Биография василисы кожиной. Фильм "Василиса" и реальная история Василисы Кожиной. Поклон от Кутузова

Вот, что о Василисе Кожиной было написано в Большой советской энциклопедии: «Кожина Василиса, партизанка Отечественной войны 1812, крестьянка, старостиха хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Организовав из подростков и женщин отряд партизан, вооружённых косами, вилами, топорами и т. п., Кожина уничтожала и брала в плен солдат наполеоновской армии во время их отступления из России. Была награждена медалью и денежной премией».


Василисе Кожиной в 1812 году было примерно от 30 до 40 лет. Скорее всего, муж Василисы погиб от руки французов во время их очередной экспедиции в поисках продовольствия. Ненависть женщины к убийцам разделили односельчане и жители близлежащих деревень, поскольку муж Кожиной был далеко не единственной жертвой французских фуражиров.
Вооружившись топорами, косами и другим подобным инвентарём, отряд стал устраивать засады на дороге. Французы, совершенно не готовые к такому приёму, стали нести потери от действий решительной Василисы.
Кожиной удалось связаться с частями русской регулярной армии, в расположение которых передавали пленных.
Главным упоминанием о действиях Василисы Кожиной является заметка «Старостиха Василиса» в журнале «Сын Отечества» в 1812 году: «Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“».
С точки зрения представлений о войне той поры, подобное событие казалось совершенно невероятным и поэтому, разумеется, сохранилось в истории. Сведений о Василисе Кожиной мало. Но о других крестьянах, дравшихся с Наполеоном, их ещё меньше.

А. Смирнов. «Портрет Василисы Кожиной» (1813)

Отечественная война 1812 года породила на свет новое явление в истории - массовое партизанское движение. Во время войны с Наполеоном русские крестьяне стали объединяться в небольшие отряды, чтобы защищать свои села от иноземных захватчиков. Ярчайшая фигура среди партизан того времени - Василиса Кожина, женщина, ставшая легендой войны 1812 года.

На момент вторжения французских войск в Россию Василисе Кожиной, по оценкам историков, было около 35 лет. Она была женой старосты хутора Горшкова в Смоленской губернии. По одной из версий, на участие в крестьянском сопротивлении ее подвигло то, что французы убили ее мужа, отказавшегося предоставлять еду и фураж для наполеоновских войск. Другая версия гласит, что муж Кожиной был жив и сам возглавлял партизанский отряд, а жена решила последовать примеру супруга. В любом случае, для борьбы с французами Кожина организовала собственный отряд из женщин и подростков. Орудовали партизанки тем, что имелось в крестьянском хозяйстве: вилами, косами, лопатами и топорами. Отряд Кожиной сотрудничал с русскими войсками, часто передавая им пойманных вражеских солдат.

В ноябре 1812 года о Василисе Кожиной писал журнал «Сын Отечества». Заметка была посвящена тому, как Кожина конвоировала пленных к расположению русской армии. Однажды, когда крестьяне привели нескольких пойманных французов, она собрала свой отряд, села верхом на лошадь и приказала пленным следовать за ней. Один из захваченных офицеров, не желая подчиняться «какой-то крестьянской бабе», стал сопротивляться. Кожина сразу же убила офицера ударом косой по голове. Оставшимся пленным Кожина закричала, чтобы они не смели дерзить, ведь она уже 27 «таким озорникам» отрубила головы. Этот эпизод, кстати, был увековечен в лубочной картинке художника Алексея Венецианова о «старостихе Василисе». В первые месяцы после войны такие картинки продавались по всей стране как память о народном подвиге. Считается, что за свою роль в освободительной войне крестьянка была награждена медалью, а также денежной премией лично от царя Александра I. В Государственном историческом музее в Москве хранится портрет Василисы Кожиной, написанный художником Александром Смирновым в 1813 году. На груди Кожиной видна медаль на Георгиевской ленте. А еще имя отважной партизанки увековечено в названиях многих улиц. Так, на карте Москвы недалеко от станции метро «Парк Победы» можно найти улицу Василисы Кожиной. Народная молва Умерла Василиса Кожина примерно в 1840 году. О ее жизни после завершения войны неизвестно практически ничего, но слава о военных подвигах Кожиной распространялась по стране, обрастая слухами и выдумками. Согласно таким народным легендам Кожина как-то раз хитростью заманила 18 французов в избу, а затем подожгла ее. Есть также истории о милосердии Василисы: согласно одной из них партизанка однажды пожалела пленного француза, накормила его и даже дала теплую одежду. Является ли хоть одна из таких историй правдивой, к сожалению, неизвестно - никаких документальных подтверждений нет. Неудивительно, что со временем вокруг отважной партизанки стало появляться множество баек, - Василиса Кожина превратилась в собирательный образ русского крестьянства, боровшегося против захватчиков. А народные герои часто становятся персонажами легенд. Не удержались от мифотворчества и современные российские режиссеры. В 2013 году вышел мини-сериал "Василиса", впоследствии переделанный в полнометражный фильм. Заглавную героиню в нем сыграла Светлана Ходченкова. И хотя светловолосая актриса вовсе не похожа на женщину, изображенную на портрете кисти Смирнова, а исторические допущения в фильме иногда выглядят совсем уж гротескными (например, то, что простая крестьянка Кожина свободно говорит по-французски), все же такие киноленты говорят о том, что память об отважной партизанке жива даже спустя два века после ее смерти.

Смоленской губернии, старостиха (жена сельского старосты).

Во время Отечественной войны, помогая мужчинам, несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка и однажды [ ] убила косой строптивого пленного офицера.

«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот , которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»
Заметка была перепечатана с изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами» :
«Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали ещё несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят, и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама… В сём намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался её. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом - косою, повергла его мёртвым к ногам своим, вскричавши: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!“ И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы.»

Позже о Василисе Кожиной писали как о деятельнице партизанского движения , которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Рассказывалось также, что за подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия .

Однако, некоторые историки [уточнить ] в Российской Федерации ставят под сомнение существование документов или иных достоверных свидетельств о награждении Василисы Кожиной или действиях её отряда . Они считают, что кроме эпизода с убийством пленного, никакие действия Василисы Кожиной против французов не зафиксированы.

Василисе Кожиной была посвящена серия лубков 1812-1813 годов. Широкое распространение получил лубок А. Г. Венецианова (1813) «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью: «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит» .

Память

В честь Василисы Кожиной названы:

  • Улица Василисы Кожиной в Сычёвке .
  • Улица Василисы Кожиной в Можайске , что находится неподалеку от Бородинского поля .
  • Улица Василисы Кожиной в Москве (в районе станций метро Филёвский парк и Багратионовская).
  • Станция Василисино Гагаринского района Смоленской области .
  • Деревня Кожино в Тверской области . [уточнить ] .

Киновоплощения

Образ В. Кожиной появляется в следующих фильмах:

Прочее

Напишите отзыв о статье "Кожина, Василиса"

Комментарии

Примечания

Литература

  • . - М ., 1925.
  • Пушкин В. А., Костин Б. А. / Из единой любви к Отечеству. - М .: «Молодая гвардия», 1988 - (Библиотека журнала ЦК ВЛКСМ, № 17(332)) - С. 107-109. - Тираж 75 000 экз.
  • Гарнич Н. Ф. 1812 год. - М ., 1956.
  • Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М ., 2004.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кожина, Василиса

– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей истории целая галерея героев. И большинство из них мужчины. А когда по-геройски действует женщина, это всегда привлекает особое внимание. Наверно, в каждой стране есть героические женщины, которые сыграли важную роль в отдельном историческом эпизоде, и возможно стали спасительницей нации. Во Франции такой женщиной являлась Жанна д"Арк. В истории нашей страны были женщины-герои. Особенно во времена Великой Отечественной войны. Имена многих у всех на устах. И 19 веке были свои герои. Одна из самых загадочных фигур того периода - крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха Василиса Кожина- героиня Отечественной войны 1812 г.

Посмотрев фильм «Василиса», родилось желание выяснить подробности из жизни этой женщины, сравнить, насколько сюжет фильма отражает историческую действительность. Обратившись к источникам, мы убедились, что информации по Василисе очень мало и она достаточно фрагментарна и противоречива.

Это и определило тему нашего исследования « Миф или реальность:

как Василиса Кожина стала героиней». Сформулировали гипотезу: предполагаем, что подвиг Василисы стал достоянием истории на волне подъема патриотических чувств, связанных с Отечественной войной 1812 г.

Объектом исследования стали все имеющиеся источники, в которых содержалась информация о Василисе и о содержании её подвига, также учебники по истории. Соответственно, предметом исследования является достоверность информации о Василисе и определение периода появления информации о ней как о героине войны с Наполеоном.

Тема определила цель нашей работы: выяснить Василиса Кожина- это в большей степени реальный или вымышленный исторический персонаж и несет ли она сегодня в себе образец для формирования патриотизма.

Для достижения цели мы сформулировали задачи:

    Изучить все имеющиеся в нашем распоряжении источники

    Провести анализ этих источников на предмет их подтверждения героизма Василисы Кожиной

    Изучить учебники истории и выяснить, когда начался процесс создания образа героя Отечественной войны 1812 г. Василисы Кожиной

    Попытаться разобраться с вопросом: актуален ли сегодня героический образ и поступки Василисы

Это определило структуру нашей работы, которая состоит из трех глав. В первой главе мы анализировали источники о Василисе и её подвиге, пытались разобраться, что было реально, а что, возможно, было придумано для усиления образа Василисы.

Во второй главе мы изучили учебники по истории дореволюционной, советской и современной России на предмет того, когда в них появилась информация об изучаемой нами героине. И попытались найти этому объяснение.

В третьей главе мы размышляли о том, насколько сегодня актуален образ Василисы и её геройское поведение. Может ли оно воспитывать чувство патриотизма?

В своей работе мы использовали работы В.А.Лунина, В.Черемухина, А.Зарина, работы советских историков Е.Тарле, Н.Гарнича, данные Большой советской энциклопедии, энциклопедии «Отечественная война 1812 г.», учебники Илловайского, Платонова, Беллярминова, Шестаковой, Федосова, Панкратовой, Данилова и Косулиной, Авксентьева и Данилова. Кроме того, привлекали информацию, размещенную в сети Интернет.

Глава 1. Образ Василисы Кожиной в исторических источниках

    История Василисы.

Впервые имя Василисы Кожиной было упомянуто в журнале «Сын Отечества» №11, вышедшем в 1812 г. Это была анекдотическая история о старостихе Василисе: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и ее окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый к ногам ее, и она вскричала: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!"». В этой истории не упоминается ни название деревни, о которой идет речь, ни фамилии старосты и его жены. Есть только имя: Василиса. Больше никаких сведений об этой женщине нет. Эта заметка была перепечатана с изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами». Таким образом, мы видим, что упоминания о некой Василисе, которая так бесстрашно вела себя с французскими солдатами и офицерами, упоминается не в официальном документе, а в сборнике анекдотических историй. Поэтому и неизбежно и возникает вопрос: Василиса- реальный исторический персонаж или лубочная фигура, вымышленный образ, обросший придуманными деталями?

Итак, первые сведения о Василисе появились в журнале «Сын Отечества». Это был необычный журнал, который отличался от всех остальных изданий. Его появление определялось историческими событиями, связанными с Отечественной войной 1812 г. Сам император Александр I выделил Гречу(главному редактору) на первые расходы тысячу рублей. Выходить этот журнал начал с октября 1812 года. Он предназначался «для помещения реляций и частных известий из армии, для опровержения вредных толков насчет хода происшествий, для сосредоточения патриотических мнений». Журнал выходил каждый четверг, в нем помещались речи, воззвания, исторические и политические статьи, выписки из иностранных журналов, анекдоты, стихотворения. Журнал имел ярко выраженный патриотический характер. Отечественная война 1812 года спровоцировала необычайный всплеск общественно-политической активности и, возможно, стала одним из тех ключевых событий, которые определили пути развития русского национального самосознания. «Сын Отечества» стал первым выразителем патриотических идей и мнений, он формировал патриотический дух, дух единения русского народа в борьбе с Наполеоном. И появление анекдота подобного содержания о том, как жена местного старосты Василиса взяла в плен французских солдат, вполне объяснима. Вероятно, в этом случае важна была не историческая достоверность, а сама история, которая высмеивала беспомощность французских воинов, которые были пленены вооруженной косой обычной крестьянкой.

Эта история стала обрастать и визуальными подробностями. В 1813 г. в «Теребеневской азбуке» появляется лубок А.Г. Венецианова «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит» (Приложение 1). Эта азбука выпускалась в первую очередь для детей и несла в себе огромный воспитательный потенциал. В ней продолжалось формирование образа героини Василисы.

Единственное изображение Василисы Кожиной- это портрет художника А.Смирнова «Василиса Кожина», написанный им в 1813 г. и хранящемся в музее-панораме Бородинской битвы. С картины на нас смотрит простая русская женщина. Одета как зажиточная крестьянка: головной убор, бусы и серьги с жемчугами. Дорогая шаль. Руки в кольцах. Спокойное грубоватое лицо. И орден на шали (Приложение 2). На картине проглядывает медаль. Она едва заметна. Разглядеть её достаточно трудно. По слухам, сам Александр I прослышал о Кожиной и самолично наградил ее 500 рублями и серебряной медалью за храбрость. Но эта версия не нашла официального подтверждения. Также не нашла подтверждения и версия о том, что

ее даже познакомили с самим Кутузовым. Согласно легенде, как вспоминал Кутузов, привели к нему «огромного роста женщину, в высоких валяных сапогах, в короткой юбке и полушубке, с вилами в руках. Но, несмотря на воинственный вид, лицо ее было крайне добродушно».

Изучая историю Василисы Кожиной, можно обнаружить больше легенд, чем реальных фактов. Мы выяснили, что в дореволюционной историографии основными источниками по восстановлению истории Василисы и её подвига были исторические анекдоты, а также работы В.А. Лунина «Старостиха Василиса»(1897 г.), Василия Черемухина «Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.» (1912 г.), А.Е.Зарина «Женщины-героини в 1812 г году»(1912).

Надо заметить, что эти произведения достаточно трудно назвать историческими трудами, которые используют архивные материалы и опираются на проверенные факты. Это скорее исторические литературные повести. Тот же В.А. Лунин не являлся историком. Он значится как лубочный писатель, автор историко-литературных очерков, повестей, обработанных сказок.

Познакомившись с содержанием этих произведений, мы нашли множество нестыковок, связанных с жизнью Василисы Кожиной. Во-первых, у Лунина Василиса носит фамилию Туляева. У других авторов фамилия не указывается. Во-вторых, у Лунина Василиса живет в «деревне Пристенки, в верстах полтораста от Москвы, по большому Смоленскому тракту» . У Черемухина и Зарина Василиса была женой старосты Сычевки Смоленской губернии Пореченского уезда. Возникает вопрос: описанные Василисы- это одно и то же лицо, или речь идет о разных людях, или это вымышленный собирательный образ? Мы обратились к энциклопедии «Отечественная война 1812 года» и нашли там информацию о том, что Василиса Кожина-« крестьянка, жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии» . Мы изучили карту Смоленской губернии(приложение 3) . И обнаружили, что в Сычевском уезде имелся хутор Гошково, а вот села Сычевки в Пореченском уезде нет. Село Сычевка была центром уезда Сычевский. Это еще раз подтверждает, что в данные произведения не могут являться источниками достоверной информации о нашей героине.

В советской историографии история Василисы Кожиной также не нашла подробной проработки. Мы предполагаем, что это связано с тем, что отсутствуют достоверные сведения о жизни Василисы Кожиной. Нет точных сведений о дате рождения и дате смерти. В «Большой советской энциклопедии» записано: «гг. рождения и смерти неизвестны» . Предположительно это 1780-1840. Информация о Василисе Кожиной присутствует в монографии советского историка Н.Ф.Гарнича «1812» . Василиса Кожина предстает как умелый и храбрый командир отряда партизан из крестьян. Также в работе «Нашествие Наполеона в Россию» в главе «Малоярославец и начало партизанской войны» академик Е.В.Тарле приводит сведения о действиях отряда под руководством Василисы Кожиной. При этом подчеркивает, что достаточно трудно разобраться: легенда это или вымысел. «О той же Василисе или о кружевнице Прасковье, действовавшей около Духовщины, ходили целые легенды, но трудно выделить в них истину, отделить историю от фантазии».. Надо отметить, что в советский период герои, подобные Василисе Кожиной, находили широкий отклик в трудах историков и учебниках. Но мы не нашли не только больших исследований, но и подробной информации.

В современной исторической науке работ о Василисе Кожиной нет. В 2004 г. была издана «Энциклопедия Отечественной войны 1812 г.», в которой есть краткая информация о Василисе Кожиной, которая практически повторяет информацию Большой советской энциклопедии. Оживил интерес общественности к забытому образу Василисы одноименный фильм, снятый в 2013 г. режиссером Антоном Сиверсом. Созданный актрисой Светланой Ходченковой образ Василисы еще больше далек от исторических реалий. Но художественный фильм и не претендовал на достоверное воспроизведение действительности. Из всей истории Василисы осталось только имя и образ женщины-героини, которая отчаянно сражалась с французскими захватчиками. Вышедший фильм подогрел интерес к образу народной героини. В газете «Аргументы и факты» появляется статья Андрея Сидорчика «Героиня из черни. Минута славы Василисы Кожиной», в которой он пытается ответить на вопрос: почему так мало информации о народных героях Отечественной войны 1812 г. Вот так он объясняет эту причину «Причина этого явления проста — сведений о крестьянском сопротивлении армии Наполеона на самом деле крайне мало потому, что сразу после Отечественной войны никто и не думал заниматься сбором этих данных» .

    Подвиг Василисы.

Далее мы постарались определить основное содержание подвига Василисы Кожиной. В этой информации практически все имеющиеся в нашем распоряжении источники были единодушны. Василиса организовала отряд из крестьян, с которыми нападали на отставшие части обозов, остатки отступавших французских войск. Кроме того, конвоировала пленных французов. Василиса проявляла храбрость, смелость, иногда была крайне жестока. Как пишет тот же Тарле: « лично перебившая вилами и косой немало французских солдат». Содержание анекдотов и лубков также отражают данную информацию. Но некоторые источники отмечают и великодушие Василисы, что делает её героический образ более привлекательным. А.Е.Зарин пишет о том, что, когда французы стали отступать, Василиса смилостивилась к врагу, стала просто сопровождать пленных. А у Черемухина описывается случай о том, как Василиса помогла пленному французу, которому отдала часть денег, пожалованных ей М.И.Платовым за её храбрость.

Таким образом, изучив всю находившуюся в нашем распоряжении информацию о Василисе Кожиной, можно сделать некоторые выводы:

    Информация о Василисе Кожиной отрывочна и полна неточностей;

    Однозначно ответить на вопрос «Василиса- это миф, созданный в условиях войны 1812 г., или реальность?» однозначно нельзя, хотя есть косвенные сведения о существовании Василисы и её подвиге

    Даже в советский период, когда происходило возвеличивание народных героев, информация о Василисе скудная. А это свидетельствует, что историки не нашли достоверные сведения о Василисе Кожиной;

    В большей степени этот образ формировался на основании легенд и историй, которые передавались и пересказывались в тот период времени.

Глава 2. Василиса Кожина на страницах учебников истории

    Дореволюционные учебники о Василисе.

Во второй части своей работы мы постарались выяснить, как и в какой период Василиса Кожина попала на страницы учебников истории и была названа героиней. История, как мы знаем, несет в себе огромный воспитательный заряд. С помощью исторического материала можно заниматься формированием мировоззрения, духовно-нравственных качеств учащихся. Одним из важнейших качеств является патриотизм. Это качество будет актуально во все времена. И материал о героях, которые особенно проявляли себя в военный период нашей истории, помогает решать эту задачу. Вот мы и задались вопросом выяснения того, когда материал о Василисе был включен в учебники истории.

Для выяснения этого вопроса мы познакомились с содержанием учебников истории дореволюционной, советской и современной школы. Это учебники Д.И.Илловайского « Краткие очерки русской истории», С.Ф. Платонова «Учебник русской истории», И.И. Беллярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории», Н.И.Кареева « Учебная книга по Новой истории», Л.Шестакова « История СССР. Краткий курс.4 класс», А.Я.Ефименко « Элементарный учебник по русской истории», И.А.Федосова « История СССР. Учебник для 8 класса», А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс», Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова, А.А. Левандовского, А.Я. Токаревой « История России. 9 класс. Ч.1».

Изучив содержание данных учебников, мы выяснили, что в дореволюционных учебниках, по которым обучались в гимназиях и реальных училищах, информация о Василисе Кожиной отсутствует. Хотя нужно отметить, что приведена информация о партизанском движении в годы Отечественной войны, подчеркивается народный характер войны. Так, в учебнике Платонова сообщается: « Вооружаясь чем попало, они нападали на отдельные французские отряды и истребляли их, жгли французские запасы, громили неприятельские обозы, словом, наносили врагу, какой только могли, вред. При таком возбуждении народа маленькие отряды кавалеристов и казаков, высланные на французов из русской армии, могли с чрезвычайной легкостью и удобством вредить врагу, нападая на него со всех сторон внезапно и украдкой, ведя с ним «партизанскую войну». (Среди партизан особенно были известны Фигнер, Давыдов и Сеславин.) Народ всячески помогал партизанам, укрывал их, доставлял им сведения о движении неприятеля, поддерживал их в боях. Народная и партизанская война страшно вредила французской армии и расстраивала ее». В самом издаваемом учебнике по истории Д.И.Илловайского нет упоминания о Василисе Кожиной и её геройских поступках. Но также подчеркивается героизм простых людей во время войны: «В это критическое время русский народ вполне обнаружил свой высокий патриотический дух. Он мужественно перенес все бедствия, связанные с неприятельским нашествием, и готов был всем пожертвовать для спасения отечества. Дворянство разных губерний вооружило на свой счет до 300 000 ратников; все сословия вместе пожертвовали 100 000 000 рублей на военные издержки; в то же время началась партизанская и народная война..». В учебнике И.И. Беллярминова есть упоминания о других героях- партизанах Отечественной войны, но о Василисе сведений нет: « Изданный еще ранее манифест о составлении народного ополчения в помощь регулярным войскам теперь возымел особенную силу. Во всех губерниях, преимущественно же ближайших к Москве, купцы жертвовали деньги, а дворяне собирали ополчения; отважные офицеры: Фигнер, Давыдов и др. составляли из храбрецов летучие отряды партизан» Мы видим, что упоминаются в первую очередь партизаны дворянского происхождения. Это может найти свое объяснение господствующей в тот период дворянской историографией. А возможно и тем, что достоверные сведения о героических действиях представителей крестьян действительно отсутствовали.

    Советские и современные учебники о народной героине

В советских учебниках информация о Василисе и её отряде находит свое место. Советское государство и историческая наука создавала своих героев. Героев из простого народа. И Василиса соответствовала всем требованиям тогдашних исторических и патриотических стандартов. В первую очередь, в основном учебнике для советской школы для учащихся 8 класса под редакцией А.И. Федосова. Отечественная война 1812 г. изучалась советскими школьниками в 8 классе. Изучение в тот период было линейным, и не повторялось в старшей школе. Так пишет об этом учебник: «Бесчинство неприятеля, пожар Москвы вызвали гнев народа. На территории, захваченной противником, развернулась народная война. В этой малой войне прославились отряды партизан-офицеров Д.В.Давыдова, А.Н.Сеславина, А. С.Фигнера. Крестьяне создавали также небольшие отряды. Прославились в этой войне старостиха Василиса Кожина, партизанский отряд, которой смело нападал на врага»..

В современных учебниках мы просмотрели линию издательства «Просвещения». Это учебники А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. 8 класс» и новый учебник «История России. Ч 1. 9класс» под ред. А.В.Торкунова, переработанный в соответствие с принятым историко-культурным стандартом (ИКС). И в том и другом учебниках имеется информация о Василисе Кожиной одинакового содержания: «Всероссийскую известность своими отважными действиями против войск противника приобрела крестьянка-партизанка Сычевского уезда Смоленской губернии Василиса Кожина»

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

    Информация о Василисе Кожиной и её подвиге попала на страницы учебников истории в советское время;

    Это укладывалось в идеологическую линию государства по преподаванию истории в школе и воспитанию подрастающего поколения при формировании патриотических качеств;

    Образ Василисы оказался актуальным и в современных учебниках истории, позволяющий так же, как и в советское время, формировать духовно-нравственные качества;

    Информация о Василисе в учебниках скудная, формулируется несколькими фразами. Подробного описания подвига нет.

Глава 3. Нужна ли сегодня героиня Василиса

Василиса Кожина стала героиней с легкой руки Греча, который опубликовал в журнале «Сыны Отечества» анекдот. Героиня исторических рассказов и лубков 19-нач.20 века, оставившая свой след в учебниках истории. Загадка, неразгаданная и по сей день. Мы решили выяснить, что известно современным людям об этой героине. Для этого мы провели опрос среди учащихся и педагогов школы, студентов и педагогов Агротехнологического колледжа. Мы задавали вопросы «Знаете ли Вы, кто такая Василиса Кожина», «Смотрели ли Вы фильм Василиса и о ком он», «Нужно ли знать о героях». Опрос показал, что большинство опрошенных респондентов не знают о Василисе Кожиной и не смотрели фильм, соответственно не знаю о его содержании. По поводу знания о героях 100% ответили утвердительно. О героях знать необходимо. Этот простой опрос выявил явное противоречие. С одной стороны, все осознают, что о героях знать необходимо, а с другой стороны о героических действиях Василисы никто не знает. Хотя на уроках истории эта информация присутствует. Кроме того снят фильм. Пусть даже этот фильм не отличается исторической достоверностью, но передает основную идею: борьба обычной женщины с неприятелем.

Мы попытались разобраться: актуальна ли сегодня информация о подвигах Василисы? Может ли она быть нравственным ориентиром для людей?

Конечно, в своей работе мы не претендуем на поиск однозначного ответа, это по многим причинам сделать достаточно трудно. Но постараемся привести некоторые аргументы, которые смогут нам несколько прояснить данный вопрос.

Опрос показал, что все респонденты однозначно считают, что о героях знать нужно. Изучив сайты на предмет обсуждений героизма, мы выяснили, что данная тематика популярна в блогах. Есть сайт «Герои сегодня», где публикуется информация о геройских поступках современных людей Ею интересуются, обсуждается вопрос «Нужны ли сейчас герои?» Все высказывают различные мнения: причем порой полярно противоположные. От: «Герои нужны во все времена, иначе мы не сможем построить собственную шкалу морально-нравственных ценностей, не сможем говорить о чести и достоинстве, не сможем восхищаться уникальными навыками и знаниями, к которым стоит стремиться» до «Население разрознено, у каждого свои трудности: у одних суп жидкий, у других жемчуг мелкий.

Население не умеет растить Героев. Да они ему и не нужны. Не хочется защищать, отдавать жизнь за «не наших».

А на самом деле, нужны ли нам герои? В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». Эта проблема актуальна в России как никогда. По данным Института социологии Российской академии наук, которые опубликованы в 2013 г. в информационном бюллетене «Социокультурные факторы консолидации российского общества», за последние 15 лет значительно ослабли такие качества россиян, как патриотизм, преданность Родине. Галерея национальных героев- один из важнейших ресурсов в деле воспитания патриотизма. Они те, на которых нужно равняться, они те, кто подарили нам будущее.

Подходит ли Василиса Кожина под данное определение? Все источники подтверждают, что это была смелая женщина. И даже, если допустить, что это некий собирательный образ женщины- крестьянки времен Отечественной войны, смелость и храбрость- это отличительные черты Василисы. Доблесть как высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие также присуща Василисе. Она,не задумываясь, приходит на помощь своей Родине. Образ Василисы обладает двойным героизмом, так как в борьбу с врагом вступает не просто солдат и офицер, а обычная женщина-крестьянка, которая не обучена военным хитростям. Её удел(не будем забывать, что это 19 век) заниматься хозяйством, растить детей. Женщина-воин в то время выглядела необычно, вызывая общественный резонанс. Может быть поэтому сначала появился анекдот, который потом стал историей подвига Василисы Кожиной.

Заключение.

В ходе нашего исследования гипотеза в большей степени нашла свое подтверждение. Образ Василисы-героини формировался на волне роста патриотических чувств, связанных с Отечественной войной 1812 г. Но особенностью было то, что практически отсутствуют достоверные источники деятельности Василисы Кожиной. Архивных сведений, которые бы могли подтвердить все истории об её деятельности, нет. Поэтому информации о ней в исторических монографиях, посвященных Отечественной войне 1812 весьма мало. Это всего несколько скупых строчек. Большинство деталей из ее жизни были выдуманы и приукрашены. Не нашла подтверждения легенда о том, что Василиса встречалась с Кутузовым, что была награждена медалью и денежной премией. Образ Василисы в большей степени мифический. Создание его происходило, как нам кажется, поэтапно. Сначала стихийно в годы войны из уст в уста передавались легенды о героических действиях старостихи Василисы и её партизанском отряде. Возникло множество разных интересных историй, в которых формировался образ бесстрашной, мужественной женщине-богатырше, возглавившей отряд женщин и детей. Эти истории вылились в исторический анекдот, который попал на страницы журнала «Сын Отечества», содержание которого носило открытый патриотический характер. И именно с этого времени начинается целенаправленное создание исторического мифа «Народная героиня Василиса». Далее в канун юбилея Отечественной войны 1812 г. друг за другом публикуются исторические повести, центральной фигурой становится Василиса и её подвиги в годы войны. Эти повести не основаны на реальных исторических источниках, и сами по себе не могут претендовать на научные исторические работы. А завершенный образ народной героини, партизанки Василиса приобретает в годы советской власти. Но и в этот период информации о Василисе недостаточно.

На примере Василисы можно проследить, как и с какой целью рождается исторический миф. В истории много примеров мифов подобного рода. Самый известный миф об Александре Невском, вернее о словах, которые он произнес: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Эти слова произносит Николай Черкасов, сыгравший Невского в одноименном фильме С. Эйзенштейна 1930 г. На самом деле в основных источниках отсутствует информация по этому поводу. Но этот миф стал реальностью.

Вот так и история о Василисе и её подвиге быстро обросла легендами и превратилась в исторический миф. Но этот миф имел под собой и историческую основу. А с другой стороны этот миф во многом может использоваться для воспитания патриотических чувств молодого поколения, в том числе и в современное время.

Источники и литература

Пушкин В. А., Костин Б. А. Женщины 1812 года / Из единой любви к Отечеству. — М.: «Молодая гвардия»,1988 (Библиотека журнала ЦК ВЛКСМ, № 17(332)) С. 107—109. — Тираж 75 000 экз.

Гарнич Н.Ф. 1812 год. - М., 1956.

Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004.

Л.В.Лунин. Старостиха Василиса.- М.,1897

В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912

А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912

История СССР. Под ред.А.М.Панкратовой. Учебник для 10 класса, М, 1952 г.

И.А.Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса, М. 1974 г.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина..История России. XIX век. 8 класс, М, «Просвещение», 2008, стр.30

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Azbuka/p9.html

http://1812.nsad.ru/130

http://topwar.ru/18675-vasilisa-kozhina.html

http://heroestoday.ru/

    http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/vasilisa_kozhina_krestjanka_stavshaja_komandirom_partizan/4-1-0-211

  1. http://1812.nsad.ru/130

    А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912, стр. 16

    Л.В.Лунин. Старостиха Василиса.- М.,1897, стр.3

    Там же, стр.4

    Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004., стр.351

    http://metalloiskateli-info.ru/wp-content/uploads/2012/02/smolenskaya-guberniya-karta-21.jpg

    http://bse.sci-lib.com/article062484.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Кожина,_Василиса

    Гарнич Н.Ф. 1812 год. - М., 1956,стр.137,197

    http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

    http://bse.sci-lib.com/article062484.html

    http://www.aif.ru/society/history/geroinya_iz_cherni_minuta_slavy_vasilisy_kozhinoy

    http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

    А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912, стр. 14

    В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912, стр.9

    http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/341-plat-tut-145

    http://dugward.ru/library/ilovayskiy/ilovayskiy_kratkie_ocherki.html#dalney

    http://dugward.ru/library/bellarminov/bellarminov_elementarniy_kurs.html#a078

    И.А.Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса, М. 1974 г., стр. стр.24-25

    Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. История России. 9 класс. Ч.1, М, «Просвещение», 2016, стр. 32

    http://heroestoday.ru/

    http://topwar.ru/30606-nuzhny-li-seychas-geroi.html

    http://practiceducation.com/node/245

    http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

    Информационно-аналитический бюллетень «Социокультурные факторы консолидации российского общества».- М.,2013г, стр. 25

Примечания

Ви́ктор Алексе́евич Лу́нин (6 ноября 1838, Екатеринослав, Российская империя — ? [после 1914]) — военный врач, лубочный писатель. Автор ряда учебных пособий по медицине, исторических очерков и произведений других жанров (более 150 книг).

Лунин написал ряд учебных и ознакомительных пособий по медицине. По выходе в отставку он в 1887 году опубликовал уголовный роман «Купленный выстрел, или Шайка отравителей». После этого ему стали поступать заказы от «народных» издателей книгопродавцов Е. А. Губанова и Е. И. Коноваловой. Лунин продолжил издавать книги разных жанров (исторические очерки и повести, обработки сказок и др.) и вскоре стал одним из самых плодовитых и известных лубочных писателей, наряду с такими как И. С. Ивин, М. Е. Евстигнеев и К. К. Голохвастов.

Кроме военно-исторической темы Лунин в своих сочинениях затрагивает быт различных социальных слоёв общества (крестьянского, купеческого, чиновничьего, помещичьего, дворянского и др.), включая дореформенную эпоху. В трудах Лунина прослеживается явное сочувствие к представителям социальных низов, а также убеждение, что «трудолюбие, вера в Бога и покорность судьбе всегда вознаграждаются, а неправедная жизнь ведёт к плохому концу». Лунин также писал и на малороссийском (украинском) языке.

Евге́ний Ви́кторович Та́рле (первоначальное имя — Григорий Вигдорович Тарле; 27 октября (8 ноября) 1874 года, Киев — 5 января 1955 года, Москва) — российский и советский историк, академик АН СССР (1927).

Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1896). Дипломное исследование: «Крестьяне в Венгрии до реформы Иосифа II» В феврале 1900 г. ученый совет Киевского университета присвоил Тарле ученое звание приват-доцента. Его магистерская диссертация (1901 г.) была издана отдельной книгой, а в 1902 г. на основе диссертации Тарле публикует в либерально-народническом журнале В. Г. Короленко «Русское богатство» статью «К вопросу о границах исторического предвидения».

В 1903—1917 (с небольшим перерывом в 1905 г.) приват-доцент Петербургского университета. В 1911 г. защитил докторскую диссертацию на основе двухтомного исследования «Рабочий класс во Франции в эпоху Революции». В 1913—1918 одновременно профессор университета в Юрьеве (Тарту). С 1918 г. Тарле — один из трёх руководителей Петроградского отделения Центрархива РСФСР. В октябре 1918 г. избран ординарным профессором Петроградского университета (а потом Ленинградского), затем становится профессором Московского университета и живёт в Москве (до ареста).

В 1921 году избран членом-корреспондентом Российской академии наук, а в 1927 году — действительным членом Академии наук СССР.

Удостоен Сталинской премии (первой степени) 1942 года за коллективный труд «История дипломатии», т. I, опубликованный в 1941 г. Почетный доктор университетов в Брно, Праге, Осло, Алжире, Сорбонне, член-корреспондент Британской академии (1944), действительный член Норвежской академии наук и Филадельфийской академии политических и социальных наук.

Теребеневская азбука - знаменитое издание «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известное как «Теребеневская азбука». Её создатель скульптор И. И. Теребенев (1780-1815) завоевал поистине всенародную славу своими графическими листами на темы Отечественной войны 1812 года.

Теребеневу принадлежит более полусотни сатирических рисунков, снискавших наряду с карикатурами А. Г. Венецианова и И. А. Иванова небывалую популярность в самых широких кругах русского общества.

«Сын отечества» - исторический, политический и литературный журнал, созданный в Петербурге в сентябре 1812 года. Основатель и редактор-издатель Н. И. Греч. До 1825 года выходил еженедельно, затем периодичность журнала менялась.

При своем возникновении журнал имел целью мобилизацию общественного мнения на борьбу с нашествием Наполеона; редакция получила разрешение на значительное расширение политической информации и литературной пропаганды. Журнал напечатал «Послание к русским» А.П.Куницына и «Освобождение Швеции от тиранства Христиана II, короля датского» И.К.Кайданова. Этой цели отвечали и патриотические басни И.А.Крылова. («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица»), карикатуры художников А.Г.Венецианова и И.И.Теребенева на Наполеона и его армию, а также переводы «Гласа истины» Э.М.Арндта, «Вступления в историю освобождения Соединенных Нидерландов» Ф.Шиллера. В 1815-1825 годах печатались стихи К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, критические статьи Н.И.Гнедича, А.С. Грибоедова, П.А.Вяземского, Д.В.Веневитинова, О.М.Сомова и др.

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

В юности она была настоящей русской красавицей: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса. При этом высокого — богатырского — роста, статная, видная и необычайно сильная: в крестьянской работе не знала ни отдыха, ни усталости. Такая могла и коня на скаку остановить, и в горящую избу без страха шагнуть. А вошла в историю как легендарная воительница, глава крестьянского партизанского отряда. Великое народное горе вложило оружие в женские руки, придав им силу, дотоле невиданную.

Замужем за старостой

Точная дата и место рождения Василисы Кожиной неизвестны. Однако большинство историков сходится во мнении, что она жила в одной из деревень Сычёвского уезда Смоленской губернии и на момент войны с Наполеоном ей было около 35 лет. Василиса была замужем за сельским старостой и имела пятерых детей. Её муж Максим Петрович Кожин был человеком тихим и смиренным, спиртного в рот никогда не брал, и был много уважаем односельчанами за свое незлобие и доброе сердце. Рассудительная Василиса, которую почтительно называли умной головушкой, помогала мужу править его хлопотливую и ответственную должность. Она глубоко уважала своего супруга и никогда над ним не превозносилась, искренне почитая главой и своей семьи, и всего села.

Молодая старостиха не любила праздных разговоров и резко пресекала уличные сплетни и пересуды. Благодушно сносила ворчание свекрови и целый день напролёт хлопотала по хозяйству: коровы, козы, куры — всё требовало её постоянного пригляда да присмотра.

Черные дни

Наступило лето 1812 года. И в одночасье светлые будни превратились в черные дни: грянула война. Словно дикие варвары «просвещенные европейцы» разбойничали на русской земле: врываясь в города и сёла, отбирали и увозили хлеб и скот, убивали непокорных жителей, сжигали дома и целые деревни, оскверняли храмы Божии, оставляя после себя дымящийся гарью чёрный след. Нестерпимый бабий вой и детский плач тяжёлой тучей повисли над Россией.

Чёрным вихрем молва о бесчинствах французов пронеслась и по старой смоленской дороге. До смерти напуганные зверствами иноземцев, крестьяне считали их чудовищами о семи головах. «Пришел нам конец, православные, — стенали они, — нечистой силы видимо-невидимо прет на Москву. Все подчистую разоряют, души христианские губят. Наступило антихристово царство!»

В середине августа, в разгар полевых работ разразилась гроза: большой отряд фуражиров саранчой налетел на Сычёвский уезд. Староста Максим Кожин был убит, а село разграблено. Когда односельчане совершенно растерялись и опустили руки, вперёд решительно выступила вдова старосты. Удивительная женщина, она смогла переплавить личное горе в мужественное заступничество за односельчан. «Чего нам бояться? Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Ограбили — еёе не разорили. Остался у нас и хлеб, и скот. Надо за ум браться: как горю подсобить. С нами Бог! Не дадим проклятым нехристям поганить землю русскую!» На сельском сходе было решено отправить женщин, детей, стариков и оставшуюся скотину в лес. Со слезами расставалась Василиса со своими малыми детками и престарелыми родителями: Бог знает, суждено ли снова свидеться?

Мышеловка

Старостиха предложила хитроумный план, как отомстить французам: «Не я говорю — горе наше говорит. Ничего, ужо они у нас попляшут!» Закипела работа: собрали все вилы, топоры и косы, сгребли сено и наварили побольше хмельного пива.

Когда деревня опустела, Василиса поставила часового на церковную колокольню, а сама заняла наблюдательную позицию на высоком густом дереве. На несколько часов воцарилась мёртвая тишина — ни собачьего лая, ни петушиного крика… И вдруг — грянул набат!..

Первое, что увидели французы, войдя в село, была молодая красивая женщина, которая с поклоном вынесла на расшитом рушнике свежий каравай. А вслед за тем отворилась дверь в самую большую избу, где накрытый стол ломился от аппетитных деревенских яств, а пиво лилось рекой. Опешившие поначалу французы быстро сообразили, что это, должно быть, русские мужики радуются свободе от помещиков, которую им даровал император Наполеон. До поздней ночи гуляли басурмане: так плясали, что иконы со стен падали. А когда все захмелели и уснули, Василиса приказала запереть все двери и окна, обложить дом соломой и пустить «красного петуха». Как глупых мышей, поймала она в западню восемнадцать французов. Ни один живым не ушел, никто расплаты не избежал.

Война народная

Объезжая верхом окрестные деревни, молодая предводительница стала открыто призывать народ к партизанской войне. Повсеместно крестьяне начали преследовать французов, и как только у тех ослабевала бдительность, рубили солдат и крушили обозы, лишая неприятеля продовольственных запасов. Они нападали неожиданно в тыл, делали засады на дорогах, рубили и жгли лес у них на пути, загоняли противника в болота и топили целыми отрядами. Сначала у мужиков были только топоры, косы да самодельные охряпники и ошарашники, а потом появились ружья, сабли и пики, добытые у французов. Многочисленные вылазки очень скоро приняли размах народной войны. Партизанские отряды возглавляли, в основном, простые крестьяне, но и офицеры царской армии не остались в стороне. Знаменитому гусару Денису Давыдову пришлось даже отпустить бороду и надеть мужицкий армяк, чтобы партизаны приняли за своего.

Василиса Кожина стрелять не умела и саблей не владела, а вот своими привычными деревенскими вилами наносила удары такой страшной силы и точности, что приводила врагов в мистический ужас. Летучий отряд Василисы нападал на ненасытных фуражиров и алчных мародеров, прозванных в народе мироедами. Женская хитрость и храбрость сделали свое дело: партизанский отряд Кожиной быстро разрастался — сначала было восемь человек, а вскоре уже тридцать. И в одном только Сычёвском уезде убитыми и пленными французы потеряли более четырех тысяч человек.

Чтобы было сподручней следить за неприятелем, старостиха Василиса обрезала свои косы и переоделась во французский мундир. Она совершала бесстрашные вылазки в самую гущу врагов и собирала данные о расположении и численности французских войск. Говорят, что именно по её наводке в разгар бородинского сражения казаки внезапно напали на арьергард неприятеля и на время оттянули на себя его силы, дав возможность передовым русским отрядам подкрепиться резервом.

На милость образца нет

Холодной промозглой осенью разграбившие Москву французы стали отступать. Отрезанный от дороги на Калугу, Наполеон был вынужден возвращаться по опустошенной старой смоленской дороге, где невозможно было ни добыть провизию, ни найти укрытие от непогоды — всё было сожжено. И еще недавно грозная и бравая, его армия в одночасье стала жалкой и трусливой. А гордые французские шевалье, побираясь по русским деревням, превратились в ободранную шваль.

Деморализованные французы стали толпами сдаваться в плен, и большие партии поверженного неприятеля препровождались партизанами вглубь России. Видя моральное поражение врагов, отряд Василисы Кожиной прекратил их уничтожение и стал брать в плен. Сама храбрая воительница несколько раз в одиночку конвоировала пленных, имея в руках только свои страшные вилы. Один француз посмел было воспротивиться её власти, но тотчас же был заколот недрогнувшей женской рукой. Однажды когда Василиса одна вела под конвоем двести человек, ей повстречался знаменитый казачий атаман Матвей Иванович Платов, изумившийся тому, как беспрекословно подчинялись женщине пленные французы. Похвалив её за смелость, он подарил серебряный червонец «на платок». Василиса возразила, что платок ей теперь ни к чему, а вот малым ребятам на гостинец она, пожалуй, возьмёт. Ныло, ныло материнское сердце о детях, да только некому было излить свою тоску.

В другой раз на этапе один из пленных французов упал от изнеможения. Дрогнуло сердце суровой воительницы, пожалела она голодного и обессилившего человека: пленённый — уже не враг. Склонилась над умирающим и влила ему в рот несколько капель водки из своей фляжки, а на ближайшей станции велела отогреть и накормить, отдав все деньги, подаренные Платовым.

Поклон от Кутузова

Однажды на дороге к Смоленску Василиса неожиданно наткнулась на французский дозор и попала в плен. Переодетую в мужское платье женщину допрашивали с пристрастием, как шпионку, но ничего не добившись, приговорили к повешению. Ночью в подвале, где содержались еще семеро русских пленных, бесстрашная Василиса составила дерзкий план побега. Когда пожилой француз передавал пленным еду, его оглушили, оттащили от двери, выбрались из подвала, схватили по березовому полену для обороны и бросились врассыпную. В ту же ночь все восемь человек благополучно пробились к своим, а на следующий день русские войска начали штурм Смоленска.

Так с армией Кутузова Василиса дошла до самого Вильно, где её свалила тяжелейшая простуда. Пролежав несколько недель в лазарете, она, наконец, вернулась домой, где родные уже не чаяли ее увидеть. Особенно были рады дети, не видевшие мать более полугода. Слава Богу, все были живы и здоровы. Вернувшиеся из леса односельчане стали быстро налаживать хозяйство, и скоро жизнь пошла по-прежнему.

Прошёл год. И вот однажды в Сычёвке появился иностранец, который на ломаном русском языке стал описывать приметы Василисы Кожиной. Это был тот самый пленный француз, которого она спасла от смерти. Он вручил ей кошелек с деньгами как благодарность из Парижа от своей молодой жены и маленького сына. А еще через несколько дней старостихе поступило предписание явиться в Москву к самому Кутузову. Не без робости вошла смелая женщина в кабинет главнокомандующего, а тот, вручая народной героине медаль и пятьсот рублей серебром, низко поклонился ей как самой России-матушке.

Былинная Василиса

Имя Василисы Кожиной овеяно легендами и преданиями, и подчас трудно разобраться, что в них — правда, а что — нет. Мало документальных свидетельств, но сильна благодарная народная память.

Страшное это было время — 1812 год. Уже покорённая французским языком, Россия оказалась на грани порабощения французским оружием. И тогда вся огромная страна, как один человек, встала на защиту Родины. Дворяне и крестьяне, генералы и солдаты, мужчины и женщины, — все взяли в руки оружие. И поражённая Европа увидела, как из огня Отечественной войны, словно сказочная птица Феникс, восстала непобедимая былинная Русь. И в сонме русских богатырей духа явилась Василиса Кожина — Василиса Прехрабрая, «принадлежавшая к тем женским натурам, которые в мире составляют большую редкость, появляются раз в столетие и известны в истории как великие героини».