Каких наречий меньше всего в русском языке. Список наречий. Как отличить наречие от прилагательного? Что такое наречие в русском языке. Знаменательные и местоименные наречия

adverbium ) - неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Процесс образования наречий называется адвербиализацией .

Учёные отмечают, что наречий первой и второй групп (образа и способа действия; меры и степени) примерно 6 тысяч, количество их активно пополняется. А последние четыре группы включают чуть более 260 слов, и их число почти не растёт. Крайне мало наречий причины (до 10) и цели (до 10).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наречия - неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко .

    Синтаксическая функция

    В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.

    Классификация по значению

    • Обстоятельственные:
      • образа действия - обозначает образ действия (по-весеннему, так ), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
      • меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды ), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
      • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
      • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
      • причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
      • цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
    • Определительные:
      • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
      • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
      • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
      • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
      • совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).

    Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения:

    • сравнительная степень выражается:
      • синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , ,-же (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше, глубоко - глубже ;
      • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
    • превосходная степень выражается:
      • синтетически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
      • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
      • сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

    Есть наречия знаменательные , если они называют признак, а не указывают на него: вчера , по-волчьи .

    Степени сравнения наречий

    1.Сравнительная степень

    а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее

    б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго

    2.Превосходная степень

    а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше): покорно-покорнейше, ярко-ярчайше

    б)Сложная форма образуется 2-мя способами:

    С помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего

    С помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно

    Классификация по способу образования

    • суффиксальный : быстрый - быстро , творческий - творчески ;
    • приставочно-суффиксальный : сухой - досуха
    • приставочный : хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
    • Сложение разных видов:
      • сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
      • сложение с первым элементом полу- : полулежа ; полусидя
      • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом ; половина, сила - вполсилы .

    Правописание дефиса в наречиях

    • в наречиях на -ому , -ему , -ки , -ски , -ьи с приставкой по- (по-другому , по-хорошему , по-немецки , по-английски , по-медвежьи );
    • в наречиях на -ых , -их с приставкой во-, в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
    • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то );
    • в наречиях, образованных:
      • повторением слов и основ слов (еле-еле , волей-неволей , как-никак );
      • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно ).

    Приставка по- пишется слитно:

    • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку , -оньку (попросту );
    • с формами сравнительной степени наречий (повыше );

    Слитно пишутся:

    • предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
    • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
    • наречия, образованные соединением

    Определение того, что такое наречие, на первый взгляд, не так просто. Слишком разнообразна эта категория слов по своему происхождению и составу. Если мы можем определенно сказать, что называется существительным, прилагательным и глаголом, то у наречий нет таких четких признаков. Например, существительное отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?» - и понятно, что речь идет о предмете. А вот на какой вопрос отвечает наречие, знают не все. Ведь их много, и каждый из них можно задать, например, к сочетанию существительного с предлогом. Общее у этой части речи одно: в развернутом предложении она играет роль обстоятельства и не изменяется.

    Как происходит адвербиализация

    Адвербиализацией называют процесс образования наречий. Он существовал всегда и существует до сих пор, причем по конкретному слову можно даже узнать, насколько давно оно образовалось. Эта часть речи может происходить от:

    1. существительных с предлогами и без;
    2. прилагательных;
    3. глаголов и их производных форм;
    4. числительных;
    5. местоимений.

    Чаще всего у наречия можно выделить корень, суффикс и приставку, и убедиться, что с другими частями речи оно имеет живую словообразовательную связь. Но чем дольше слово используется, тем больше оно теряет связь с основой, а иногда эта основа и вовсе забывается - остается лишь наречие. Примеры слов такого рода общеупотребительны:

    здесь, как, так, когда, куда, тогда, там

    Вряд ли кто вспомнит, что эти слова произошли от указательных местоимений, одно из которых - сей - сейчас практически не используется. Сюда же можно отнести слова вон, прочь , чуть, у которых основу найти сложно.

    Наречия, произошедшие от падежных форм существительных, образовывались тоже всегда. С течением времени мог утратиться сам падеж или измениться стандартное окончание слов в нем, а слово осталось:

    дома, домой, долой, летом, осенью, утром, вечером, ночью

    Иногда у существительного был предлог, и со временем он превратился в приставку:

    вбок, вниз, наземь, походу, сзади, поверх

    У более молодых слов предлог еще стоит отдельно:

    в сердцах, на вид, без отказа, под боком

    Наконец, эти лексемы могут совпадать по написанию с краткими прилагательными и деепричастиями, и чтобы их отличать, следует задать вопрос. Примеры:

    Он читал газету, сидя в кресле, и курил.

    Он спал сидя .

    Очевидно, что в первом случае сидя - это деепричастие, от которого даже есть зависимое в кресле ; вопросительным словом к нему будет «что делая?». А вот во втором случае мы имеем дело с наречием, отвечающим на вопрос «как?». Другой случай:

    Утро было свежо, нежно и прохладно.

    - Как держать-то? - Нежно ! (c)

    В первом предложении - краткие прилагательные, местоименные формы которых будут звучать как свежее, нежное и прохладное. Во второй цитате есть даже вопрос, поэтому комментарии излишни.

    Таким образом, наречие - это вполне самостоятельная, но неизменяемая часть речи.

    Словообразовательные модели

    Наречие можно получить всеми способами, которые только существуют в русском языке, но один из этих способов имеет интересную особенность. Речь идет о суффиксе. Часто в него превращается окончание, что для существительных и прилагательных немыслимо. Итак, способов образования наречий несколько:

    1. суффиксальный;
    2. префиксальный;
    3. префиксально-суффиксальный;
    4. сложение;
    5. переход в другую часть речи;
    6. комбинация вышеуказанных.

    Можно попробовать объединить данные о словообразовании в таблицу, но она будет не совсем полной и точной.

    способ от существительных от прилагательных и причастий от глагола от числительного от местоимения другие наречия
    суффиксальный хорошо, плохо, зелено, угрожающе, творчески, постепенно, играючи, припеваючи трижды, дважды, единожды маленько, тихонько, тихонечко, маленечко
    префиксальный вбок, вверх, вниз, поверх, чересчур нехотя по-моему, отчего, потому нехорошо, незаурядно, невелико
    префиксально-суффиксальный сверху, доверху, отроду, исподнизу, исстари, загодя поминутно, посекундно, потихоньку, попросту, пониже, по-волчьи наедине, впервые, сперва, вдвойне, вдвоём, надвое
    сложение дурак дураком, волей-неволей, мимоходом, сухо-насухо, бело-набело, чисто-начисто
    переход дома, домой, верхом, кругом, летом, зимой, утром, ночью, днем, вечером сидя, лежа, стоя и другие деепричастия; чуть - от инфинитива, почти - от повелительного наклонения
    комбинация из-за границы, под боком, под рукой, в сердцах - комбинация суффикса с предлогом; вполсилы - сложение корней и приставки ежеминутно, ежесекундно

    На сегодняшний день самая продуктивная группа таких лексем - от прилагательных и причастий. Обусловлено это многообразием суффиксов и, соответственно, возможных значений новообразованных слов. Наибольшая группа утративших связь с основой - местоименные. Старые формы падежей хорошо фиксируют наречия от существительных.

    Классификация наречий

    Наречие - это часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака. Существует множество способов разбить наречия по группам. Так, выделяют местоименные и знаменательные наречия. Первые только указывают на неопределенный признак, а вторые называют его. Так, к первой группе относятся: здесь, оттуда, где-то, некогда и др., а ко второй - все, имеющие вполне определенное значение.

    Нетрудно догадаться, что местоименные наречия произошли от местоимений, и иногда требуется подумать, прежде чем их отличить. Но чаще всего эту часть речи классифицируют по тому, что обозначает наречие. По этому признаку их можно объединить в несколько групп:

    1. образа действия;
    2. меры и степени;
    3. времени;
    4. места;
    5. причины;
    6. цели.

    Какая часть речи отвечает на вопросы: «как?», «где?», «когда?», «почему?», «зачем?» - все это отражает вышеприведенная классификация.

    Образ действия

    Эти наречия отвечают на вопрос «как?» и «каким образом?». Наверное, эта группа наречий самая продуктивная и обширная. Образуются они чаще всего от прилагательных, реже - от существительных. Замечательно в таких словах то, что они могут заменить собой все предложение, охарактеризовав всю ситуацию в целом. Во всяком случае, слова хорошо, отлично, прекрасно, плохо, замечательно, отвратительно могут быть единственным словом в предложении, выполняя роль подлежащего, а также входить в предикативную основу в качестве компонента составного сказуемого.

    Интересен и тот факт, что от прилагательных такие наречия унаследовали и степени сравнения - сравнительную и превосходную, в том числе образованные супплетивно и сложением, а также весь набор суффиксов, позволяющий дать точную оценку чему-либо. Список таких примеров большой, вот наиболее яркие примеры:

    Хорошо, хорошенько, хорошенечко, лучше, еще лучше - от хороший

    Много, больше, еще больше, наиболее - от большой

    Высоко, выше, более высоко, высочайше - от высокий

    Интересные сочетания получаются с приставкой по- :

    по-быстрому, по-хорошему, по-тихому

    Образ действия может быть законсервированным творительным падежом существительного:

    хором, пешком, бегом, вплавь, следом

    Мера и степень

    Иногда кажется, что к таким наречиям можно задать вопрос «как?», но чаще уместными будут вопросы «сколько?», «насколько?», «в какой степени?», «в какой мере?», «во сколько раз?», «в каком количестве?» и тому подобные. Сюда можно отнести все наречия, произошедшие от числительных, а также те, что количественно характеризуют другой признак. Например, наречия трижды, вдвоем, чуть, пополам, еле-еле, чаще употребляются отдельно от других, а такие, как: очень, слишком, почти, вчетверо придают меру другому наречию. В качестве примера можно привести диалог:

    - Разрешите доложить, Христофор Бонифатьевич! По-моему, дело - табак!

    - Совершенно справедливо! Закуривай, ребята! (c)

    Наречие совершенно обычно употребляется именно так; оно поясняет другой признак, дает ему оценку.

    Признак времени

    Основной вопрос здесь - «когда?», но иногда его можно заменить на «с каких пор?», «до каких пор?», «как долго?» и даже «доколе?». Они могут выражать:

    • время суток: утром, вечером, днем, ночью, наутро, за полночь ;
    • время года: осенью, зимой, летом, весной ;
    • отношение к текущему моменту: вчера, завтра, послезавтра, позавчера, третьего дня, накануне, намедни, сейчас ;
    • более или менее протяженные временные промежутки: всегда, раньше, иногда, надолго, прежде.

    Происходят такие наречия от других наречий или существительных; часто они содержат в себе бывшие предлоги, ставшие приставками. Происхождение некоторых уже не установить, что называется, невооруженным глазом. К примеру, иногда, всегда, тогда произошли от слова год .

    Место действия

    Это слова, отвечающие на вопросы «где?», «куда?» и «откуда?». Почти все они произошли от существительных, реже - от местоимений и прилагательных. Очень часто ими становились слова, поставленные в местный падеж, функцию которого в современном русском языке взял на себя предложный. Некоторые слова до сих пор не утратили связь с существительным. Например, лесом, полем, дорогою, сбоку, вдали, вблизи, домой, дома, назад, налево, направо, вниз, вверх ; другие давно существуют сами по себе: здесь, тут, там, всюду, везде, около .

    Иногда такие наречия легко спутать с существительными, местоимениями и даже предлогами, и этот вопрос стоит рассмотреть отдельно.

    Значение причины

    Такие наречия отвечают на вопросы «отчего?», «почему?», «по какой причине?». Очень часто они начинаются с приставки с-: сослепу, спьяну, сдуру, спросонья, сгоряча, неспроста; а также с отрицательной не: поневоле, ненароком ; наконец, некоторые лексемы из этой категории окончательно приводят к мысли, что такие наречия больше походят на так называемые «отмазки»: впопыхах, потому, оттого, второпях, недаром, почему-то.

    Наиболее часто их путают с союзами.

    Цель действия

    Они обозначают изначальную цель поступка, а не то, как его объяснили позже. Отвечают эти слова на вопрос «зачем?». Примеров таких слов не так много: напоказ, назло, нарочно, намеренно, наперекор, в шутку, умышленно, специально.

    Иногда разграничить наречия цели и причины трудно. Все зависит от того, насколько цель была осознанна. К тому же отдельные наречия могут отвечать на вопросы «как?» и «зачем?» в зависимости от контекста. За примерами далеко ходить не надо: специально для него нужно править текст (как?); он это сделал специально (зачем?). Достаточно подобрать синонимы к слову специально . В первом случае лучше всего подойдет исключительно , а во втором - умышленно .

    Эта грань между значениями довольно тонкая не только здесь. Она существует и между другими категориями наречий. Разные специалисты приводят более детальные классификации значений, деля их на две большие группы - определительные и обстоятельственные, внутри которых содержатся более мелкие подгруппы. Ряд языковедов не выделяют группу местоименных наречий, целиком относя их к местоимениям.

    Некоторые ловушки

    Иногда наречие можно спутать с существительным, прилагательным, предлогом, союзом и даже формой глагола. Существует ряд способов, помогающих определить эту часть речи в предложении. Стоит назвать некоторые из них .

    Можно разобрать несколько примеров для иллюстрации. Мужик шел лесом. Ж ители пользуются лесом для сбора грибов и ягод .

    В первом случае напрашивается вопрос «чем?», но куда уместнее будет спросить «где?», поскольку творительный падеж без предлога в этом случае не несет своей функции - инструментальной. А вот во втором предложении лесом - именно существительное. Блюдо хорошо приготовлено. Оно хорошо и пригоже.

    Простая замена рода подлежащего в первом случае выдает в слове хорошо наречие (оно неизменяемое) - еда хорошо приготовлена . А вот во втором случае вместе с родом местоимения поменяется и род прилагательного (прилагательные всегда изменяемые) - она хороша и пригожа. Грамматический строй русского языка в таких случаях очень сильно помогает.

    Стул стоит около ученика. Ходит тут вокруг да около .

    Очевидно, что во втором предложении к слову около задается вопрос «где?», а в первом не задается ничего: это предлог, который сам по себе ничего не значит, и приобретает значение вместе со словом ученик .

    Вы пока ничего не знаете. Пока уроки не сделаешь, есть не получишь. В первом случае слово пока можно заменить на слова еще, до сих пор - то есть это типичное обстоятельство времени. Во втором предложении никакого вопроса к слову не задать, зато предложение можно перефразировать с другим союзом: Если не сделаешь уроки, то есть не получишь.

    Уделить этому вопросу внимание стоит хотя бы потому, что часто из-за этого зависит правописание слова. Обычно оно сложностей не представляет, но иногда написание стоит просто запомнить или занести в какой-нибудь мини-словарь - исключений среди наречий хватает.

    Наречие представляет собой самостоятельную часть речи, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Существует несколько характерных признаков наречия, каждый из которых подробно описан в этой статье с приведением примеров. Кроме того, здесь описаны грамматические особенности наречия, его синтаксическая роль в предложении.

    Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, которая означает признак и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Сколько? и другие.

    В зависимости от того, к какой части речи относится наречие, оно может обозначать:

    • Признак действия – наречие примыкает к глаголу или деепричастию (выучить наизусть , читать внимательно , высоко поставив, сказав тихо ) ;
    • Признак предмета – примыкает к существительному (путь напрямую , совсем ребенок, платье наизнанку ) ;
    • Признак другого признака – примыкает к прилагательному, наречию, причастию (достаточно быстрый, потрясающе красивый, очень хорошо, вдвое больше, купленный вчера , сделанный аккуратно ) .

    Что обозначают наречия?


    Общее значение наречия
    – непроцессуальный признак (то есть, признак, который не изменяется во времени). Выделяют обстоятельственные и определительные разряды наречий по значению.

    Таблица
    Примеры наречий по значению

    Разряды наречий
    Вопросы наречий
    Примеры наречий
    Обстоятельственные Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? утром, недавно, всегда
    Места Куда? Где? Откуда? дома, справа, вверху
    Цели Зачем? С какой целью? Для чего? нарочно, специально, назло
    Причины Отчего? Почему? поневоле, сгоряча, сослепу
    Определительные Качественные Как? весело, смело, быстро
    Способа и образа действия Как? трепетно, шепотом, вдвоем
    Меры и степени Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере? мало, втрое, слишком

    Грамматические особенности наречия

    Наречие в русском языке не склоняется и не спрягается (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянный морфологический признак наречий – разряд по значению.

    Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех.

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    Синтаксическая роль наречия

    В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему) . Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку . Мы устроили соревнование по бегу наперегонки ) .

    Русский язык сложен для изучения, словарный запас исчисляется миллионами слов, часть из которых являются наречиями. Рассмотрим, что такое наречие в русском языке и как оно образуется.

    Вконтакте

    Описание

    Наречие — это часть речи, которая указывает на признак какого-либо действия или обстоятельство, при котором действие совершается. В предложениях чаще всего бывают связаны с глаголом. Не имеют , рода, числа, окончаний, падежа. Те, которые образованные от качественных прилагательных, обладают степенью сравнения: тихо — тише, глубоко — глубже.

    Слова, относящиеся к данной части речи, делятся на шесть больших групп, каждой из которых свойственны свои вопросы. Вопросы наречий в :

    • образа действия, к ним ставятся следующие вопросы: «как?», «каким образом?», «как именно?»;
    • меры и степени, к ним ставятся вопросы: «сколько?», «насколько?», «в какой степени?», «в какой мере?»;
    • времени, их вопросы: «когда?», «как давно?», «как долго?», «с каких пор?»;
    • места, можно поставить вопросы: «где?», «откуда?», «куда?»;
    • причины — «почему?», «отчего?»;
    • цели, можно поставить вопросы: «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»;

    Есть пять способов образования:

    • путем добавления к основному слову приставки — приставочный,
    • путем присоединения суффикса — суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • словосложение,
    • с помощью преобразования одной из частей речи в другую.

    Приставочный способ образования означает добавление приставки. Например: легко-нелегко, слабо — неслабо, туда — оттуда.

    При суффиксальном способе к прилагательному или глаголу добавляется ряд суффиксов. Для — это суффиксы о/e: быстрый — быстро, гладкий — гладко, смешной — смешно. К относительным прилагательным добавляется суффикс «и»: всяческий — всячески, мужеский — мужески, героический — героически. От глаголов образуются при помощи суффиксов а/я, учи/ючи с, добавляемых к основе: молчать — молча, любить — любя, играть — играючи.

    С помощью одновременного присоединения суффикса и приставки образование происходит так:

    • приставка «по-» плюс суффиксы «-ому/ему-»: по-новому, по-хорошему;
    • приставка «по-» вместе с суффиксами «-и/ски-»: по-русски, по-индийски.
    • приставки «до-», «из-», «ис-», «со-», «с-» и суффикса «-а-»: искоса, издалека, допоздна, слева.
    • основ прилагательных с добавлением приставок «в-», «на-», «за-» и суффикса «-о-«: заново, затемно, влево, направо.
    • существительных и приставок «на-», «в-», «с-», «по-», «из-» с добавлением суффикса «-у-»: снизу, вверху, поутру.
    • собирательных числительных с использованием приставок «в-», «на-» и суффиксов «-о-», «e», «ем»: втроем, втрое.
    • порядковых числительных с использованием приставок «в-», «во-» и суффиксов «-ых/их-»: во-вторых.

    Способ словосложения — метод, при котором часть речи образуется за счёт слияния двух слов (в данном случае с использованием суффикса). Примерами такого способа являются слова еле-еле, мимоходом.

    Путем перехода одной части речи в другую образованы слова: домой, весной, шагом, чуточку.

    Виды

    По разряду классифицируются на две большие группы: определительные и обстоятельные. Определительные, обозначающие способ совершения того или иного действия, сочетаются в предложении или словосочетании с именами существительными, а также глаголами и (к ним можно отнести такие виды — образа действия, меры и степени). Обстоятельные делают акцент на обстоятельствах, при которых было совершено действие (места и времени, цели и причины). Чаще всего они употребляются с глаголом

    Относительные

    Относительные наречия выполняют в предложении функции союзных слов. Орфогафически это те же самые вопросы, но лексический смысл состоит в раскрытии главной части предложения. Например: мы не знаем, где живёт Василий Иванович.

    Важно! В данном случае слово «где» является не вопросом, а связующим звеном между главной и зависимой частью и указывает, чего именно не знают говорящие.

    Примерами служат словоформы: где, когда, зачем, почему, откуда.

    Качественные

    В школьной программе качественные наречия не выделяются в отдельную группу — они входят в состав наречий образа действия. Образуются от качественных прилагательных путем прибавления суффиксов о/e, к ним можно поставить вопрос «как?»: громко, слабо, дёшево. Могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Например: громко-громче, слабо-слабее, дёшево-дешевле.

    Предикативные

    Предикативное наречия часто используются в простых безличных предложениях, выполняя функцию сказуемого. Обозначают состояние: «сложно», «тихо», «спокойно», «можно», «нельзя», «необходимо».

    Сравните: «мне очень сложно даётся математика» (здесь слово «сложно» связано с глаголом «даётся) и «Ваня потерял семью на войне. Ему очень сложно» (слово «сложно» описывает состояние мальчика — это предикативн. нар.).

    Употребление в речи

    Важно! Употребление наречий делает нашу речь богаче, выразительнее и красивее, даёт собеседнику дополнительную информацию, а рассказывающему — возможность точно описать происходящие события. Без них будет невозможен современный диалог. Их отсутствие делает нашу речь сухой, вызывая чувство недосказанности.

    Сравните два примера:

    1. Я закончил писать и пошёл спать.
    2. Вчера я поздно закончил писать и медленно пошёл спать.

    Во втором случае собеседнику яснее видна картина произошедшего. Уставший под вечер автор работал допоздна, и ещё более утомлённый отправился спать. В отдельных случаях без наречий и вовсе невозможно существование предложений. Это относится к предикативным видам, которые являются сказуемыми. Так, предложение «В лесу стало тихо» теряет смысл при отсутствии в нём слова «тихо», которое является предикативным наречением.

    Чем отличаются от имен прилагательных

    Те, кто свободно владеет русским языком, знают, как отличить наречие от имени прилагательного, ведь отыскать различия будет совсем не сложно. Прилагательное даёт качественную характеристику предмета: сладкий чай, синее небо, деревянный мост, новая мебель. Синтаксически оно связано с именем существительным, с которым должно стоять в одном падеже. Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам: южный-южная, южные, южного. Имеет характерные окончания: -ый, -ий, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее.

    Какие черты помогают отделить наречие от прилагательного:

    • указание на определенный признак, обстоятельство, способ совершения действия;
    • синтактическая связь с глаголом;
    • отсутствие склонения по родам, числам и падежам;
    • наличие окончаний: -о, -а, -и.

    Краткий список

    Полный список слов, относящихся к данной части речи, невозможно уместить в масштабах одной статьи, ввиду богатства русского языка. Приведём вам краткий список наречий, которые чаще всего используются в повседневной жизни:

      • быстро,
      • далеко,
      • домой,
      • вчера,
      • вкусно,
      • приятно,
      • дорого,
      • дёшево,
      • горячо,
      • жарко,
      • холодно,
      • тепло,
      • рано.

    Наречие как часть речи. Разряды наречий

    Уроки русского языка Наречие

    Вывод

    Употребление наречий в речи необходимо, так как без них невозможно представить общение, выражение эмоций, подробного описания происходящих событий. Эти части речи имеют характерные морфологические, синтаксические признаки, позволяющие отличить их от других слов.

    Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на ‑о / ‑е ) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро ). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

    В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по‑варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

    Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

    Классификация наречий по функции

    По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные

    Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, налево - куда, сдуру - почему, назло - затем, вчера - тогда .

    Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. местоимение).

    Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например: там, туда, тогда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно‑относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

    Классификация наречий по значению

    Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

    Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по‑моему, пешком ) и подразделяются на следующие разряды:

    - качественные , или образа действия (как? каким образом? ): быстро, так, вдвоём ;

    - количественные , или меры и степени (в какой мере? насколько? ): очень, нисколько, втрое .

    Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

    - места (где? куда? откуда? ): справа, там, наверху ;

    - времени (когда? как долго? ): вчера, тогда, весной, когда ;

    - причины (почему? ): сгоряча, почему, потому ;

    - цели (зачем? для чего? ): назло, зачем, затем .

    Разряды наречий
    Вопросы наречий
    Примеры наречий
    Обстоятельственные Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? утром, недавно, всегда
    Места Куда? Где? Откуда? дома, справа, вверху
    Цели Зачем? С какой целью? Для чего? нарочно, специально, назло
    Причины Отчего? Почему? поневоле, сгоряча, сослепу
    Определительные Качественные Как? весело, смело, быстро
    Способа и образа действия Как? трепетно, шепотом, вдвоем
    Меры и степени Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере? мало, втрое, слишком

    Грамматические особенности наречия

    Наречие в русском языке не склоняется и не спрягается (не изменяется по родам, числам, падежам, как другие самостоятельные части речи). Постоянный морфологический признак наречий – разряд по значению.

    Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения: плохо – хуже – хуже всего, звонко – менее звонко – звонче всего, смело – более смело – смелее всех.

    Синтаксическая роль наречия

    В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему) . Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку . Мы устроили соревнование по бегу наперегонки ) .

    В школе наречие изучают с 7 класса. Предлагаемая статья дополняет учебник, позволяет узнать коротко о главных особенностях наречия как части речи и быстро повторить материал перед контрольной работой.