Семья и ее формы. Типы и виды семей. В зависимости от проживания семьи

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

моногамная семья - состоящая из двух партнёров

полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.

разнополая семья

В зависимости от количества детей:

бездетная, или инфертильная семья;

однодетная семья;

малодетная семья;

среднедетная семья;

многодетная семья.

В зависимости от состава:

простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

сложная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

родительская - это семья, в которой человек рождается

репродуктивные - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.

В. С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

По структуре:

с одной брачной парой с детьми или без детей;

с одним из родителей супругов и другими родственниками;

с двумя и более брачными парами с детьми или без детей,

с одним из родителей супругов и других родственников или без них;

с матерью (отцом) и с детьми;

По типу главенства в семье:

эгалитарная - семья, основанная на равенстве супругов

По семейному быту, укладу:

семья - «отдушина»;

семья детоцентрического типа;

семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба;

семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

По однородности социального состава: с

социально гомогенная (однородная)

гетерогенная (неоднородная) семья;

По семейному стажу:

молодожёны - в браке от 1-2 месяцев до полугода;

молодая семья - от полугода до трёх лет семейной жизни;

семья, ждущая ребёнка - от начала перспективной беременности до появления на свет первенца;

семья среднего супружества - от трёх до десяти лет совместного проживания;

старшего супружеского возраста - 10-20 лет семейного стажа;

пожилая супружеская пара - возникает после вступления в брак детей и появления внуков;

По качеству отношений и атмосфере в семье:

благополучная семья;

устойчивая семья;

педагогически слабая семья;

нестабильная семья;

дезорганизованная семья;

По географическому признаку:

городская семья;

сельская семья;

отдалённая (районы Дальнего Севера);

По типу потребительского поведения:

семья с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью);

семья с «интеллектуальным» типом потребления, то есть с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д.,

семья с промежуточным типом потребления;

По особым условиям семейной жизни:

студенческая семья,

«дистантная» семья,

«внебрачная семья»;

По характеру проведения досуга:

открытая семья;

закрытая семья;

По социальной мобильности:

реактивные семьи,

семьи средней активности;

активные семьи;

По степени кооперации совместной деятельности:

традиционная семья;

коллективистская семья;

индивидуалистическая семья;

По состоянию психологического здоровья:

здоровая семья,

невротическая семья,

виктимогенная семья.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

По характеру распределения семейных обязанностей, но тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

* Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны:

а) экономическая зависимость женщины от супруга;

б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни

и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка);

в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

* Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом па равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает `исключительное` право на домашний труд.

* Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая `ролевая симметрия`);

б) обсуждение основных проблем и совместное принятие

важных для семьи решений;

в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропейских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, отчего зависит лидерство в семье.

Семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и какмалая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

    вступление в первый брак - образование семьи;

    начало деторождения - рождение первого ребенка;

    окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

    «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

    прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

    репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства - главная функция семьи;

    воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

    хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

    функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

    духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

    социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации .

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

    моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

    полигамия - брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

    • групповой брак , когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):

      полиандрия (многомужество) - редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;

      полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

    нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;

    расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

    эндогамные , предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);

    экзогамные , где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

    патрилокальные - молодые живут в семье мужа;

    матрилокальные - в семье родителей жены;

    неолокальные - поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

    матриархат - власть в семье принадлежит женщине;

    патриархат - во главе стоит мужчина;

    эгалитарная , или демократическая, семья , в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака , под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») - это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат - стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак - признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак - временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. - это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе

Семья́ - базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

союзом мужчины и женщины;

добровольностью вступления в брак;

члены семьи связаны общностью быта;

вступлением в брачные отношения;

стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Основные принципы семейного воспитания.

Сегодня нас будут интересовать типы семей и их характеристика. Данный вопрос играет важную роль в современном мире. Ведь семей и их "разновидностей" много. Правильное определение ячейки общества поможет вести верную политику отношений, а также выстраивать воспитание детей так, чтобы они получали максимум пользы и минимум вреда. Нередко позволяет выявить потенциальную угрозу того или иного характера в отношении ее членов. Так какие встречаются ячейки общества? Чем характеризуются? Какими особенностями обладают?

По количеству детей

Типы семей и их характеристика разнообразны. Дело в том, что в психологии разделение, как и в любой другой области, можно вести с разных позиций. Например, по количеству детей.

Есть бездетные семьи. Или, как их сейчас принято называть, "чайлдфри". Обычно это пары, которые не имеют никаких детей: ни усыновленных, ни своих собственных. Можно сказать, просто мужчина и женщина, вступившие в брак.

Однодетная семья - та, в которой всего один ребенок. Довольно распространенный вариант в России. В психологическом смысле такое решение может повлечь за собой определенные последствия. Например, велика вероятность воспитания эгоиста.

Малодетная - семья, в которой, как правило, два ребенка. Встречается тоже очень часто. Психология в такой ячейке общества играет важную роль. Придется соблюдать гармонию взаимоотношений, чтобы не повредить хрупкую детскую психику с рождением второго малыша.

Многодетная - ячейка общества, которая имеет 3 детей. Хотя сейчас принято называть такие семьи среднедетными. Это понятие почти изжило себя, так как более 3 малышей сейчас в России мало кто заводит. Если же опираться на понятие среднедетности, то - это "общины", в которых 4 и более малышей.

Место человека

Типы семей и их характеристика - крайне важные моменты, которые помогают взрослым и детям. В частности родителям, которые до сих пор не могут оторвать собственных выросших малышей "от юбки". Дело в том, что семья - это понятие растяжимое. Даже в психологии выделяют разнообразные ее типы. Например, можно обратить внимание на классификацию по месту человека в той или иной ячейке общества.

Есть родительская семья - это та, в которой личность рождается. То есть она будет с человеком до тех пор, пока он не вырастет. А может, даже дольше.

Имеет место такое понятие, как репродуктивная семья. Как раз она и является истинной. Это семья, которую человек создает самостоятельно. В нее обычно входят дети и супруг(а). Так что, говоря о роли семьи в жизни человека, важно уточнять, о какой именно идет речь. Неправильно, если родительская станет важнее репродуктивной. Хотя здесь каждый позицию выбирает для себя сам.

Типы семей и их характеристика этим не ограничиваются. Есть и еще несколько довольно интересных классификаций. Сейчас они встречаются в психологии, хотя раньше их не было.

По проживанию

Трудно поверить, но на данный момент семьи классифицируют, как только могут. К примеру, уже есть такое понятие, как разделение по месту проживания той или иной ячейки общества.

Какими могут быть типы семей в психологии (характеристика оных тоже будет представлена нашему вниманию), если говорить о том, где живет та или иная "община"? Встречаются матрилокальные семьи. Это репродуктивные "варианты", которые проживают с родителями жены. На практике такие ячейки общества долго не существуют, обычно они распадаются в первые годы совместного проживания. Есть патрилокальные семьи. Соответственно, это такие ячейки общества, которые живут с родителями мужа. Тоже крайне нестабильны, быстро распадаются, в них много конфликтов.

Неолокальные семьи - это, как правило, самостоятельные ячейки общества. Они живут в отдаленных от родителей местах. Типичная репродуктивная семья, которая ни от кого не зависит. Идеально подходит для рождения детей и их воспитания. Если вовремя не стать неолокальной ячейкой общества, можно вообще лишиться собственной репродуктивной семьи. Это необходимо учитывать.

Состав

Типы семей и их характеристика в психологии играют важную роль. Помимо уже перечисленных вариантов можно рассмотреть состав "общин". Тут тоже есть своя собственная классификация.

Есть семьи полные. В них, как правило, есть оба родителя и хотя бы один ребенок. В противном случае такая ячейка общества называется неполной. В ней нет одного из родителей либо она считается бездетной.

Также выделяют обычно составные семьи. В них есть родители и несколько детей. Не важно, родных или усыновленных. Это крайне распространенный тип, который включает в себя множество особенностей. Одна из них - это взаимоотношения детей. Придется этому моменту уделять отдельное внимание.

Нуклеарная

Теперь стоит обратить внимание на то, что типы семей в психологии семьи также имеют несколько основных категорий. Довольно сложных. Их нужно рассматривать отдельно. Ведь особенностей у подобных ячеек общества более чем достаточно.

Чаще всего встречаются нуклеарные семьи. Это такие ячейки общества, в которых имеет место только одно поколение людей. Причем представлена такая семья только родителями (или одним из них), а также детьми. И не более того. Можно сказать, что каждая полная семья - нуклеарная.

Нередко такие "общины" называют еще простыми. На то есть свои причины. Они станут понятны, если узнать прочие типы семей. Характеристика современной семьи - вещь непростая. Но не только нуклеарные варианты встречаются. Выделяют еще некоторые "разновидности" ячеек общества.

Патриархальная

Последний распространенный тип - Ее также называют еще сложной. Включает в себя несколько поколений. Обычно вместе могут проживать бабушки-дедушки, родители, молодые пары, внуки, братья и сестры. В общем, вся родня.

Обычно тут встречаются конфликты во всех областях. И во взаимоотношениях, и в ведении быта. И придется приложить немало усилий, чтобы ее сохранить.

Типы семей и их характеристика в психологии - это важные моменты. Они позволят подготовиться к тем или иным проблемам, обезопасить себя и своих детей.

По воспитанию

Как ни странно, но типы семей и их характеристика могут зависеть от воспитания детей. Моделей поведения не так уж и много. Тем не менее каждая из них имеет определенные особенности. Какие варианты могут встречаться?

Воспитание "вседозволенность". Комментариев не требует. В таких семьях детям разрешено делать все, что они хотят. Никаких запретов и ограничений. Родители, как правило, пристально следят для своим малышом, но удовлетворяют все его потребности.

Также есть модель под названием "безнадзорность". В таких семьях родители постоянно заняты, а дети предоставлены "сами себе". Должного внимания тут малышам оказываться не будет. Чаще всего такие дети попадают под "влияние улицы".

Как говорится, из крайности в крайность. в психологии семьи по отношению к воспитанию выделяют еще как минимум две модели поведения родителей. К примеру, по типу "Золушки". Характеризуется отверженностью ребенка, он чувствует потребительское отношение к себе. Можно сказать, дети в таких семьях - "аутсайдеры", они для взрослых - обуза. Особенно тяжко приходится малышам, которые не одни в семье. В таких случаях есть "любимчик", которого окружают любовью и вниманием. Крайне опасный вариант развития событий. Психологические проблемы и комплексы ребенку будут обеспечены!

Последний вариант воспитания - это Можно сказать, что тут просматривается явная тирания со стороны родителей, культ взрослых. Дети в таких семьях бесправные, у них вокруг одни запреты, живут они "по указке родительской". Можно сказать, что основное направление в воспитании в данной ячейке общества - это устрашение малыша. Очередная крайность, которая приводит к пессимизму, гиперответственности, лишает возможности радоваться жизни, наращивает комплексы и страхи, вплоть до панических атак.

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.


Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние :

С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации:

В зависимости от форм брака :

    моногамная семья — состоящая из двух партнёров;

    полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

В зависимости от количества детей:

    бездетная или инфертильная семья;

    однодетная семья;

    малодетная семья;

    среднедетная семья;

    многодетная семья.

В зависимости от состава:

    простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок;

        неполной — семья только из одного родителя с детьми или семья, состоящая только из родителей без детей;

    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных;

    сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

    родительская — это семья, в которой человек рождается;

    репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от пола супругов:

    однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков;

    разнополая семья.

В зависимости от проживания семьи:

    матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;

    патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

    неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от наследования:

    патрилинеальные — наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии;

    матрилинеальные — наследование по женской линии.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

по материалам сайта:http://ru.wikipedia.org

Вначале рассмотрим само понятие семьи и те причины, по которым семья имеет такое большое влияние на формирование характера будущего семьянина.

В современном семьеведении принято следующее определение семьи:

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов.

1. Вступление в брак.

2. Рождение первого ребёнка.

3. Окончание деторождения.

4. «Пустое гнездо» (выделение из семьи последнего ребёнка).

5. Прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Если говорить об основных типах семьи , то можно выделить следующие типы:

1) Городская и сельская (в зависимости от места жительства)

2) Семья, состоящая из многих поколений (все члены живут вместе)

3) Нуклеарная семья (муж, жена и дети, функцию обучения и воспитания детей, в том числе их социализацию, берут на себя детский сад и школа)

4) Молодая семья (супружеская пара, с детьми или без, в первом браке, возраст семьи не старше 5 лет, возраст супругов не более 30 лет)

5) Неполная семья (семья с одним родителем в результате развода или смерти одного из супругов)

6) Внебрачная семья (родители не состоят в браке, сопровождается отрицательным отношением со стороны общества)

7) Семья в повторном браке (семья с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от первых браков)

8) «Маленькая мама» (рождение ребёнка женщиной, недостигшей совершеннолетия, также сопровождается отрицательным отношением со стороны общества)

9) Многодетная семья (семья, в которой более 10детей).

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название «инстинкт размножения». Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья - это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику. Согласно данным социальным законам, семья призвана выполнять ряд функций:

1. Репродуктивная функция - самовоспроизведение, размножение, произведение потомства, обусловленное необходимостью продолжения человеческого рода.

2. Экономическая и хозяйственно-бытовая - накопление богатства для членов семьи (напр., приданое для невесты), бытовое обеспечение неработающих членов семьи.

3. Первичная социализация - семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребёнка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребёнка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребёнка тому социальному опыту, который накопило человечество, и культуре родной страны, её нравственным нормам, традициям - прямая функция родителей.

4. Воспитательная функция - именно родители всегда были и остаются первыми воспитателями ребёнка. Воспитание ребёнка в семье - сложный социально-педагогический процесс, который включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование характера ребёнка.

5. Рекреационная и психотерапевтическая - семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищённым, быть абсолютно принятым несмотря на его статус, жизненные успехи, финансовое положение.

Наиболее подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр А. Е. Личко.

Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1) Структурный состав:

Полная семья (есть мать и отец);

Неполная семья (есть только мать или отец);

Искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2) Функциональные особенности:

Гармоничная семья;

Дисгармоничная семья.

Гармоничная семья. Это действительно здоровая семья. (Имеется в виду, разумеется, не физическое здоровье семьи, а нормальные взаимоотношения между ее членами)

Члены такой семьи:

открыто общаются между собой и слушают друг друга;

поддерживают друг друга;

учат уважать других;

развивают доверие к людям;

имеют чувство юмора и не отказываются от игр и развлечений;

имеют понятие о разделенной ответственности;

учат детей понятиям хорошего и плохого;

дорожат принадлежностью к семье, ее традициям и ритуалам;

уважают потребность в уединении каждого;

ценят услуги друг друга, заботу;

соблюдают время обеда и используют его как прекрасную возможность для беседы;

любят вместе проводить свободное время;

умеют распознать свои проблемы и не боятся обратиться за помощью.

В здоровой семье удовлетворяются психологические потребности каждого члена семьи. Естественно, что потребности в еде, медицинской помощи, образования и тому подобное тоже удовлетворяются. Каждый чувствует свою принадлежность к семье и буквально кожей ощущает, что он дорог.

Если же у кого-то есть необходимость почувствовать свою независимость, то ему предоставляется такая возможность, ему позволяют делать свои собственные ошибки и не стыдят его за это. Каждый член семьи имеет возможность расти духовно. В то же время он может развлекаться, играть даже в «глупые» игры, дурачиться.

Все чувства в здоровой семье могут быть высказаны или выражены бессловесным образом, естественно, в приемлемой, цивилизованной форме. Допускается выражение всех чувств, включая гнев, досаду, ненависть.

Если же есть повторяющиеся проблемы, то они разрешаются усилиями всех членов семьи. В случае необходимости обращаются к специалистам.

Детей любят и не тяготятся ими. Родители выслушивают детей, а не читают им нотации. В то же время родители заботятся о себе, уделяют много времени своим взаимоотношениям, что дает детям модель для построения их отношений с людьми.

В здоровой семье уважают границы духовного суверенитета, границы личности каждого.

Если же в семье имеется предрасположенность к таким болезням, как алкоголизм, депрессия, то члены семьи не замалчивают эти проблемы, а свободно обсуждают их, обращаются за помощью к специалистам, если это нужно.

В здоровой семье каждый отвечает за свои действия, и другие не считают, что должны брать на себя всю ответственность за поступки каждого члена семьи.

В такой семье разговаривают непосредственно друг с другом, прямым и открытым способом, не сплетничают, не шепчутся за спиной, не используют третьих лиц для передачи информации.

Члены семьи разделяют чувства друг друга, но не подавляют один другого, смело смотрят правде в глаза. В то же время они умеют посмотреть на проблему как бы со стороны, отстраненно.

Советы дают только в том случае, когда кто-то об этом просит и когда это уместно. Детей поощряют бороться с трудностями собственными силами, чтобы они не нуждались в родителях каждую минуту, а прокладывали в жизни и свои собственные пути.

Дисгармоничные семьи бывают разными.

Выделяются следующие причины дисгармонии :

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой -- только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия членов семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

Разнообразие взаимоотношений между членами гармоничных и дисгармоничных семей очень велико в силу неповторимости жизненного опыта каждой отдельно взятой личности. И таким же образом, растущий ребёнок, будущий семьянин впитывает в свое сознание своеобразный, неповторимый, свойственный только для его семьи стиль взаимоотношений между супругами (как ведут себя друг с другом его мама и папа).

Но передача этого опыта от родителей к детям идёт параллельно в двух направлениях:

1. Родители воспитывают ребёнка, прививая ему те или иные формы поло-ролевого поведения прямыми словесными методами («Мальчики себя так не ведут!», «Папа так никогда не делает!», «Поплачь! Ты же девочка!»).

2. Родители демонстрируют собственным поведением примеры и нормы взаимоотношений между собой (что оставляет гораздо больший след в сознании ребёнка в силу его инстинкта к подражанию). Известнейший факт: мама может долго приучать ребёнка чистить зубы, но он не будет делать этого, пока сама родительница не станет регулярно демонстрировать желательный образец поведения. Также родители в процессе воспитания пользуются приёмами и методами, последствия которых не осознаются.