Юрий Лоза: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Известный певец Лоза Юрий: биография, творчество и семья Юрий лоза автобиография

В 1971 году поступил в Казахский государственный университет на геофак, но через год забросил учёбу. Затем служба в армии. В 1975-1976 гг. учился на отделении ударных инструментов музыкального училища в Алма-Ате, которое также не закончил.

С 1977 работал в группе "Интеграл" (вместе с Барри Алибасовым, 1977-1983), в 1983 году переехал в Москву и в конце года начал играть и петь в группе "Зодчие" (вместе с Валерием Сюткиным и Ю. Давыдовым, 1983-1987).

С 1987 года начал официальную сольную карьеру. За двадцать лет своей карьеры на эстраде Юрий Лоза сумел завоевать сердца многочисленных слушателей.

Творческие возможности этого музыканта универсальны: певец и композитор, он играет на нескольких инструментах, пишет стихи и аранжировки к собственным песням. Именно Юрию Лозе принадлежит один из самых знаменитых "подпольных" магнитоальбомов советского периода - "Путешествие в рок-н-ролл" (1983), причём название "группы" было придумано друзьями певца, которые подклеили в начале записи текст: "Для вас поёт свои песни группа "Примус". Среди песен с этого альбома - "100 часов", "Баба Люба", "Мать пишет".

В период с 1983 по 1987 гг. Лозе запрещали исполнять песни под своей фамилией, и даже, ставший знаменитым "Плот" нередко приписывался другим авторам. В составе "Интеграла" певец выступал на легендарном рок-фестивале "Тбилиси-80" (вместе с "Аквариумом", "Автографом" и другими советскими рок-исполнителями).

С гастролями Юрий Лоза шесть раз был в Германии, работая для русскоязычной аудитории.

Среди наиболее популярных песен Юрия Лозы - "Пой, моя гитара", "Дорога", "Я умею мечтать", "Полночный блюз", в котором впервые в русскоязычной песенной поэзии было использовано слово "секс".

Музыкальный стиль Юрия Лозы тяготеет к синтезу рока и бардовской песни, отличается простотой и задушевностью при достаточно широком стилевом диапазоне - от сентиментальных баллад до иронического рок-н-ролла.

Выступая в качестве солиста, Лоза записал шесть магнитоальбомов и два виниловых диска-гиганта: "Что сказано, то сказано" (1987), "Вся жизнь - дорога" (1990).

Песни, вошедшие в первый компакт-диск певца, образуют своего рода поэтический цикл, названный просто и проникновенно: "Для души". Многие из них были записаны заново - автора не устраивало прежнее качество звука и аранжировки. И среди них, конечно, знаменитая "Плот", приобретшая поистине всенародную популярность. Примечательно, что она переведена на шесть иностранных языков и легла в основу художественного фильма "Благотворительный бал" (режиссёр Эфраим Севела), где в главных ролях снялись Леонид Филатов и Кристина Орбакайте.

В текстах поэта Юрия Лозы слышны интонации то разговорно-бытовой, то песенно-распевной русской речи. Автор не слишком заботится о внешней красивости стиха, о соответствии формы некоему поэтическому стандарту.

Ставя во главу угла глубину и (порой острою) социальность содержания, Лоза прибегает к необычным эпитетам и метафорам, нерегулярной ритмике и достаточно жёсткой рифме.

Стихи и песни Юрия Лозы - чуткий сейсмограф сердца. Естественное воплощение личных переживаний, выраженных страстно, правдиво и убедительно, характеризует самобытный почерк этого автора.

Юрий Лоза.

Автор хита «Плот» Юрий Лоза взорвал советскую эстраду в 1988 году. Казалось, дорога к славе популярному исполнителю и композитору открыта. Но удержаться на гребне успеха Юрий Лоза не смог. Возможно, музыкальный олимп покорится его сыну Олегу, который уже поет на сцене оперного театра в Вене.

– Юрий Эдуардович, вы родились на Урале, как же оказались в Казахстане?

– Мой отец Эдуард Брониславович, инженер-конструктор, как-то осенью был в Казахстане. А в Алма-Ате в сентябре – октябре прекрасно. Тепло, солнечно, сливы и яблоки на деревьях вдоль дорог. Ешь на здоровье. И когда он вернулся в слякотный, дождливый осенний Свердловск, то решил уехать и увезти нас – маму, меня, а мне тогда было семь, и двухлетнего братишку Максима – в рай. Уехали, но не учли, что казахстанская зима – это уральская осень. А лето – пекло, кто же 40 градусов двухмесячной жары вынесет? Так что потом переехали в Керчь. Мама и папа умерли, а брат Максим и сейчас там живет. У него жена, дети, он работает специалистом по холодильным установкам. Каждый день по скайпу общаемся. И он всегда меня учит жить! – Певец весело улыбнулся. – Ну, младшие всегда учат старших. Кстати, и жена моя родом из Керчи, пишет Собеседник .

– Светлана намного моложе вас, где вы познакомились?

– Все в этой жизни происходит случайно, хотя, как говорил Вольтер, «случайности не существует – всё на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие». Так и мое знакомство с женой состоялось совершенно случайно. В 1983 году я ушел из «Интеграла», а московской прописки у меня не было. Поэтому был необходим официальный повод для нахождения в столице.

Я решил поступить в какой-нибудь вуз и учиться, так как квартиру я уже снимал, жилье мне было не нужно, а вот в статусе студента я нуждался, ведь он давал мне право лет пять валять дурака, ходить по Москве, как бы учась. Но в ГИТИС я не поступил ни в первый, ни во второй раз. Зато легко сдал экзамены в Институт культуры в Химках. Пришел, посмотрел, с кем мне придется учиться и кто меня будет учить, пожал плечами и больше туда не явился. Например, один мой старинный приятель из популярной группы «Экс-ББ» Гия Гагуа является деканом какого-то факультета. Ну смешно. Ну чему меня может научить Гия Гагуа, если он сам приходит и у меня спрашивает, как все это делается. Гия приглашал меня проводить семинары, но мне пока это не нужно.

В ГИТИС я не поступил, но это отдельная история. Педагог, который набирал курс, за два дня до экзаменов отказался от этой затеи. Курс заочных режиссеров решили сократить. Но экзамен назначен, желающие стать студентами приехали, поэтому приемная комиссия взялась за работу. Члены комиссии хохотали: знали, что все 75 абитуриентов получат двойки, поэтому просили претендентов постоять на голове, прочитать какие-то невероятные матерные стишки, чтобы им весело было. А потом мы долго ждали результатов, общались, и я познакомился с симпатичными девушками. Мне понравилась Света, которая сама не поступала, но пришла поддержать подругу. Мы обменялись контактами. И тут вышли объявлять оценки, стали зачитывать фамилии по алфавиту: всего 75 абитуриентов – и 75 двоек. Слабый курс, неудачный набор! Ну, мы пошли домой. А что еще делать?

– А чем Светлана Валентиновна вас поразила?

– Ничем не поразила. Я не верю в любовь с первого взгляда. Сложное чувство любовь. Знаете, сколько всего должно произойти, чтобы человек определился, любит он или нет! Бывает влюбленность. Или внешне нравится, бывает, глянется человек – не глянется. То, что Света мне понравилась, так это однозначно. Но мне тогда многие нравились. Какая любовь? Так случилось просто.

Мы обменялись координатами и разбежались. Второй раз нас опять свел случай. Мне нужно было уезжать на гастроли с группой «Зодчие», месяца на полтора, а приглядывать за квартирой, расположенной на первом этаже, некому. Нужно было жилье на кого-то оставить. И я вспомнил, что Света говорила, что у нее надвигается проблема с жильем. Она же не москвичка, приехала из Керчи. Я ей позвонил, объяснил ситуацию. Она согласилась. Перед отъездом предупредил: «Кавалеров сильно не водить, дебоши не устраивать! Вести себя тихо, чтобы потом мне хозяева не выдрали волосенки!» Я уехал, Светлана осталась в квартире. Вернулся, как положено, через полтора месяца. Дома чисто, уютно, всюду убрано, постирано, на столе хороший ужин. А я с гастролей, язык на плечо, уставший, немножко больной. Поел, раздобрел, отчет о состоянии квартиры принял. А Света мне и говорит: можно пожить еще пару дней – ну, я не отказал девушке. Вот на пару дней она задержалась... Сыну 26 лет.

– То есть эта пара дней и привели вас к свадьбе?

– Я женился поздно, мне было 30, хотя и тогда не хотел заводить семью, рано было. Я даже старался избегать таких длительных отношений, потому что не был готов к роли мужа и отца. Но так все и случается, случайно. Женился, родился Олег.

– Вы с Урала, Светлана Валентиновна из Керчи, а Олег – москвич. Как же вам удалось в советское время получить квартиру в Москве?

– Это отдельная история. Мы решили вступить в кооператив. А для этого надо было фиктивно, естественно за деньги, жениться или выйти замуж за человека, имеющего столичную прописку. Пришлось прибегнуть к этому способу. Мы со Светой жили вместе, а по документам у нас были другие браки. Потом, когда кооперативная квартира была построена, мы въехали. Но тут всплыла новая проблема: человек, состоявший в фиктивном браке, не захотел выписываться из нашей квартиры. Мы предлагали деньги, но он настаивал: мне нужно жилье. И все! Мне нужно было найти комнату, которую в то время купить было практически невозможно. Но мы нашли. Мужчине, который очень любил выпить, нужно было срочно продать комнату. Я вставал утром и несся к нему в один конец Москвы, давал ему денег, но чтобы он не спился, но и не уехал. Потом через весь город за документами и справками! А потом обратно к тому, чтобы проверить, жив ли он и здоров, все ли нормально. Это длилось больше месяца. Наконец я все урегулировал. Мы с женой зашли в свою квартиру и молча сели на пол. Нам не верилось, что все проблемы закончились и это наш дом. Теперь только наш.

– А вы, творческие родители, сразу заметили, что ваш ребенок увлекается музыкой?

– Как и все дети, он многим увлекался. Было все – лазерная указка, роликовые коньки, футбол. Когда сын узнал, что существуют деньги, решил, что станет предпринимателем, будет что-то продавать или играть на бирже. Мелких увлечений было много, но ничего серьезного. Правда, он посещал воскресную школу, мы хотели, чтобы Олег знал основы церковных уложений, понимал, как молиться, что делать, войдя в храм.

Я, например, когда пришел на собственное венчание, ничего, кроме паники, не испытывал. Мы со Светой венчались после семи лет брака, и я паниковал, потому что не знал ритуалов, не понимал, о чем поют. А моему сыну воскресная школа очень помогла. Он спокойно себя чувствует в церкви, ведь одно время и сам был певчим на службе, приехал в Болгарию, отпел у них. Язык-то один. Еще сын учился играть на фортепиано и после окончания музыкальной школы поступил на отделение хоровых дирижеров в Гнесинское училище, причем тогда он не имел точного направления по жизни. Мы с женой подумали: пусть получит гуманитарное образование, а потом сам выберет, что хочет.

Олегу нравилось быть дирижером, и ему предлагали продолжить обучение, но он вдруг сказал: «Я хочу петь в опере!» Вы поймите, в эстраде может петь любой. Тут не надо спрашивать, умеешь ты петь или нет. Это не имеет никакого значения. Марк Бернес не имел ни слуха, ни чувства ритма, ни голоса. Ему играли тему, потому что в ноты он не попадал. К музыке человек не имел никакого отношения, а стал легендой, культовой личностью. Культовой личностью на эстраде можно стать, не имея ни голоса, ни слуха, как Боря Моисеев. Ну, чувство ритма у него, наверное, есть, ведь он занимался хореографией. Ну нет голоса, что же теперь, не петь, что ли? И когда мой сын заявил, что хочет петь, я спросил: «Ты уверен, что у тебя все для этого есть? Я не оперный певец и не могу определить, сможешь ли ты. Я могу точно сказать, умеет ли человек играть на музыкальном инструменте и музыкален ли он. Но опера!» Олег уверял, что он сможет.

Я не мог ему ничем помочь, кроме как материально, ведь меня в оперном мире никто не знает. У них другие ориентиры, и к эстраде они относятся, как к братьям нашим меньшим, может быть, это и логично. Олег сам поступил в Московскую консерваторию, а когда закончил, выяснилось, что в России опера никому на фиг не нужна ни под каким видом! Зарплаты у оперных низкие, просто слезы, на Западе за такие деньги никто не работает, да и за каждое место страшные драчки. Вот представим, что Нетребко и Киркоров вышли вместе погулять. В Москве все поклонники побегут за автографами к Филиппу и не заметят Анну. В Вене – наоборот. Там Нетребко – оперная звезда мировой величины, здесь – никто.

– И Олег решил тоже искать счастье за рубежом?

– Сын по Интернету нашел кастинг, где искали молодого певца в труппу на 20 спектаклей в Вене. Он поехал, понравился. А что, он фактурный парень, не зря у Славы Зайцева два года ходил по подиуму. Мы со Славой дружим давно, а когда я работал в филармонии, знаменитый модельер даже нарисовал мой портрет, я у него такой смешной там получился, каким никогда в жизни не был. Что-то воздушное, летающее, голубоглазое. А у меня никогда в жизни не было голубых глаз! Я вообще хохотал, а Слава сказал: «Я так вижу!» Правда, картину сперли девки из бухгалтерии, так я ее и не нашел.

Дружба передалась по наследству и сыну. Я вот Егорке недавно послал плакат, чтобы он повесил у себя в агентстве: «Пингвины – это ласточки, которые лопали после семи часов вечера». А что касается моего сына, то Олег в основной состав театра не попал, ведь там набирают артистов со всего мира. А у него есть небольшая проблема, которая с годами перерастет в достоинство. Он баритон, а выглядит пацаном. Несовместимо получается. Какой из него Отелло, Дон Жуан? Он еще юный для этих персонажей, а лет через пять-шесть будет подходить идеально! Ведь это партии для умудренных опытом мужчин. Но, надеюсь, у сына все получится. Ведь Олег готов к жизни, он знает четыре языка – ну и конечно, русский, английский в совершенстве.

Лет семь назад, учась в консерватории, он впервые самостоятельно поехал на конкурс в Карловы Вары. Вернулся домой и говорит, что он думал, что знает английский, но там язык не в формате смс, и он был на положении умной собаки: все понимает, а сказать не может. Так что срочно и плотно занялся изучением английского. Сейчас ему это очень пригодилось, интернациональная группа разговаривает именно на этом языке. И задачу актерам режиссер тоже ставит на английском.

Итальянский Олег знает, потому что поет на нем, а спеть душевно, не понимая текста... И конечно, важно произношение. Вот когда советский певец Кола Бельды исполнял песни на русском – было ясно: поет чукча. В опере этого быть не должно. Чистейший итальянский высокого уровня. Ну и немецкий пришлось выучить, ведь Олег живет в Вене уже второй год. Сейчас в «Богеме» Пуччини поет Клошара. А потом, после двадцати спектаклей, опять свободный артист. Но его уже ждут на прослушивание в Берлине и Штутгарте.

Конечно, нам приходится помогать ему материально. У него квартира съедает большие деньги. Он получает свои 400 евро за спектакль, но и за жилье нужно платить, причем на время репетиций тоже. А они репетируют месяц и больше.

Время идет – деньги летят. Опять же ему нужно летать туда-сюда. Сам он пока не справится.

Юрий Лоза – советский и российский певец, композитор и автор песен. Известность пришла к артисту в составе группы «Зодчие», но знаменитая песня «Плот» была исполнена уже сольно.

Юрий родился в Екатеринбурге, в семье служащих. Отец работал инженером-конструктором, а мама – бухгалтером. Почти сразу после рождения малыша родители переехали в Верхний Тагил, а в 7 лет Юра попал в тогда еще столицу Казахстана.

В Алма-Ате Лоза впервые заинтересовался музыкой. В 13 лет самостоятельно научился играть на гитаре и даже выступал на вечерах художественной самодеятельности в составе ансамбля производственного объединения «Ремстройтехника». Увлечение сыграло решающую роль в становлении биографии Юрия Лозы. Но до ответственного шага оставалось еще четыре года.

Профессиональным исполнителем на тот момент юноша себя не видел, поэтому поступил на геологический факультет в Казахский государственный университет. После двух лет учебы Юрий бросил вуз, ушел в армию, а после демобилизации поступил в Алма-Атинское музыкальное училище.


Молодой человек учился на отделении ударных инструментов, но и здесь диплома не получил, так как переехал в Москву, где начал профессиональную карьеру гитариста и вокалиста. В 1983 году Юрий Лоза пытался поступить в ГИТИС, но не прошел по конкурсу. Высшее образование музыканту удалось получить только спустя двадцать лет – в 2003 году мужчина окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

Музыка

По прибытии в Москву Юрий Лоза играл и пел в столичных ресторанах. Репертуар музыканта составляли советские и зарубежные хиты. Затем певец попал в ансамбль «Калейдоскоп», из которого перешел в группу «Интеграл». В составе коллектива Лоза участвовал в рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси, который стал знаковым явлением в истории советской рок-музыки. С «Интегралом» музыкант сотрудничал 5 лет, но Юрия расстраивало, что его собственные песни не включаются в репертуар. Только одна композиция «Заповедные места» была спета на концерте и позднее записана в студии другой группой ВИА «Ариэль».

Лоза уходит из ансамбля и с помощью музыкантов группы «Примус» записывает первый альбом «Путешествие в рок-н-ролл», который был издан в 1983 году на магнитных лентах. В тот же период была написана песня «Плот», ставшая позднее визитной карточкой певца, но на пластинку композиция попала только в 1988 году. Артист включил хит в сборник «Что сказано, то сказано», где были также собраны песни «Мать пишет», «Зима», «Умею мечтать».

После дебютного альбома Юрий Лоза вошел в состав группы «Зодчие», где уже выступал Валерий Сюткин, будущий фронтмен рок-н-рольного ансамбля «Браво». За четыре года работы в «Зодчих» Лоза написал около сотни песен, многие из которых составили костяк репертуара коллектива. В 1986 году Юрий выпустил сольный студийный альбом «Любовь, любовь», куда вошли треки «Июльской ночью», «Полночный блюз», «Сто часов».

Через год артист дал первый сольный концерт и окончательно ушел из состава «Зодчих». В 1990 году Лоза, будучи администратором рязанской филармонии, порадовал поклонников пластинкой «Вся жизнь – дорога». После выпуска диска Юрий решается на открытие собственной студии звукозаписи, и в 1993 году появляется «Студия Юрия Лозы».

Особенную популярность песни Юрия Лозы получили, когда певец начал сольную карьеру. Конец 80-х и начало 90-х стали золотым времени для артиста. Музыкальные композиции, представляющие собой коктейль авторской песни, традиционной эстрады и рок-музыки, были востребованы и часто попадали на верхние строки хит-парадов.

Помимо «Плота» стоит выделить такие хиты, как «Пой, моя гитара», «Зима», «Я умею мечтать», «Тоска», «Памяти Высоцкого». Как уже говорилось выше, в 1993 году певец создает собственную студию звукозаписи «Студия Юрия Лозы». Последний студийный альбом исполнителя «Заповедные места» был выпущен в 2000 году. Артист презентовал поклонникам новые треки – «Вокзал», «Детские глаза», «Там далеко». С начала 2000-х годов издавались только сборники песен.

Видеотека исполнителя не богата клипами. За исключением роликов, появившихся в начале творческой карьеры певца, – «Зима», «Неотразимый», «Не так», в 2003 году появляются клипы «К тебе Москва» и «Вот и прошел год». Последнее видео на песню «Городские дворы» появилось только в 2015 году.

2000-е годы артист посвящает творческим поискам. Юрий Лоза появляется в ряде кинематографических и телевизионных проектов – фильме «Умножающий печаль», ситкоме «Кто в доме хозяин?» и комедийном детективе «Короли игры».

В 2009 году певец попробовал себя в амплуа музыкального драматурга и написал пьесу «Культур-мультур». Показ спектакля на текст произведения музыканта был осуществлен силами Еврейского народного музыкально-драматического театра «Когелет» в 2014 году.

Высказывания

Лоза заявил, что значимость российской певицы многократно преувеличена. Также музыкантом были раскритикованы классики мирового рока – гитарист-виртуоз и группы «Led Zeppelin» и «Rolling Stones». Юрий Эдуардович обвинил британских музыкантов в непрофессионализме, сказав, что те даже не умеют настраивать собственные гитары.


А на день космонавтики Лоза подверг критике содержание первого в истории радиосигнала к внеземным цивилизациям, отправленного в космос в 1962 году. Артист сказал, что даже если инопланетяне получат это сообщение и сумеют расшифровать, то слова «Мир – Ленин - СССР» им абсолютно ничего не дадут понять.

Личная жизнь

Личная жизнь артиста сложилась благополучно. Единственной женой Юрия Лозы была и остается Светлана Мережковская. Супруга тоже в прошлом певица, выпустила несколько альбомов авторской песни и даже была лауреатом на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Сейчас женщина больше реализовывается как поэтесса. Светлана редактирует и критикует тексты песен супруга.


В семье в 1986 году родился сын Олег. Мальчик оказался музыкально одаренным, окончил колледж имени Гнесиных и Московскую государственную консерваторию имени . В настоящее время выступает как оперный певец.

Юрий Лоза сейчас

Сейчас Юрий Лоза осваивает нишу ньюсмейкерства, отодвинув музыкальную карьеру на задний план. По-прежнему певец выступает в сольных и сборных концертах, посвященных музыке 80-х и 90-х. Исполнителя нередко видят на частных вечеринках. Последний раз артист по данному поводу посетил Камчатку. Журналисты сделали фото Юрия Лозы в аэропорту полуострова, а затем выяснили, что звезда 80-х прилетал на концерт по случаю дня рождения местного олигарха – депутата Романа Гранатова.


В ноябре Юрий Лоза вновь удивил подписчиков своего блога. Музыкант положительно отозвался о деятельности , назвав девушку честной. В этом Юрий Эдуардович оказался солидарен с , и . Но после выступления сына Олега на телеконкурсе «Успех», где оперного певца засудили рэпер и Филипп Киркоров, Лоза вступил в полемику с последним. Юрий упомянул, что его сын, в отличие от членов жюри, практикующий педагог по вокалу.

Не смог Юрий Лоза оставить в стороне и заявление о баллотировании в президенты России. Певец уверен, что девушку поддержит необходимое количество человек – 300 тысяч, голоса которых позволят Ксении попасть в заветный список. Музыкант уверен, что в стране найдутся люди, которые поддерживают политику развала России и которым интересно будет увидеть телеведущую в роли президента.

Дискография

  • 1983 - «Путешествие в рок-н-ролл»
  • 1984 - «Концерт для друзей»
  • 1984 - «Огни эстрады»
  • 1985 - «Тоска»
  • 1986 - «Любовь, любовь…»
  • 1990 - «Вся жизнь - дорога»
  • 2000 - «Заповедные места»
Лоза, Юрий Эдуардович - певец, поэт и композитор.
Родился 1 февраля 1954 года в Свердловске в семье служащих: отец — инженер-конструктор, мать — бухгалтер. Когда Юрию исполнилось семь лет, семья переехала в Алма-Ату. В 13 лет стал играть на гитаре. После окончания школы Лоза поступил в Казахский государственный университет, но бросил учебу и ушел в армию.

После службы в армии поступил в алматинское музучилище. В 1975-1976 гг. посещал занятия на отделении ударных инструментов, учебы не окончил. С 1977 года стал работать в ансамбле «Интеграл». Ансамблем руководил Бари Алибасов, который в то время работал художественным руководителем в Усть-Каменогорском Доме культуры металлургов. Позже аснамбль числился при Саратовской филармонии. В составе ансамбля Лоза участвовал в рок-фестивале «Весенние ритмы» (Тбилиси, 1980), ставшим знаковым явлением с истории российской поп-музыки.

В 1983 году Лоза переехал в Москву и подал документы в ГИТИС. Не поступив в институт, он стал участником группы «Зодчие», в котором также играли Валерий Сюткин и Юрий Давыдов. В середине 80-ых годов песни Лозы составляли основу репертуара «Зодчих».

С 1987 года начал официальную сольную карьеру. Песни Юрия Лозы стали особенно популярными в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Манеру исполнения певца можно охарактеризовать как синтез авторской песни, традиционной эстрады и рок-музыки.

Предки певца жили в Польше. Дед — Бронислав Павлович Ло?за, Ло?за — не псевдоним, а настоящая фамилия (ударение надо делать на первом слоге). Родился в семье служащих: отец Эдуард Брониславович Ло?за — инженер-конструктор, играл на баяне, мать — бухгалтер. Когда Юрию исполнилось семь лет, семья переехала в Алма-Ату. В 13 лет стал играть на гитаре.

После школы Юрий Лоза поступил в Казахский государственный университет (геофак), но бросил учёбу ради музыкального училища, был призван в армию.

После службы в армии поступил в Алмаатинское музучилище.

В 1975—1976 гг. посещал занятия на отделении ударных инструментов, но не окончил.

В 1983 году Лоза переехал в Москву и подал документы в ГИТИС, но в институт не поступил.

В 2003 году окончил Московский экономический институт (МЭСИ).

Пел в ресторанах на разных языках.

Играл в ансамбле «Калейдоскоп». С 1977 года стал работать в ансамбле «Интеграл». Ансамблем руководил Бари Алибасов, который в то время работал художественным руководителем в Усть-Каменогорском Дворце культуры металлургов (ДКМ). Позже ансамбль числился при Саратовской филармонии. В составе ансамбля Лоза участвовал в рок-фестивале «Весенние ритмы» (Тбилиси, 1980), ставшим знаковым явлением в истории советской рок-музыки.
За пять лет работы в «Интеграле» у Юрия накопилось более сотни собственных песен, которые никак не удавалось реализовать в рамках группы.

Случайно Юрий в 1983 году знакомится с музыкантами группы «Примус» Александом Боднарем (гитара) и Игорем Плехановом (клавишные) и с их помощью и на технической базе «Примуса» записывает свой первый альбом «Путешествие в рок-н-ролл» (1983).

После завершения работы над альбомом Лоза забирает свою копию записи, но по стране распространяется вариант записи, где в самом начале голосом Боднаря сказано: «Для вас поёт свои песни группа „Примус“». «Когда я это услышал, — вспоминает Лоза, — у меня волосы дыбом встали. Почему вдруг „Примус“? Я не давал на это никакого разрешения, это мои песни, мои тексты, моя музыка, я все спел и сыграл. В конце концов, я не являлся членом группы „Примус“». Лоза порывает все отношения с участниками группы, и придумывает версию, что «Примус» — это не название проекта, а, в переводе с латинского, номер альбома, то есть «первый».

Позже Юрий Лоза становится участником группы «Зодчие», в которой также играли Валерий Сюткин и Юрий Давыдов. В середине 80-х годов песни Лозы составляли основу репертуара «Зодчих». Одну из своих популярнейших песен, «Плот», написал в 1982, записал в 1983 году, но на альбом и к широкому слушателю она попала только в 1988.

С 1987 года начал официальную сольную карьеру. Песни Юрия Лозы стали особенно популярными в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Манеру исполнения певца можно охарактеризовать как синтез авторской песни, традиционной эстрады и рок-музыки.

В 1993 году Лоза создал собственную студию звукозаписи «Студия Юрия Лозы».

Личная жизнь

Жена Светлана Валентиновна Лоза (Мережковская) — (Певица, выступала под псевдонимом Сюзанна и позже Светлана Мережковская, теперь Светлана Лоза. Выпустила несколько пластинок, заняла призовое место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.) — закончила литературный институт имени Горького в 2001 году Жена является главным редактором текстов у мужа.. Она — поэт, член союза писателей, у неё вышла книжка стихов. Также пишет песни и исполняет их. Вышел клип с её песней «Липа», с ней там снялся известный художник Никас Сафронов.
сын Олег Юрьевич Лоза (28.04.1986) Закончил Гнесинское училище (2001—2005), дирижёрско-хоровое отделение, оперный певец баритон. Учится в МГК им. Чайковского и ЛИ им. Горького, работал в Модельном агентстве Вячеслава Зайцева (2003—2007), ассистентом режиссёра.

ДИСКОГРАФИЯ

1983 — Путешествие в рок-н-ролл
1984 — Огни эстрады (с группой «Зодчие»)
1984 — Концерт для друзей
1985 — Тоска
1986 — Любовь, любовь…
1988 — Что сказано, то сказано
1990 — Вся жизнь — дорога
1994 — Для души
1994 — Архив
1995 — Для ума…
1995 — Что сказано, то сказано (2 CD)
2000 — Заповедные места
2001 — Любимые песни
2002 — Для души, для ума
2002 — Плот. Лучшие песни
2002 — Компиляция в серии «Бульвар звезд»
2002 — Компиляция в серии «Grand Collection»
2002 — Компиляция в серии «Звёздная серия»
2004 — Запрещённые песни
2004 — Я умею мечтать… (2 CD)
ИЗВЕСТНЫЕ ПЕСНИ

Плот
Пиво
Зима
Я умею мечтать…
Опять
Тоска
Стерва
Гараж
Одиночество
Неотразимый
Сто часов
Новый год
Мать пишет
Резиновые дни
Не принимай
Памяти Высоцкого
Песенка проститутки
Исполнительный лист
К тебе, Москва
Цыганская душа
Ах, какие ножки
Пой моя гитара
Заповедные места
Девочка В Баре
Если умолкли песни
Мой трамвай последний
Над деревней Клюевкой
Мой приятель — голубой
Что сказано, то сказано
Пора по чуть-чуть
ФИЛЬМОГРАФИЯ

1982 — «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» (вокал)
2005 — Умножающий печаль — гость Серебровского (11-я серия)
2007 — Короли игры (10-я серия)
вокал

1991 — Женщина для всех (песня «Плот») (Композитор)
Композитор

1993 — Разборчивый жених
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Играет в шахматы (по собственному признанию — на уровне первого разряда)
Владеет автомобилем Mercedes-Benz W124
Противник пьянства