашего мужества. Именно этот страх, в большинстве своём, и ломал, прошедших весь этот ужас, людей. Стоило после, уже в этом (посмертном) мире, их только лишь чуточку припугнуть, как они тут же сдавались, становясь послушными «куклами» в чужих руках. А уж руки эти, естественно, были далеко не «белыми»... Вот и появлялись после на Земле «чёрные» маги, «чёрные» колдуны и разные им подобные, когда их сущности снова возвращались туда. Маги «на верёвочках», как мы называли их... Так что, не даром наверное мы такое испытание проходили. Дедушка вот тоже всё это прошёл... Но он очень сильный. Намного сильнее меня. Он сумел «уйти», не дожидаясь конца. Как и мама сумела. Только вот я не смогла...
– Как – уйти?!. Умереть до того, как его сожгли?!. А разве возможно такое? – в шоке спросила я.
Девушка кивнула.
– Но не каждый это может, конечно же. Нужно очень большое мужество, чтобы осмелиться прервать свою жизнь... Мне вот не хватило... Но дедушке этого не занимать! – гордо улыбнулась Анна.
Я видела, как сильно она любила своего доброго, мудрого деда... И на какое-то коротенькое мгновение в моей душе стало очень пусто и печально. Как будто снова в неё вернулась глубокая, неизлечимая тоска...
– У меня тоже был очень необычный дедушка... – вдруг очень тихо прошептала я.
Но горечь тут же знакомо сдавила горло, и продолжить я уже не смогла.
– Ты очень его любила? – участливо спросила девушка.
Я только кивнула в ответ, внутри возмущаясь на себя за такую «непростительную» слабость...
– Кем был твой дед, девочка? – ласково спросил старец. – Я не вижу его.
– Я не знаю, кем он был... И никогда не знала. Но, думаю, что не видите вы его потому, что после смерти он перешёл жить в меня... И, наверное, как раз потому я и могу делать то, что делаю... Хотя могу, конечно же, ещё очень мало...
– Нет, девонька, он всего лишь помог тебе «открыться». А делаешь всё ты и твоя сущность. У тебя большой Дар, милая.