Синквейн на тему процесс. Синквейны: модное задание на уроках литературы и русского языка. Что такое синквейн

Стихи-синквейны, возникшие под влиянием традиционных японских поэтических миниатюр, показали себя как замечательное дидактическое средство для развития образной речи. Полезны синквейны и в качестве метода оценки понятийного и словарного запаса детей.

Опытом использования этих специфицеских стихов-«нескладушек» (без рифмы) делятся Ваши коллеги в публикациях этого раздела. Здесь можно найти правила составления синквейнов с детьми, конспекты занятий по их сочинению и конкретные примеры, «что в итоге получилось». Посмотрите, каким образом можно использовать синквейны при изучении самых разных лексических тем, при закреплении пройденного материала. И просто так, для развлечения.

Рифма – не самоцель. Главное – смысл.

Содержится в разделах:
  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Показаны публикации 1-10 из 167 .
Все разделы | Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны»

Мастер-класс «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс Тема : «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер-классе по теме «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» Каждому из вас знакомы строки из...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «синквейн» в развитии дошкольников» Цель мастер-класса : Ознакомление педагогов с технологией "Синквейн ", обеспечивающей развитие познавательно - речевых способностей дошкольников. Задачи : Обучающие : Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности работы с детьми по речевому развитию; Дать рекомендации...

Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны» - Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ

Публикация «Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в...» Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит - тот ясно излагает. Античная погово рка В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Задачи: активизировать, уточнять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт».Побуждать детей к активной и выразительной речи; учить работать со схемой «синквейна». Учиться правильно понимать и задавать вопросы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение,...

Консультация «Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников» Введение Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать...

Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн» Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: 1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать. 1. Закреплять знания о профессиях, их признаках, их действиях. 2. Развивать зрительное внимание, память,...

Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны» - Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область, так как хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка. Требования Стандарта к...

Конспект ООД с использованием метода «синквейн» в старшей группе компенсирующей направленности «Защитники Отечества» Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи с использованием метода «синквейн». Тема: «Защитники Отечества» Зада чи: 1.Закрепить знания детей по теме «Защитники Отечества» 2.Продолжать учить детей подбирать признаки и действия к объектам....

Короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк называется синквейном. Синквейн бывает разных видов, но наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется «дидактический сиквейн», который большое распространение получил в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрим способы составления сиквейна.

Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

В начале 20 века, американская поэтэсса, Аделаида Крепси, придумала такую форму стихотворения, состоящего из пяти строк, в основе которого лежит подсчет слогов в каждой строчке. Вдохновили ее на это действие японские танка и хайку. Смысловая структура ею придуманного традиционного синквейна имела слоговую структуру 2 — 4 — 6 — 8 — 2, т. е. в первой строке два слога, во второй — три и т.д.) . В итоге, стихотворение состояло из 22 слогов.

Первыми, применение дидактического синквейна, использовали школы в Америке. По сравнению с другими видами синквейна, в основе данного варианта лежала смысловая заданность в каждой строке, а не подсчет слогов.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • в первой строке — наличие местоимения или существительного, т. е. одного слова, являющегося темой синквейна;
  • во второй строке — наличие причастия или прилагательного, описывающего свойства слова из первой строки;
  • в третьей строке — наличие деепричастия или глагола, повествующего о действиях слова из первой строки;
  • в четвертой строке предложение должно состоять из четырех слов, с помощью которых происходит выявление личного отношения поэта к теме синквейна;
  • пятая строка состоит из одного слова любой части речи, раскрывающее замысел темы.

Получившееся стихотворение может затрагивать любую тематику.

Дидактический синквейн допускает отступ от правил. К примеру, резюме или главная тема может состоять не из одного слова, а из сочетаний от трех до пяти слов, а в описании действий — использоваться только сказуемые.

Составление синквейна

Для составления секвейнов не требуются литературные таланты или специальные знания. Требуется лишь грамотное освоение формы. В качестве тренировки лучше брать наиболее известную и знакомую автору тему, начиная с простого. К примеру, возьмем тему «мыло».

  • В первой строке — слово «мыло».
  • Во второй строке должно присутствовать два прилагательных, отражающих свойства этого предмета. Какое мыло? По средствам перечисления в уме прилагательных, описывающих, как конкретное мыло (фиалетовое, апельсиновое, жидкое, детское и проч.) , так и в общем (душистое, скользское, пенящееся) , выбираются два подходящих слова. В результате, выбор остановлен на таких словах, как: «клубничное, прозрачное».
  • В третьей строке необходимо описание трех действий главной темы. На данном этапе, школьники затрудняются с выбором слов, поскольку под действиями подразумевается не только действия самого предмета, но и влияние на данный предмет из вне, и влияние его на окружающих. К примеру, помимо того, что мыло может пахнуть и лежать в мыльнице, оно может упасть из рук или выскользнуть, или заставить плакать, а также им можно мыться. В итоге, остановим выбор на таком варианте: «Пузыриться, пахнет, моет».
  • В четвертой строчке, автор должен выразить свое личное отношение к главной теме. У школьников, на данном этапе, также могут возникнуть трудности в подборе слов, поскольку, мыло не может вызывать какого — либо конкретного отношения у тех, кто не кто не является заядлым чистюлей, фанатом данного предмета, или попросту ему не доставляет особого удовольствия процесс мытья. Здесь следует учесть не только личное отношение автора, но и вызов определенных ассоциаций, связанных с главной темой.

К примеру, можно взять такой факт из биографии автора, как разбитие коленки в следствии того, что он когда — то поскользнулся на мыле, или рассказать о самостоятельном приготовлении данного предмета. Независимо от выбранных моментов из жизни, которые взятые за основу написания четвертой строчки, необходимо помнить о том, что мысль должна уложиться в три или пять слов. К примеру, «Руки моют перед едой». Можно также привести пример с пробованием мыла, имеющего приятный запах, на вкус, в результате чего, автора постигло разочарование и досада. В итоге, получится такая строчка: «Вкус противный, сладкий запах».

  • В последней строке должен раскрываться замысел темы, т. е содержаться своего рода резюме, состоящее из одного или двух слов. Другими словами, после прочтения созданного стихотворения, поразмышлять о возникшем образе и попытаться осуществить выражение своих ощущений с помощью одного слова. Также, можно задуматься о значимости данного предмета, как в собственной жизни, так и в общественной, поразмыслить о его главном свойстве. Главное — последняя строка должна быть итогом вышеперечисленного. Например, в четвертой строке говориться о необходимости мытья рук, значит, в пятой строке целесообразней поставить слово «гигиена» или «чистота», в качестве резюме.
  • Если же, в основе четвертой строки лежит воспоминание, связанное с неудачной пробой мыла на вкус, то резюмировать следует словом «обман» или «разочарование».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Клубничное, прозрачное.

Пузырится, пахнет, моет.

Вкус противный, сладкий запах.

Обман.

Несмотря на то, что такое стихотворение довольно короткое, в нем дети не только способны узнать себя, но и затронули функциональность и свойства этого предмета, при написании занятного пятистрочного стиха.

Тренируясь на простом, можно осуществить переход к более сложному, но хорошо знакомому. Например, можно в качестве основной темы взять слово «класс», «семья» или слова, связанные с любым временем года. Если в качестве синквейна будет выбрано слова «мама», то это будет отличной основой для сочинения стихотворения для праздничной открытки на международный женский день. Кроме того, на общеклассных мероприятиях могут быть использованы такие стихотворения одной тематики.

Статьи по теме:

  • Как правильно ставить ударение в слове…

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстрополучить результат, является работа надсозданием нерифмованного стихотворения , синквейна.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающееглавную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия врамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Учебная программа сегодня разительно отличается от прежних и с каждым годом приобретает все новые особенности. Все эти нововведения порой изумляют родителей современных школьников. Но, если ученики старших классов хотя бы самостоятельно осваивают новые стандарты, то родителям младшеклассников некуда деваться: они привыкают к требованиям вместе со своими детьми, порой осваивая их на практике.

Одним из таких новшеств стало написание синквейнов. Малопонятное слово с французским флером заставило пап и мам активизировать свои литературные способности во время выполнения домашних заданий, но нередко написание синквейнов задают и на уроках в классе. Поэтому, так или иначе, нужно объяснить своему чаду, как писать синквейн, а заодно и самим постичь эту поэтическую форму. К счастью, написание синквейнов – не настолько сложная работа, как может показаться. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это достаточно логичный и потому доступный пониманию и освоению.

Что такое синквейн? Форма и особенности синквейна
Синквейн – это название формы стихотворения, причем (в этом месте легко представить себе облегченный вздох школьников и их родственников) не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. И, видимо, для того, чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами, как не трудно догадаться, являются строки – в синквейне их действительно ровно пять, и каждая несет определенную функцию и смысловую нагрузку. Правда, классический синквейн немного отличается от синквейна дидактического, используемого на уроках развития речи:

  1. Классический синквейн подразумевает строгое соблюдение не только количества строк, но и слогов в них. 22 слога классического синквейна распределяются по строкам по схеме: 2-4-6-8-2. На ее основе поэты создали несколько вариаций, каждая из которых по-своему обыгрывает правила создания синквейна: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка, корона синквейнов и даже гирлянда синквейнов. Эти литературные игры касаются количества слогов, их сочетания и формы строф, но сохраняют базовый принцип пятистрочия.
  2. Дидактический синквейн придумали американские педагоги, а в конце 1990-х годов он появился и в нашей школьной программе. В отличие от традиционного поэтического произведения, в дидактическом синквейне форма менее важна, чем содержание. Поэтому соблюдение количества слогов и слов в строках не обязательно. Главное, чтобы в пяти строчках умещалось образное описание предмета или явления, темы стихотворения.
Поскольку на школьных занятиях применяется именно второй вид, то есть дидактический синквейн, то на нем и остановимся подробнее. Как правило, на уроках литературы синквейн используют для резюмирования изучения произведения, на уроках словесности – для расширения лексикона и навыков устного выражения мыслей. Для оптимального достижения тих целей допускается вольная трактовка формы синквейна: можно варьировать количество слов, заменять существительные местоимениями, прилагательные – причастиями и наоборот. Опорной схемой, в общем описывающей состав дидактического синквейна, может служить такое описание:
  1. В первой строке одним словом обозначается тема синквейна – это может быть любой предмет/объект/явление, названное одним словом. Можно использовать существительное или местоимение., заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Во второй строке уже в двух словах дается характеристика темы, изложенной в предыдущей строке. Достаточно простого описания фактических свойств предмета, для выражения которых можно использовать прилагательные и/или причастия.
  3. В третьей строке речь идет о тех способностях, которыми обладает объект из первой строки – тех действиях, которые он производит. Используются три слова: глаголы и/или деепричастия, но при необходимости можно использовать и большее количество слов.
  4. В четвертой строке автор выражает уже не объективное восприятие темы, а свое субъективное отношение к ней. В идеале его нужно уместить в четыре слова - самая сложная и самая интересная часть любого синквейна.
  5. В пятой строке пишется снова всего одно слово, подводящее итог - это некий вывод, который делается из всей информации предыдущих четырех строчек и лаконично выражает суть темы, как бы закрывая ее и зацикливая смысл текста.
Таким должен быть идеальный синквейн «на пятерку». Разумеется, никто не сможет написать его с первого раза – даже круглый отличник. Поэтому большинство педагогов разрешают немного отклоняться от базовой схемы, если того потребует творческий порыв ученика и это поможет ему лучше справиться с заданием. Вы, со своей стороны, тоже можете помочь ребенку научиться писать синквейн, потренировавшись дома в спокойной обстановке. Это занятие может оказаться даже увлекательным времяпрепровождением для всей семьи, если подойти к нему не как к обязанности, а как к веселой лингвистической игре.

Правила составления синквена: инструкция
Большинство учителей признаются, что вскоре после первого знакомства с новой формой заданий школьники преодолевают неуверенность перед незнакомыми требованиями и воспринимают синквейны буквально «на ура», получая от их составления не только пользу, но и удовольствие. Для того, чтобы писать синквейн было проще, выберите интересную тему – такую, которая вызывает у ребенка искренний энтузиазм. Можно совместить приятное с полезным и использовать в этом качестве персонаж любимой книжки или мультфильма. О нем ребенку точно известно достаточно, к тому же, не возникнет проблем с собственным отношением к объекту. Со временем, когда основной принцип будет понят, и написание синквейна будет даваться легче, можно будет использовать и другие, заданные учителем, темы. А пока учитесь писать синквейн построчно так:

  1. Строка №1 : Напишите одно слово, которое одновременно станет темой и заголовком произведения. Например: Бэтмен.
  2. Строка №2 : Напишите два слова-характеристики персонажа. Например: Сильный и смелый.
  3. Строка №3 : Напишите три глагола, которые передают деятельность персонажа. Например: Помогает, спасает, борется со злом. Обратите внимание, что здесь вместо третьего глагола использовано словосочетание, которое вполне подходит по смыслу – что и является приоритетным при составлении дидактического синквейна. Поэтому не ограничивайте фантазию ради соблюдения формальности.
  4. Строка №4 : Напишите, какие эмоции и чувства вызывает персонаж. Например: Хочу быть похожим на него. Иногда в качестве четвертой строки бывает удобно использовать устойчивое выражение, фразеологизм. Например, в данном случае подойдет афоризм «Смелость города берет». Скорее всего, учитель по достоинству оценит знание учеником крылатых выражений.
  5. Строка №5 : Напишите одно слово, которой соответствует теме и вашему отношению к ней. Как бы вы охарактеризовали персонажа? Например: Герой.
Итак, получился такой синквейн:

Сильный и смелый.

Помогает, спасает, борется со злом.

Хочу быть похожим на него.

Ну, покажите мне мальчишку, который не увлечется составлением такого текста?! Для девочек можно брать темой синквейна диснеевских принцесс, любимых актрис, сладости и т.п. Главное, чтобы ребенок проявлял собственные творческие способности и находил идеи и слова самостоятельно. При этом синквейн дает возможность развивать и другие сопутствующие навыки: объяснять свои мысли окружающим, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы и работать коллективно. Эти способности могут пригодиться, если поначалу написание синквейна дается ребенку с трудом. Тогда можно в паре со взрослым или другим ребенком попробовать другой путь выполнения задания. Пусть каждый напишет свой синквейн на одну и ту же тему, а затем покажет свое произведение напарнику. Вместе они выберут самые удачные строчки каждого и составят из них новое, общее произведение. В процессе такого творчества расширяется кругозор, происходит обмен идеями и мнениями, что тоже очень важно для развития речи и аналитических способностей у детей. Но только этого не достаточно, чтобы включить новую форму работы в программу обучения. Синквейны приносят гораздо больше пользы всем участникам учебного процесса.

Зачем нужен синквейн?
И литературоведы, и педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не только художественный потенциал писателя и самой темы произведения, но и исподволь дает возможность понять отношение поэта к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в школьную программу. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом и для освоения, и для проверки лингвистических способностей и знаний учеников младших классов. И укоренился в школьной программе благодаря сочетанию таких функций:

  • развитие образного мышления;
  • расширение словарного запаса;
  • приобретение навыка анализа сложной информации;
  • приобретения навыка выявления главного из массы информации;
  • развитие умения формулировать и делать вывод;
  • для учителя оценка словарного запаса и знаний ученика.
И при этом и написание, и чтение синквейна занимает несравнимо меньше времени, чем привычного сочинения. Только представьте, насколько больше синквейнов можно составить и обсудить в течение одного урока, чем даже самых кратких сочинений, содержащих вступление, основную часть и заключение. Таким образом, форма синквейна, созданная более века назад, оказалась очень актуальной для требований сегодняшнего времени. При правильном подходе и умении синквейн в игровой форме развивает и обучает младших школьников, делает уроки не скучными обязанностями, а увлекательной игрой. Поэтому все родители, с опаской относящиеся к школьным нововведениям, могут облегченно вздохнуть и вместе с наследниками включиться в этот творческий процесс. Вот увидите, вскоре ваш ребенок будет с гордостью показывать вам дневник с отличными оценками за синквейн!

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.