Для родителей выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов консультация (9 класс) на тему. Как сдают ГИА дети с ограниченными возможностями здоровья? Государственная итоговая аттестация обучающихся с овз

Сдавать выпускные экзамены трудно всем школьникам, а детям с инвалидностью или значительными проблемами со здоровьем - еще сложнее. Закон «Об образовании» и ведомственные акты Минобрнауки обязывают организаторов аттестации создавать в экзаменационных пунктах особую, максимально комфортную обстановку проведения ОГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья: устанавливать необходимое дополнительное техническое оборудование, отводить больше времени на подготовку и ответ, предоставлять участникам право выбора формы аттестации.

Категории участников ОГЭ

Действующие с осени 2016 года образовательные стандарты (ФГОС ОВЗ и УО) определяют ОВЗ как значительные медицинские проблемы:

  • со зрением или слухом (частичная или полная утрата);
  • с речью (серьезные случаи дисфункции речевого аппарата);
  • с опорно-двигательной системой;
  • с психическим развитием (в том числе и диагностированные аутистические расстройства).

Заключение о наличии проблем со здоровьем дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Документ, подтверждающий ОВЗ, носит рекомендательный характер: школьник может проходить аттестацию на общих основаниях или воспользоваться льготными условиями и дополнительными правами, предоставленными законом. Если выбран второй вариант, то в пункт проведения экзамена (обычно ППЭ устраиваются в образовательных организациях, где учатся участники ГИА) надо подать заявление, в котором указываются необходимые ребенку особые условия, и приложить копию заключения комиссии.

Особенности ГИА для участников с ОВЗ

В зависимости от дальнейших образовательных планов выпускники с ОВЗ и инвалидностью по желанию могут сдавать только обязательные математику и русский язык, совсем отказавшись от аттестации по дополнительным предметам или сократив их количество.

Оговоренные нормативной базой особенности проведения ГИА для участников с ОВЗ можно условно разделить на две категории:

  1. Организационно-технические - образовательное учреждение должно предоставить детям с ОВЗ комфортный доступ в учебные помещения, санузлы, лифты (если пункт приема экзаменов (ППЭ) размещен не на первом этаже). Классы оснащаются дополнительной аудиовизуальной техникой, соответствующей характеру заболевания, или же ученикам разрешено пользоваться собственными вспомогательными средствами.
  2. Методические - контрольно-измерительные экзаменационные материалы разрабатываются на основании требований ФГОС к уровню знаний выпускников, но с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий участников ОГЭ.

Формы проведения аттестации

В какой форме обучающиеся с ОВЗ могут сдавать ГИА, решают школьники, их родители или опекуны. По желанию вместо стандартной государственной итоговой аттестации можно выбрать устный экзамен с традиционными билетами или один из письменных форматов: сочинение, изложение, диктант. Главное - заранее в заявлении на сдачу ОГЭ указать, как именно выпускник намерен проходить ГИА.

Сдавать экзамены допускается как устно, так и письменно. Те, кто по состоянию здоровья не может писать от руки, выполняют работу на компьютере.

Формы проведения ОГЭ для разных категорий выпускников с ОВЗ согласно методическим рекомендациям ФИПИ.

Продолжительность

Льготный дополнительный лимит экзаменационного времени для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья составляет полтора часа. Эти 90 минут прибавляются к стандартным предметным нормативам. Например, ОГЭ для детей с ОВЗ по математике может длиться не 235 минут, а 325.

Длительность ОГЭ по предметам на выбор.


Продолжительность ОГЭ по обязательным предметам.


Кроме того, добавляется полчаса на устный ответ на экзаменах по иностранным языкам. Сдача «Говорения» обязательно записывается на звуковые носители.

Особые условия

К выпускникам, которые не могут прибыть в ППЭ, экзаменаторы с необходимым оборудованием выезжают на дом. Для тех, кто сдает ОГЭ в учебном заведении дольше 4 часов, организовывается перерыв для приема пищи, выполнения обязательных медицинских манипуляций. В остальном особенности экзаменационного процесса зависят от специфики ограничения возможностей учащихся.

Организационная специфика ОГЭ по характеру заболевания

Факторы ограничения Дополнительное оснащение/организационные меры
Слух
  • аудиоаппаратура, усиливающая звук;
  • работает сурдопереводчик;
  • при комплексных проблемах со слухом и речью работа выполняется письменно.
Зрение
  • уровень освещенности помещения не ниже 300 лк;
  • в наличии увеличительные приборы;
  • распечатки заданий делаются крупным шрифтом;
  • для слепых учеников подготавливаются задания, написанные шрифтом Брайля; экзаменующиеся пишут этим же способом на заготовленной специальной бумаге.
Опорно-двигательный аппарат или только дисфункция верхних конечностей
  • письменные ответы набираются на компьютере с соответствующим программным обеспечением;
  • зайти в класс, выйти на перерыв, сесть за парту ученику помогает ассистент.

Как и при стандартной сдаче ОГЭ, ведется видеонаблюдение без подключения к сети Интернет.

Демоверсии и тренировочные задания для детей с ОВЗ

Разобраться в требованиях к тому или иному формату аттестации и отточить навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ, помогут специальные (ФИПИ). Участники с ОВЗ выполняют задачи того же уровня сложности, что и остальные выпускники, но составленные и оформленные с учетом возможностей здоровья особенных детей.

Математика

По объему проверки изученного материала варианты ОГЭ по математике для детей с ОВЗ не отличаются от обычных. Вопросы охватывают основные разделы учебного курса 5-9 классов: арифметику, алгебру, геометрию, вероятность и статистику.

На устном экзамене ученик должен решить одно из предложенных в каждом из пяти разделов билета заданий и дать краткий или развернутый ответ, поясняя вычисления или обосновывая порядок математических действий и т. д.


На подготовку к ответу дается не менее 60 минут.

Составить представление о типе и сложности вопросов поможет спецификация контрольно-измерительных материалов для устного ОГЭ по математике .

В ЭМ (экзаменационных материалах) для письменной ГИА-9 есть задачи:

  • с выбором варианта ответа;
  • на установление соответствия;
  • для полного решения.

По уровню сложности задания устного и письменного форматов ОГЭ не отличаются:


Ознакомиться с критериями оценивания и вариантами заданий на письменном ОГЭ по математике для детей с ОВЗ можно в спецификации ЭМ .

Русский язык

Задания ОГЭ по русскому языку для детей с ОВЗ составлены с учетом специфики заболеваний или особых состояний здоровья выпускников. Для устной аттестации используются билеты с текстами и заданиями для проверки навыков логического мышления, знания грамматических, пунктуационных, орфографических правил. Письменный экзамен проводится в виде:

  • сочинения;
  • изложения с творческой частью;
  • диктанта - особая форма оценивания для детей с аутистическими расстройствами.

Экзаменационные материалы составлены с учетом различных типов заболеваний:

  • маркированные буквами «А» и «С» рассчитаны на учеников со слабым слухом, зрением, проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • литерой «К» помечаются задания для глухих детей, выпускников с тяжелыми речевыми расстройствами или задержкой психического развития.

Критерии оценивания ответов, перечень тем и правил, знание которых проверяется на ОГЭ для выпускников с ОВЗ, а также образцы ЭМ представлены в спецификациях к материалам устного и письменного экзаменов.

Сегодня делается все возможное для того, чтобы трудности, связанные с ОВЗ, не влияли на образовательные и карьерные амбиции молодых людей. Воспользовавшись на ОГЭ дополнительными правами, предоставленными законодательством, участники с ограниченными возможностями здоровья могут получить на экзамене справедливые баллы, которые не испортят аттестат.

Особенности проведения ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды могут сдавать ГИА в форме Государственного выпускного экзамена - ГВЭ. В таком случае ГИА проводится в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов. ГВЭ по их желанию по всем учебным предметам может проходить в устной форме. Указанные обучающиеся имеют возможность по своему желанию сдавать отдельные учебные предметы в порядке, предусмотренном для всех - в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
()

Дети с ОВЗ могут претендовать на особые условия при сдаче экзаменов, в том числе имеют право выбрать форму основного государственного экзамена по всем или по отдельным учебным предметам, которые указываются участником ГИА в заявлении, которое он подает в образовательную организацию до 1 марта.

При подаче заявления на сдачу ГИА обучающимся с ограниченными возможностями необходимо предоставить копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды должны предоставить оригинал или заверенную копию справки об инвалидности, выданной медико-социальной экспертизой.

Для учащихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, ГИА организуется на дому.

Какие условия должны быть созданы при проведении ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

Особые условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • для обучающихся по состоянию здоровья на дому продолжительность основного государственного экзамена увеличивается на 1,5 часа;
  • образовательная организация оборудуется с учетом индивидуальных особенностей таких учащихся;
  • материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Указанные требования распространяются как на обучающихся в данный момент, так и на выпускников прошлых лет.

Для обучающихся и выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, организуется проведение ГИА в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей, помогающие занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.

Указанные обучающиеся, выпускники прошлых лет с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе сдачи экзамена необходимыми им техническими средствами.

ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.

Особые условия для слабослышащих

Для слабослышащих экзаменуемых аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Для глухих и слабослышащих экзаменуемых при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.

Для слепых экзаменуемых:

  • экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.

Особые условия для слабовидящих

Для слабовидящих экзаменуемых экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. Копирование экзаменационных материалов происходит в день проведения экзамена в присутствии руководителя ППЭ и членов ГЭК.

При сдаче ГИА в форме ЕГЭ, ответы на задания экзаменационной работы, выполненные слепыми и слабовидящими экзаменуемыми в специально предусмотренных тетрадях и бланках увеличенного размера, а также экзаменационные работы, выполненные на компьютере, в присутствии членов ГЭК переносятся ассистентами в бланки ЕГЭ.

Особые условия для обучающихся с нарушениям опорно-двигательного аппарата

Для обучающихся, экзаменуемых с нарушением опорно-двигательного аппарата письменная экзаменационная работа выполняется на компьютере со специализированным программным обеспечением.

Во время проведения экзамена организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

Для родителей выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ОГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).

Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.

После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ОГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ОГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.

Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!

Особенности проведения ОГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора.

Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации.

На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.

В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовые документы

Приказ Минобрнауки России №1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» - СКАЧАТЬ

Приказ № 10 от 16 января 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394» - СКАЧАТЬ

Приказ Минобрнауки РФ №46 от 03.02.2015 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году»

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте тренировочные сборники экзаменационных заданий для подготовки к государственному выпускному экзамену (ГВЭ-9 и ГВЭ-11) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов.

Сборники заданий охватывают 11 предметов: русский язык, математика, литература, английский язык, история, обществознание, география, биология, химия, физика и информатика.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды имеют право добровольно выбрать, в какой форме они буду проходить государственную итоговую аттестацию – в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), единого государственного экзамена (ЕГЭ), либо государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

В отличие от ОГЭ и ЕГЭ, государственный выпускной экзамен проводится в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.

Для участников с ОВЗ предусмотрены особые условия сдачи экзаменов, включая помощь ассистентов и использование специальных технических средств. Экзаменационные пункты для них организуются не только в школах, но и в больницах, и на дому.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила видеоролик, рассказывающий об организации единого государственного экзамена для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов.

Обучающиеся с ОВЗ имеют право добровольно выбрать, в какой форме они буду проходить государственную итоговую аттестацию – в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

Между тем из года в год все больше участников, имеющих проблемы со здоровьем, выбирают не облегченную форму экзамена, а хотят сдавать ЕГЭ. В 2016 году единый госэкзамен сдавали почти 6 тысяч лиц с ОВЗ. «Рособрнадзор постоянно ведет работу по созданию комфортных условий прохождения итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Для многих из них учеба становится хорошим стимулом к жизни, позволяет заполнить ее чем-то интересным, поиском знаний, изучением окружающего мира. Нам важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться и сдавать экзамены, как и их здоровые сверстники», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Видеоролик рассказывает, какие условия создаются при сдаче ЕГЭ для лиц с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников и других категорий обучающихся с ОВЗ, какие дополнительные права они имеют, как подать заявление на участие в ЕГЭ, если у выпускника имеются проблемы со здоровьем, как должен быть оборудован экзаменационный пункт и что можно взять с собой на экзамен.

Ознакомиться с видеороликом можно

Выпускники с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки развития как физические, так и психические. К ним в том числе относятся люди, которые совсем не слышат или частично утратили слух, слепые и которые слабо видят, имеющие тяжелые нарушения речи, а также опорно-двигательной системы и другие.

После 9 класса выпускники, имеющие ОВЗ, могут самостоятельно определиться с форматом выпускных экзаменов. Они могут остановить свой выбор на основном государственном экзамене или государственном выпускном экзамене.

Для выпускников с ОВЗ приняты специальные правила по сдаче ГИА. При определении условий учитываются особенности психофизического развития выпускника, его индивидуальные возможности и состояние на момент сдачи экзамена. При этом при подаче заявления для участия в ГИА выпусник должен также подать медицинский документ, который подтверждает информацию о состоянии здоровья участника. Это может быть заключение, выданное специальной комиссией, или справка, подтверждающая установление группы инвалидности.

Помещения, в которых сдаются экзамены, должны быть оснащены специальными приспособлениями: пандусами, лифтами, должны иметь расширенные дверные проемы и т.д. Если лифта в помещении нет, аудитория должна находится исключительно на первом этаже.

На экзамене должно быть обеспечено присутствие ассистентов, которые смогут оказать помощь участнику в зависимости от его особенностей: помогут занять рабочее место, прочитают задание и прочее.

Если у участника ГИА с ОВЗ есть потребность в использовании технического средства, он может им пользоваться. Воспользовавшись калькулятором "Шкала перевод баллов ГИА " на нашем сайте, вы сможете перевести баллы ГИА в оценку по пятибалльной шкале и наоборот.

Особенности организации экзаменов

Для выпускников с проблемами слуха:

  • аудитория должна быть оснащена специальной аппаратурой, которая усиливает звук;
  • возможность привлечения сурдопереводчика;
  • возможность проведения экзамена в письменном виде.

Для выпускников, которые не видят :

  • материалы, которые используются во время экзамена, оформляются специальным шрифтом или в электронном виде;
  • работа на экзамене выполняется шрифтом Брайля или набирается на ПК;
  • выпускники обеспечиваются всеми необходимыми принадлежностями для подготовки работы;
  • возможность проведения ГВЭ в устном виде.

Для слабовидящих выпускников:

  • материалы предоставляются в увеличенном масштабе;
  • обеспечивается индивидуальное усиленное освещение и наличие увеличительных устройств.

Для лиц, имеющих нарушения опорно-двигательной системы:

  • обеспечение ПК со специальным программным обеспечением, которое позволит выполнить письменное задание;
  • возможность сдачи экзаменов в устном виде.

В процессе сдачи экзамена для выпускников с ОВЗ организовываются приемы пищи и предоставляются перерывы для того, чтобы они могли пройти необходимые медицинские процедуры. При этом длительность экзамена увеличивается на 90 минут.

Для обучающихся, которые не могут прийти в ППЭ для сдачи экзамена, он проводится на дому.