Атмосферный воздух и проблемы, связанные с его загрязнением. Основные пути решения загрязнения атмосферы Вулканизм и лесные пожары

Непрерывный технический прогресс, продолжающееся порабощение природы человеком, индустриализация, до неузнаваемости изменившая поверхность Земли, стали причинами глобального экологического кризиса. В настоящее время перед населением планеты особенно остро стоят такие проблемы окружающей среды как загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение почвы, загрязнение вод мирового океана и перенаселение.

Глобальная экологическая проблема №1: Загрязнение атмосферы

Ежедневно среднестатистический человек вдыхает порядка 20 000 литров воздуха, содержащего, помимо жизненно важного кислорода, целый перечень вредных взвешенных частиц и газов. Загрязнители атмосферы условно делятся на 2 типа: естественные и антропогенные. Последние превалируют.

С химической промышленностью дела обстоят не лучшим образом. Заводы выбрасывают такие вредные вещества, как пыль, мазутная зола, различные химические соединения, окислы азота и многое другое. Замеры воздуха показали катастрофическое положение атмосферного слоя, загрязненный воздух становится причиной многих хронических заболеваний.

Загрязнение атмосферы – экологическая проблема, не понаслышке знакомая жителям абсолютно всех уголков земли. Особенно остро её ощущают представители городов, в которых функционируют предприятия чёрной и цветной металлургии, энергетики, химической, нефтехимической, строительной и целлюлозно-бумажной промышленности. В некоторых городах атмосферу также сильно отравляют автотранспорт и котельные. Всё это примеры антропогенного загрязнения воздуха.

Что же касается естественных источников химических элементов, загрязняющих атмосферу, то к ним относятся лесные пожары, извержения вулканов, ветровые эрозии (развеивание почв и частиц горных пород), распространение пыльцы, испарения органических соединений и естественная радиация.


Последствия загрязнения атмосферы

Атмосферное загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье человека, способствуя развитию сердечных и лёгочных заболеваний (в частности, бронхита). Кроме того, такие загрязнители атмосферы как озон, оксиды азота и диоксид серы разрушают естественные экосистемы, уничтожая растения и вызывая смерть живых существ (в частности, речной рыбы).

Глобальную экологическую проблему загрязнения атмосферы, по словам учёных и представителей власти, можно решить следующими путями:

  • ограничение роста численности населения;
  • сокращение объёмов использования энергии;
  • повышение энергоэффективности;
  • уменьшение отходов;
  • переход на экологически чистые возобновляемые источники энергии;
  • очистка воздуха на особо загрязнённых территориях.

Глобальная экологическая проблема №2: Истощение озонового слоя

Озоновый слой – тонкая полоска стратосферы, защищающая всё живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца.

Причины экологической проблемы

Ещё в 1970-х гг. экологи обнаружили, что озоновый слой разрушается под воздействием хлорфторуглеродов. Эти химические вещества входят в состав охлаждающих жидкостей холодильников и кондиционеров, а также растворителей, аэрозолей/спреев и огнетушителей. В меньшей степени истончению озонового слоя способствуют и другие антропогенные воздействия: запуск космических ракет, полёты реактивных самолётов в высоких слоях атмосферы, испытания ядерного оружия, сокращение лесных угодий планеты. Существует также теория, согласно которой, истончению озонового слоя способствует глобальное потепление.

Последствия разрушения озонового слоя


В результате разрушения озонового слоя ультрафиолетовое излучение беспрепятственно проходит через атмосферу и достигает поверхности земли. Воздействие прямых УФ-лучей пагубно сказывается на здоровье людей, ослабляя иммунную систему и вызывая такие заболевания как рак кожи и катаракта.

Мировая экологическая проблема №3: Глобальное потепление

Подобно стеклянным стенам парника, углекислый газ, метан, окись азота и водяной пар позволяют солнцу нагревать нашу планету и одновременно препятствуют выходу в космос отражающегося от поверхности земли инфракрасного излучения. Все эти газы ответственны за поддержание температуры, приемлемой для жизни на земле. Однако повышение концентрации углекислого газа, метана, оксида азота и водяного пара в атмосфере – это очередная мировая экологическая проблема, именуемая глобальным потеплением (или парниковым эффектом).

Причины глобального потепления

В течение XX века средняя температура на земле выросла на 0,5 – 1 ?C. Главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере вследствие увеличения объёмов сжигаемого людьми ископаемого топлива (уголь, нефть и их производные). Однако по заявлению Алексея Кокорина , руководителя климатических программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, «наибольшее количество парниковых газов образуется в результате работы электростанций и выбросов метана в ходе добычи и доставки энергоресурсов, в то время как дорожный транспорт или сжигание попутного нефтяного газа в факелах наносят сравнительно небольшой вред окружающей среде» .

Другими предпосылками глобального потепления являются перенаселение планеты, сокращение площади лесных массивов, истощение озонового слоя и замусоривание. Однако не все экологи возлагают ответственность за повышение среднегодовых температур целиком на антропогенную деятельность. Некоторые считают, что глобальному потеплению способствует и естественное увеличение численности океанического планктона, приводящее к повышению концентрации всё того же углекислого газа в атмосфере.

Последствия парникового эффекта


Если температура в течение XXI века увеличится ещё на 1 ?C – 3,5 ?C, как прогнозируют учёные, последствия будут весьма печальными:

  • поднимется уровень мирового океана (вследствие таяния полярных льдов), возрастёт количество засух и усилится процесс опустынивания земель,
  • исчезнут многие виды растений и животных, приспособленные к существованию в узком диапазоне температур и влажности,
  • участятся ураганы.

Решение экологической проблемы

Замедлить процесс глобального потепления, по словам экологов, помогут следующие меры:

  • повышение цен на ископаемые виды топлива,
  • замена ископаемого топлива экологически чистым (солнечная энергия, энергия ветра и морских течений),
  • развитие энергосберегающих и безотходных технологий,
  • налогообложение выбросов в окружающую среду,
  • минимизация потерь метана во время его добычи, транспортировки по трубопроводам, распределения в городах и сёлах и применения на станциях теплоснабжения и электростанциях,
  • внедрение технологий поглощения и связывания углекислого газа,
  • посадка деревьев,
  • уменьшение размеров семей,
  • экологическое просвещение,
  • применение фитомелиорации в сельском хозяйстве.

Глобальная экологическая проблема №4: Кислотные дожди

Кислотные дожди, содержащие продукты сжигания топлива, также представляют опасность для окружающей среды, здоровья человека и даже для целостности памятников архитектуры.

Последствия кислотных дождей

Содержащиеся в загрязнённых осадках и тумане растворы серной и азотной кислот, соединения алюминия и кобальта загрязняют почву и водоёмы, пагубно воздействуют на растительность, вызывая суховершинность лиственных деревьев и угнетая хвойные. Из-за кислотных дождей падает урожайность сельскохозяйственных культур, люди пьют обогащённую токсичными металлами (ртутью, кадмием, свинцом) воду, мраморные памятники архитектуры превращаются в гипс и размываются.

Решение экологической проблемы

Во имя спасения природы и архитектуры от кислотных дождей, необходимо минимизировать выбросы окислов серы и азота в атмосферу.

Глобальная экологическая проблема №5: Загрязнение почвы


Ежегодно люди загрязняют окружающую среду 85 млрд. тоннами отходов. Среди них твёрдые и жидкие отходы промышленных предприятий и транспорта, с/х отходы (в том числе ядохимикаты), бытовой мусор и атмосферные выпадения вредных веществ.

Главную роль в загрязнении почвы играют такие компоненты техногенных отходов как тяжёлые металлы (свинец, ртуть, кадмий, мышьяк, таллий, висмут, олово, ванадий, сурьма), пестициды и нефтепродукты. Из почвы они проникают в растения и воду, даже родниковую. По цепочке токсичные металлы попадают в организм человека и не всегда быстро и полностью из него выводятся. Часть из них имеет свойство накапливаться в течение долгих лет, провоцируя развитие тяжёлых заболеваний.

Глобальная экологическая проблема №6: Загрязнение воды

Загрязнение мирового океана, подземных и поверхностных вод суши – глобальная экологическая проблема, ответственность за которую целиком и полностью лежит на человеке.

Причины экологической проблемы

Главными загрязнителями гидросферы на сегодняшний день являются нефть и нефтепродукты. В воды мирового океана эти вещества проникают в результате крушения танкеров и регулярных сбросов сточных вод промышленными предприятиями.

Помимо антропогенных нефтепродуктов, индустриальные и бытовые объекты загрязняют гидросферу тяжёлыми металлами и сложными органическими соединениями. Лидерами по отравлению вод мирового океана минеральными веществами и биогенными элементами признаются сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Не обходит стороной гидросферу и такая глобальная экологическая проблема как радиоактивное загрязнение. Предпосылкой её формирования послужило захоронение в водах мирового океана радиоактивных отходов. Многие державы, обладающие развитой атомной промышленностью и атомным флотом, с 49 по 70-й годы XX века целенаправленно складировали в моря и океаны вредные радиоактивные вещества. В местах захоронения радиоактивных контейнеров нередко и сегодня зашкаливает уровень цезия. Но «подводные полигоны» не единственный радиоактивный источник загрязнения гидросферы. Воды морей и океанов обогащаются радиацией и в результате подводных и надводных ядерных взрывов.

Последствия радиоактивного загрязнения воды

Нефтяное загрязнение гидросферы приводит к разрушению естественной среды обитания сотен представителей океанической флоры и фауны, гибели планктона, морских птиц и млекопитающих. Для здоровья человека отравление вод мирового океана также представляет серьёзную опасность: «заражённая» радиацией рыба и прочие морепродукты могут запросто попасть к нему на стол.


Асель 17.05.2019 12:14
http://www.kstu.kz/

Ян 31.05.2018 10:56
Чтобы этого всего не было нужно это все решать не за бюджет государства а бесплатно!
И кроме того нужно добавить в свою конституцию своей страны законы о защите экологии
а именно строгие законы которые должны сделать хотя бы 3% загрязнения экологии не
только своей родины но и всех стран мира!

24werwe 21.09.2017 14:50
Причина загрязнения воздуха воды почвы криптоевреи. На улицаходни дегенераты с признаками евреев. Гринписовцы и экологи подлыекриптоерейские тв-ри. Занимаются по Катехизису еврея в СССР (по Талмуду) вечнойкритикой. Пропагандируют дозированные отравления. Не называют причину –преднамеренное уничтожение скрывающимися под ярлыками «народов» евреями всегоживого.Выход один: уничтожение евреев с их сельским хозяйством иостановка производства.

Упражнение 92. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.

Социальные процессы, представить объяснительную записку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пенсионный фонд России, купить тушёнку, вопить без остановки, шахтёрская столица края, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей.

Упражнение 93. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени, постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 94. Объясните, почему выделенные слова являются лишними в следующих контекстах.

1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее . 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени . 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались , ведь уже через день - их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии , Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. В кассе совхоза - не более тысячи рублей денег . 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актёр не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы. 16. Промышленная индустрия начала развиваться в регионе уже в ХVIII веке. 17. Продолжительность процесса плавки длится более трёх часов времени . 18. В центре города сохранится существующая сосновая роща. 19. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота . 20. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих . 21. Правительство в это трудное и нелёгкое время должно представлять собой единый монолит. 22. Толпа быстро кинулась на Шабашкина. 23. Ещё юным подростком он совершил смелый поступок. 24. У него в Михайловском была целая библиотека книг . 25. Осенний парк кажется грустным и печальным .

Упражнение 95. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д... Отредактируйте предложения.

1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. Хочу коснуться ещё одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 3. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. Чтобы включить отопление, предстоит ликвидировать многочисленные дефекты и недостатки. Когда окончательно будет закончен ремонт, никто не знает. 4. Резервы и возможности у коллектива есть. Только надо правильно организовать работу, принять правильные меры в деле улучшения использования автопарка. Надо следить и проверять, как расходуются выделенные средства. 5. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шофёрского дела. 6. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 7. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца. 8. Стихийные забастовки, буквально всколыхнувшие Приморский край, могут обернуться серьёзными потерями для экономики края. 9. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 10. Наличие неисчерпаемых запасов природных ресурсов в регионе расхолаживает многих чиновников регионального уровня. 11. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 12. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 13. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 14. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 15. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 16. При прежнем директоре завод простаивал, рабочих постоянно увольняли, а сейчас производство растёт, и уже появились свободные вакансии. 17. Чётко и организованно работают все бригады, в срок выполняя все ремонтные работы по ремонту видеотехники. 18. Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 19. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле - хотят лишить их последних льгот. 20. Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей. 21. Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам! 22. Машинный парк обновился новыми машинами. 23. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 24. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 25. Разрешите спросить вопрос моему уважаемому оппоненту: «Тогда почему рост преступности в районе вырос? Может быть, следует умножить усилия во много раз?» 26. Командир облокотился локтем на стол.

Упражнение 96. Найдите примеры неоправданного использования штампов и экспрессивных средств, немотивированного употребления нелитературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д. Где данные недочёты используются как стилистический приём? Всегда ли этот приём кажется Вам оправданным?

1. В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. В свете вышеуказанного посмотрите вовнутрь себя, и вы поймёте, что я затронул нашу насущную проблему. 2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой котёнок под лучами тёплого солнышка, свернувшись малюсеньким клубочком на подоконнике. И я решила наречь его Солнышком. 3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом...». Это было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель друзей и товарищей. А живые строки эти звучат и поныне, звучат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к чьей могиле у Кремлёвской стены мы несём цветы, и куда идут юные пары в день бракосочетания, чтобы почтить память отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество. 4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории Украины. 5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени перед родниками и речками своего детства, иначе говоря, припадать к истокам. Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю и начинают наперебой хвастать своей облегчённой любовью к родным купелям, криницам, сажалкам, бочагам, старицам. 6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера. А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите на следующей остановке?» 7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть аборигенов, от которых пошло великое разнообразие ныне существующих канареек. 8. Серёжка возомнил себя самым умным и дружит теперь только со всякой шпаной. 9. Давно уже пора организовать учёт средств в ЖСК по науке, а не как бог на душу положит. 10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защита у нас хромает. Пора по-серьёзному отнестись к физической подготовке каждого члена команды.

Упражнение 97. Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. Природа с восторгом восприняла известие, что князь Игорь бежал из плена. 2. Если погрузиться вовнутрь текста, то сразу проникаешься теми же чувствами, что и поэт. 3. Болконский храбро сражался на войне, согласно желанию отца. 4. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать, считать. 5. В. Маяковский в своих произведениях говорит о тружениках, своим трудом преобразующих планету. 6. Каждый человек хочет быть бесстрашным гражданином своей Отчизны. 7. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. 8. Народ, движение масс - вот локомотив истории, и лучше встать на подножку этого локомотива, чем соваться под колёса. 9. Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну. 10. Тысячи комсомольцев, работая в далёкой Сибири на строительстве Байкало-Амурской магистрали, успешно закончат начатое Павлом строительство узкоколейки. 11. Жадность, накопительство настолько разложили Плюшкина, что хочется вымыть руки после того, как прочитал о нём. 12. А.М. Горький написал свой роман Горького «Мать». 13. Герой романа знал, что ценой своей жизни спасает жизнь своим сослуживцам. 14. Отец попытался выбиться из нужды, даже заимел киоск, но вскоре его продал. 15. Не только в те годы, но и сейчас «Как закалялась сталь» Н. Островского пользуется большим спросом у населения. 16. В 1812 году партизанами руководили Денисов, Долохов и другие товарищи. 17. Будут у нас и новые дороги, и новый клуб, и дома большие, чистые, и вода горячая, и другие удобства. 18. А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал не только людей двух разных классов, но и новых, посредством которых писатель обличал существующий строй. 19. В романе с большой обличительной силой раскрыто растлевающее влияние на человека крепостничества. 20. Мать решила презентовать сыну старый отцовский пиджак. 21. Печорин, бросившись догонять Веру, загоняет лошадь. 22. Павел ещё пуще сплачивает друзей. 23. Шабашкина не мучила своя собственная совесть. 24. Все помещики - «мёртвые души», поэтому за них начинают говорить неодушевлённые предметы - лицо, внутренний интерьер, усадьба. 25. Герой целеустремлённо стремится к своей намеченной цели. 26. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 27. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью... Катерина заранее предчувствует свою гибель. Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы её возвышенной души. 28. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 29. Мама попросила купить булку хлеба и молока, а я все деньги потратил на пирожные.

Упражнение 98. Прочитайте отрывки из газет, публичных выступлений и других жанров публицистического стиля. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. В этом году театр намерен показать три новые премьеры. 2. Любителей природы всегда восхищали птичьи трели в наших лесах. Но достаточно ли мы печёмся о пернатых наших друзьях? В мероприятиях по дичеразведению важное значение имеют работы по охране птиц в период их размножения. Поэтому общество охотников проводит работу по истреблению хищных птиц и зверей. 3. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений. 4. В дивизии давно слышали о новых снайперских винтовках, но так и не смогли их заполучить. 5. С августа месяца по сентябрь месяц нашим управлением проложено пятьдесят километров газопровода. 6. Мы предлагаем внести в проект некоторые коррективы и поправки. 7. Обо всех своих репрессированных родственниках я прямо рассказал в своей автобиографии. 8. Это первый дебют молодой актрисы на сцене прославленного театра. 9. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли. 10. На объекте работали укрупнённые бригады. Так был обретён новый опыт работы крупных коллективов. 11. Вот и сейчас, в морозные, студёные дни, фермеры вершат свое благородное дело. 12. Это достаточно надёжный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России. 13. Проводится огораживание посадок до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости мордой зверя. 14. Почти на каждой остановке водитель предупреждает: «Во избежание падения при резком торможении просьба держаться за поручни». 15. Деревья, кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу: фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, смягчают температурный режим. 16. Новое здание университета окрашено в колер жёлтого цвета. 17. До школы нас проводили вездесущие местные аборигены - сельские мальчишки. 18. Из детских садиков, расположенных на улице Раунас в домах №35 и 37, стали поступать сигналы о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного. 19. Мюнхен не ходит на теннис, а балдеет от футбола. 20. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения. 21. Предполагаемый район лесозаготовок изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 22. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку министерства. Коллеги считают, что он поплатился именно за это. 23. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки. 24. Пока не ясно, кто из соперников станет нашим основным конкурентом.

1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут
выступать, будут говорить о деле.
1. Я считаю, что те, кто еще не выступал, - скажут о деле.
*
Я и лично - близкие по значению слова, плеоназм.
Выступающие и выступать - однокоренные слова, тавтология.
Повторение глагола: будут. Можно подумать, что они сначала
будут выступать, и лишь потом, когда закончатся выступления
- будут говорить о деле, при чем только между собой.
Следует заметить, что более правильная речь потеряла
эмоциональный настрой, рассчитанный на внушение или
заметную или быструю реакции, а также "содержит" призыв
образовать контроль согласных среди публики...скажут
наконец о деле, будут говорить о деле.


2. В своем ответном слове выступавший подчеркнул: "Лично
мне вдвойне приятно получать награды, когда они вручаются
при широкой аудитории людей".
Глагол подчеркнул можно и заменить. Особо подчеркнул.
Следует выделить словосочетания на предмет лексической
сочетаемости: свое ответное слово, широкая аудитория
людей.
Можно посмотреть употребление прилагательного широкий в
словаре синонимов:
1. просторный: свободный, обо одежде - широкий, не
стесняющий движений, о слишком широкой - мешковатый,
балахонистый (разг.)
2. размашистый: широкий, о шаге - размашистый.
Аудитория, публика, зрители, слушатели, аудитория,
посетители.
Думаю, что словосочетание без уточнения "широкая
аудитория" подходит.
Лично мне вдвойне приятно
получить хороший приз...хорошо и неожиданно,
не-похоже на каприз, карниз.
*В ответном слове выступающий подчеркнул, что ему "вдвойне
приятней получать награды, когда их вручают при широкой
аудитории".


3. Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками,
громко воскликнул: "Кто из соперников будет вашим основным
конкурентом?"
Андрей вернулся, (Андрей неожиданно вернулся).
Энергично жестикулируя. Можно жестикулировать только
руками, для лица это мимика, для ног - позы: нога на ногу и др.
Конкурентом.
Андрей неожиданно вернулся и взволнованно, энергично
жестикулируя, спросил громко: "Кто из соперников способен?"
...Что собственно могло случится за такое короткое время?
Отчего у него трясутся руки.


4. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания
бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.
От непогашенной сигареты произошло возгорание макулатуры,
что и стало причиной пожара.


5. Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и
актуальная проблема нашего современного века.
Загрязнение воздуха - одна из животрепещущих проблем и
актуальная проблема нашего века.


6. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом
тексте речевые формы, которые учитель учит их находить.
ученики учатся, однокоренные слова, тавтология,
На уроке русского языка
учитель, педагог, преподаватель...учит "брать в рассуждение"
речевые формы и помогает учащимся их находить в тексте.
На уроках русского языка преподаватель обучает учащихся
находить в тексте речевые формы.


7. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания
жизнелюбивого поэта.
Повторение буквы "ж" - жизнь, как (настойчивое, не
настоявшееся, настоявшееся как - основа) проявление любви
к жизни: жизнь, жизнь, жизнь!
Использование лексического средства. Жизнелюб, оптимист,
экстраверт.
Альтернатива - жизнелюб, пессимист, экстраверт.


8. Помещение таких больных в обычные больничные
отделения для незаразных заболеваний строго воспрещается.
Размещение таких больных
в больничные отделения, стационары
в больничных отделениях для, для - воспрещается,
запрещено.
Размещение больных с заразными заболеваниями
Размещение в обычном стационаре больных с заразными
заболеваниями запрещено.
Размещение больных с заразными заболеваниями в обычном
стационаре запрещено.


9. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели.
целеустремленно стремится, тавтология - однокоренные слова
намеченной цели, поставленной задаче
целеустремленно, целенаправленно
стремится, тянуться, тяготеть, влечься...
Герой целеустремленно рвется к своей намеченной цели.


10. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
Наружная и внешность - плеоназм, слова близкие по смыслу.
Повторная передача одной и той же мысли - наружно,
внешность.
Внешность героини достаточно привлекательна.
(Внешность Анны Карениной досточно привлекательна...но
есть что-то ужасающее в ее прелести). Прелестны, прелестны
и руки, и ноги!
Достаточно привлекательна, чтобы соблазнить неумеху.
*И потом, автор отказывает героине в потребности развивать
внутренний мир, пытаясь опередить "ее состоявшуюся
наружность". А можно ли отказать даме?


11. Наша страна, которая еще недавно была передовым
авангардом всемирного движения за мир, не может
урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе.
авангард, передовой отряд
"Речевые ошибки действуют в ущерб активности".
Наша страна, недавно являясь миру авангардом движения за
мир, не смогла прекратить кровопролитие на Северном
Кавказе.


12. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему
завершающему концу.
Кульминация подошла к завершению сюжета. Картина маслом.
Беседа подходила к кульминации...свернулся и объявил
конец(Каа).
Беседу, которую мы с вами провели, подходит к своему концу.
Беседа, которую мы с вами провели, подошла к
завершающему этапу. "Последний этап". "Картина маслом".
Наша беседа подошла к заключающему концу.


Информационное сообщение
вечерняя серенада


травматическое повреждение
травма и повреждение


хронометраж времени, времен


патриот своей родины
патриот своей страны


экспонаты выставки,


народный фольклор


букинистическая книга,


свободная вакансия
вакансия


прейскурант цен
цена на прейскурант


автобиография жизни
автобиография жизни


монументальный памятник,


мизерные мелочи
мелочи жизни


коллега по профессии
коллега по любви


габаритные размеры
габариты и размеры


ведущий лидер
ведомый лидер


внутренний интерьер
внутренности интерьера


движущий лейтмотив
лейтмотив произведения в


необычный феномен
феномен
необычный человек


реальная действительность,


период времени,


огромная махина!


ответная контратака
контратака и ответный удар


прогрессировать вперед
затесаться вперед и прогрессировать


мемориал памяти...


странный парадокс
парадокс и странное явление...(необъяснимое доступными
средствами)


временной цейтнот?


демобилизация из армии
демобилизовался, вернулся из армии


Упражнение 31
Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки в тексте;
отредактируйте заметку для газеты.


Весь сегодняшний день я по поварской традиции провел у
плиты. Здесь же встречу и Новый год.
Сегодняшний день я весь провел у плиты, практикуясь в
теории поварских традиций. С наступающим Новым годом!...


Нисколько об этом не вздыхаю.


:такая уж наша профессия - радовать в праздник человека
хорошим столом (и табуреткой), чтобы блюдаж предложенных
явств мог удовлетворить самый взыскательный вкус гурманов.


Такая уж профессия!:) наша! - радовать в праздник человека
хорошим столом и табуреткой. И чтобы предложенные
явства...и кушанья могли удовлетворить вкус... самых
взыскательных гурманов!...


Под сводами ресторана...в предновогоднюю ночь будет накрыт
громадный стол, за который сядут гости столицы, прибывшие в
Москву со всех концов земли. Ведь Москва всегда хлебосольно
привечает дорогих гостей.
В предновогоднюю ночь под сводами ресторана накроют
громадный стол, за который приглашены гости столицы,
прибывшие в Москву со всех концов земли. Всегда Москва
хлебосольно привечала своих гостей...


Вроде бы не в первый раз приготовлены котлеты "Россия", но
всегда хочется, чтобы это блюдо из рубленого мяса курицы с
добавкой грибного фарша из шампиньонов и нежно
поджаренного хрустящего лука было для посетителей
неожиданным сюрпризом.


Котлеты "Россия", фирменная закуска
"Матрешка"!...Иностранцы, хоть раз заглянувшие к нам в гости,
неизменно заказывают это блюдо. Иногда они круто
показывают жестом, будто повязывают на голову платок.
Открою секрет приготовления "Матрешек": требуются
сваренные и очищенные от скорлупы яйца и свежие помидоры.
Закуска "Матрешка" занимает особое место среди гурманов
оригинальных блюд.
Вроде бы не в первый раз приготовлены котлеты "Россия", но
всегда хочется, чтобы именно это блюдо стало для кого-нибудь
нежданным сюрпризом.


:):):):):):):):):):)


*неправильный выбор слова, нарушение лексической
сочетаемости; речевая недостаточность...


Виды речевой избыточности:
пустословие (навязчивое объяснение всем известных истин):о
пользе, пользе молока...
повторная передача одной и той же мысли: машинный парк
обновили (новыми машинами)
ляпалиссиада (утверждение самоочевидной истины): труп был
мертв и не скрывал этого
Редактор: лишние - нелепость.
плеоназм (близкие по значению)
тавтология(однокоренные слова)
скрытая тавтология (соединение инояз. и рус. слова,
дублирующего его значение)


Несколько однокоренных слов в близком контексте
стилистически оправданы в том случае, если родственные
слова являются единственными носителями соответствующих
значений и их не удается заменить синонимами.
(тренер - тренировать, привычка - отвыкнуть)


черные чернила, красная краска, белое белье
этимологический корень


период времени
пример утраты тавтологичности
монументальный памятник, реальная действительность,
экспонаты выставки, букинистическая книга


Тавтология как стилистический прием: сослужить службу,
всякая всячина, горе горькое;
видать виды, набит битком.
Новой новью, белым - бела.
Беззаконие узаконено, неразгаданные загадки.
Зеленый щит просит защиты.
Крайности Крайнего севера.
Победителю ученику от побежденного учителя.
Когда мы научились быть чужими? Когда мы разучились
говорить?
человеческого в человеке, обесчеловечить человека
(торжество, попытка).................шустрый воробей


Градация (постепенность) - нанизывание однокоренных слов,


стилистическая фигура, основанная на последовательном


повышении или понижении эмоционально-экспрессивной


значимости.
...погибшего, погубленного счастья,


Возможность каламбурного столкновения однокоренных слов
позволяет использовать тавтологию как средство создания
комизма, сатирической окраски.
Коровка, прозванная божьей, безбожно истребляет
картофельные посадки.


Лексические повторы помогают выделить важное в тексте,
повторение слов как средство логического выделения понятий.
Век живи, век учись. Будь человеком, человек!


Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней,
прощайся с ней, уходит взвод в туман, туман, туман, а
прошлое ясней, ясней, ясней...(Ок.)
Один из исследователей заметил, что повторение вовсе не
означает приглашения попрощаться дважды; оно может
означать: "солдат, торопись прощаться, взвод уже уходит",
или "солдат, прощайся с ней, прощайся навсегда, ты ее
больше никогда не увидишь", или "солдат, прощайся с ней, со
своей единственной".
...
Повторение слов обычно свойственно эмоционально
окрашенной речи, лексические повторы часто встречаются в
поэзии.
Нанизыванием одинаковых слов можно отразить характер
зрительных впечатлений.
Жизнь - это длинный роман, солдат, с ходу ты этого не
заметил.
Лексические повторы могут использоваться и как средство
юмора.


Очень важно уметь вести себя в обществе. Если, приглашая
даму на танец, вы наступили ей на ногу и она сделала вид, что
не заметила этого, то вы должны сделать вид, что не
заметили, как она заметила, но сделала вид, что не заметила.


В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов и
выражениий отражает комизм описываемой ситуации.
Лексические повторы иногда, подобно жесту, усиливают
выразительность речи.


логическая ошибка: алогизм - сопоставление несопоставимых
понятий:синтаксис и другие статьи.
Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса
других научных статей.
Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей,
несвойственных синтаксису других научных статей.

Тавтология или лексический повтор.

Интервал перерыва, памятный мемориал, хронометраж времени, внутренний интерьер.

Некоторые плеоназмы, однако, приобрели терминологический характер (к примеру: «информационноесообщение ») или характер устойчивого словосочетания (к примеру: «целиком и полностью »).

Подобные сочетания допустимы также и в том случае, если слово, входящее в словосочетание, изменило его значение или пробрело новый оттенок значения, к примеру:

букинистическая книга (в смысле «старинная»)

период времени (слово «период» означает не «время», а «промежуток времени»)

монументальный памятник («монументальный» - в значение «крупный», «величественный»);

33. Исправьте предложения, устранив смысловую избыточность:

1. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла.

2. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

3. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля».

4. Рождество я указывал на даче у коллеги по работе.

5. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.

6. Деепричастный оборот всœегда обособляется запятыми.

7. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

8. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов.

9. Побывали мы и у памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием.

10. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.

11. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

12. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством.

13. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

14. Правительство в это трудное и нелёгкое время должно представлять единый монолит.

15. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

Одной из речевых ошибок является тавтология - речевой избыток : сосœедство однокоренных слов. Этот тип ошибки встречается практически в любом тексте и заключается в таком повторении на уровне одного или нескольких предложений, а также на уровне абзаца.

К примеру: «Достижения, которых достигло предприятие…»;

«следует учитывать следующие факты…»;

«данное явление проявляется в…».

Подобная ошибка свидетельствует о бедном лексическом запасе пишущего, его неумении подбирать синонимы к данным словам или заменять простое предложение сложным, чтобы избежать повторов. К примеру: Княжна Марья хорошо понимает, что она некрасива, но автор подчеркивает ее внутреннюю красоту, которая отражается в ее глазах. Следовало написать: Княжна Марья хорошо понимает, что она непривлекательна, но автор подчеркивает ее внутреннюю красоту, которая отражается в ее глазах.

Повторение однокоренных слов допустимо, если повторяемые слова являются единственными носителями значения, к примеру: «Следственными органами расследовано…».

Но в то же время многословие или речевая избыточность (употребление слов и словосочетаний, несущих излишнюю информацию) недопустимо, к примеру:

Вместо : «Тарифы на проезд пассажиров городским пассажирским транспортом»

Надо : «Тарифы на проезд городским пассажирским транспортом»

Вместо : «Программа мер по поддержке деятельности ветеранских организаций»

Надо : «Программа поддержки деятельности ветеранских организаций»

Вместо : «Было установлено, что существующие расценки завышены»

Надо : «Было установлено, что расценки завышены»

Вместо : «В своем выступлении он указал на отдельные недостатки»

Надо : «В выступлении он указал на отдельные недостатки ».

Также недопустим пропуск слов, особенно отглагольных существительных типа: организация, осуществление, обеспечение, проведение, утверждение и др., к примеру:

Вместо : «Проведение эксперимента по питанию школьников»

Надо : «Поведение эксперимента по организации питания школьников »

Вместо : «О Программе социальной защиты малообеспеченных категорий граждан»

Надо : «Об утверждении Программы социальной защиты малообеспеченных граждан».

Задания для практической работы

34. Исправьте предложения, устранив тавтологию:

1. Появление пьес А. Н. Островского явилось огромным событием нашего театра.

3. Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне.

4. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.

5. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов.

6. «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.

7. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о делœе.

8. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

9. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.

10. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта.

11. Наша страна, которая ещё недавно была передовым авангардом всœемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе.

12. Какой же судья захочет быть подсудимым?

13. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века.

14. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

15. Комплекс нерешённых проблем нужно решать комплексно.

«Загрязнение воздуха – экологическая проблема». Эта фраза не отражает ни в малейшей степени тех последствий, которые несет в себе нарушение природного состава и баланса в смеси газов, называемой воздух.

Проиллюстрировать такое заявление не вызывает никакого труда. Всемирная организация здравоохранения привела данные по этой теме за 2014 год. Из-за загрязнения воздуха в мире умерло около 3,7 млн. человек. Почти 7 млн. человек умерло от воздействия на организм загрязненного воздуха. И это за один год.

В состав воздуха входит 98–99% азота и кислорода, остальное: аргон, углекислый газ, вода и водород. Из него состоит атмосфера Земли. Основной компонент, как видим, кислород. Он необходим для существования всего живого. Им «дышат» клетки, то есть при поступлении его в клетку организма происходит химическая реакция окисления, в результате которой выделяется энергия необходимая для роста, развития, размножения, обмена с другими организмами и тому подобное, то есть для жизни.

Загрязнение атмосферы толкуется как привнесение в атмосферный воздух неприсущих ему химических, биологических и физических веществ, то есть изменение их естественной концентрации. Но важнее не изменение концентрации, которое, без сомнения, происходит, а уменьшение в составе воздуха наиболее полезного для жизни компонента – кислорода. Ведь объем смеси не увеличивается. Вредные и загрязняющие вещества не добавляются простым сложением объемов, а уничтожают и занимают его место. Фактически возникает и продолжает накапливаться недостаток пищи для клеток, то есть базового питания живого существа.

От голода умирает около 24000 человек в сутки, то есть в год примерно около 8 млн., что сопоставимо с цифрой смертности от загрязнения воздуха.

Виды и источники загрязнения

Воздух подвергался загрязнению во все времена. Извержения вулканов, пожары лесные и торфяные, пыль и пыльца растений и иное попадание в атмосферу веществ обычно неприсущих ее природному составу, но произошедшие в результате природных причин – это первый вид происхождения загрязнения воздуха – естественный. Второй – это в результате деятельности человека, то есть искусственный или антропогенный.

Антропогенное загрязнение, в свою очередь, можно разделить на подвиды: транспортные или возникшие в результате работы разных видов транспорта, производственные, то есть связанные с выбросами в атмосферу веществ, образующихся в производственном процессе и бытовые или появившиеся в результате непосредственной жизнедеятельности человека.

Само загрязнение воздуха может быть физическим, химическим и биологическим.

  • К физическому относят пыль и твердые частица, радиоактивное излучение и изотопы, электромагнитные волны и радиоволны, шумовое, включая громкие звуки и низкочастотное колебание и тепловое, в любой форме.
  • Химическое загрязнение – это попадание в воздух газообразных веществ: оксида углерода и азота, диоксида серы, углеводородов, альдегидов, тяжелых металлов, аммиака и аэрозолей.
  • Загрязнение микробами называется биологическим. Это различные споры бактерий, вирусы, грибы, токсины и тому подобное.

Первый – механическая пыль. Появляется в технологических процессах измельчения веществ и материалов.

Второй — возгоны. Они образуются при конденсации паров охлажденного газа и пропускаемые через технологическое оборудование.

Третий – летучая зола. Он содержится в дымовом газе во взвешенном состоянии и представляет собой несгоревший минеральные примеси топлива.

Четвертый – промышленная сажа или твердый высокодисперсный углерод. Он образуется при неполном сгорании углеводородов или их термическом разложении.

В основном на сегодняшний день источниками таких загрязнений являются теплоэлектростанции, работающие на твердом топливе и угле.

Последствия загрязнений

Основными последствиями загрязнения атмосферного воздуха являются: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди и смог.

Парниковый эффект построен на способности атмосферы Земли пропускать короткие волны и задерживать длинные. Короткие волны – это солнечная радиация, а длинные – это тепловое излучение, идущее от Земли. То есть образуется слой, в котором происходит аккумулирование тепла или парник. Газы, способные к такому эффекту называются, соответственно, парниковыми. Эти газы нагреваются сами и нагревают всю атмосферу. Этот процесс естественный и природный. Он происходил и происходит в настоящее время. Без него не была бы возможна жизнь на планете. Его начало не связано с деятельностью человека. Но если раньше природа сама регулировала этот процесс, то сейчас в него интенсивно вмешался человек.

Углекислый — основной парниковый газ. Его доля в парниковом эффекте более 60%. На долю остальных – хлорфторуглеводорода, метана, оксидов азота, озона и так далее, приходится не более 40%. Именно благодаря столь большой доли углекислого газа, была возможна природная саморегуляция. Сколько углекислого газа выделялось при дыхании живыми организмами, столько и потребляли его растения, производя кислород. Объемы и концентрация его сохранялась в атмосфере. Промышленная и иная деятельность человека, и, прежде всего, вырубание лесов и сжигание природного топлива, привели к увеличению углекислого газа и других парниковых газов за счет снижения объема и концентрации кислорода. Результатом стало большее нагревание атмосферы – повышение температуры воздуха. Прогнозы таковы, что увеличение температуры приведет к излишнему таянию льдов и ледников и повышению уровня Мирового океана. Это с одной стороны, а с другой увеличиться, за счет более высокой температуры, испарение воды с поверхности земли. А, значит, увеличение пустынных земель.

Озоновые дыры или нарушение озонового слоя. Озон одна из форм существования кислорода и образуется в атмосфере естественным путем. Это происходит при попадании ультрафиолетового излучения солнца на молекулу кислорода. Потому наибольшая концентрация озона в верхних слоях атмосферы на высоте около 22 км. от поверхности Земли. По высоте он распространяется примерно на 5 км. этот слой считается защитным, так как задерживает это самое излучение. Без такой защиты все живое на Земле погибло. Сейчас наблюдается уменьшение концентрации озона в защитном слое. Почему это происходит до сих пор достоверно не установлено. Впервые это истощение было обнаружено в 1985 году над Антарктидой. С тех пор явление получило название «озоновой дыры». Тогда же была подписана в Вене Конвенция об охране озонового слоя.

Промышленные выбросы в атмосферу диоксида серы и оксида азота, соединяющиеся с атмосферной влагой, образуют серную и азотную кислоту и вызывают «кислотные» дожди. Такими считаются любые осадки, кислотность которых выше природной, то есть ph<5,6. Это явление присуще всем промышленным регионам в мире. Главное их отрицательное воздействие приходится на листья растений. Кислотность нарушает их восковой защитный слой, и они становятся уязвимы для вредителей, болезней, засух и загрязнений.

Выпадая на почву, кислоты, содержащиеся в их воде, вступают в реакцию с токсичными металлами, находящимися в земле. Такими как: свинец, кадмий, алюминий и другими. Растворяют и тем способствуют их проникновению в живые организмы и подземные воды.

Кроме того, кислотные дожди способствуют коррозии и тем действуют на прочность зданий, сооружений и других строительных конструкций из металла.

Смог – привычная картина крупных промышленных городов. Возникает там, где в нижних слоях тропосферы скапливается большое количество загрязняющих веществ антропогенного происхождения и веществами, полученными в результате их взаимодействия с солнечной энергией. Смог образуется и долго живет в городах, благодаря безветренной погоде. Существует: влажный, ледяной и фотохимический смог.

С первыми взрывами ядерных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки в 1945 году, человечество открыло еще один, возможно, самый опасный, вид загрязнения атмосферного воздуха – радиоактивный.

Природа имеет способность к самоочищению, но активность человека ей явно в этом мешает.

Видео — Нераскрытые тайны: Как загрязнение воздуха влияет на здоровье