Профессия политолог. Коротко о главном. Политолог - это кто? Где учатся на политолога? Политические университеты

Политика, как одно из самых противоречивых "изобретений" человека, всегда была и будет неотъемлемой сферой жизни социума, в любой из стран мира. Она непосредственно касается многих процессов жизнедеятельности, в том числе общественно-экономических, образовательных, культурных, исторических и многих других. Кроме того, следует отметить, что в повседневной жизни понятие "политика" для многих людей есть явлением "негативным". Более того, многие считают профессии, связанные с политикой, грязным и ничем не оправданным, аморальным трудом.

Особенности профессии политолог

Кто же эти загадочные люди? Какие они эксперты, профессионалы, аналитики? В чем заключается предмет их профессии и какие задания на них возложены? Если политик - это человек, который делает политику, то политолог - это человек, который сможет дать оценку политическим деяниям политика. Собственно говоря, в рядах политических деятелей, очень мало настоящих специалистов, профессионалов политологов, но они, конечно, есть. Интенсивность их труда в большей мере зависит от существующей политической ситуации в стране. Кроме политических субъектов, к помощи политологов очень часто прибегают СМИ. Политолог является своеобразным связующим между медиа-средствами и сферой политики

Деятельность политолога имеет чёткую направленность. Он оценивает аспекты развития политического процесса в историческом контексте, учитывает традиции, современные тенденции и политическую культуру. Выходя из этого политолог может дать эффективную оценку явлению, которое исследуется, а также сделать прогноз развития политических процессов.

Отдельно стоит остановиться на политическом нейтралитете политолога. Лишь объективность и беспристрастность от разного рода политических заказов и проектов, могут говорить о его высокой квалификации и профессионализме. Правда в большинстве случаев именно за счет последних в основном и выживает политолог.

Востребованность профессии политолог

Специализация политолог довольно сильно распространена в ВУЗах которые имеют гуманитарный уклон. Но востребованность в этой профессии не столь велика. Многие политологи непосредственно по своей профессии не работают. Но она сильно связана с юриспруденцией, политэкономией, философией, журналистикой. Именно в последней, по статистике, работает очень много людей с квалификацией политолог. Востребованность в квалифицированных политологах очень сильно возрастает накануне избирательной компании. Они могут принимать участие в политическом маркетинге, менеджменте, консалтинге, разрабатывать разного рода политтехнологии, проводить исследования и многое другое.

Плюсы профессии политолог

Политологи высшего эшелона работают в центральных органах государственной власти. Это именно они занимают многочисленные должности советников и помощников депутатов, дают им советы, а иногда и пишут речи для первых лиц государства.

Эти люди не только изучают общественные веяния, но в какой-то мере и сами делают политику. Но круг специалистов такого высокого уровня очень узок. Это закрытая профессия и на такие должности не набирают кадры по объявлениям в газетах.

Начинающий политолог, который только окончил институт, может работать журналистом и писать статьи о политике, или в организации занимающейся социальными опросами. Политологи также могут трудиться в центральных офисах политических партий или их региональных представительствах.

Для людей этой профессии есть своя ниша и в экономической отрасли: они могут работать в консалтинговых агентствах бизнес консультантами. И на основе своих исследований и прогнозов, давать советы предпринимателям, куда стоит или не стоит инвестировать активы.

Построить успешную карьеру политолога можно работая в НИИ, начиная с младших должностей и постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Ярким подтверждением этому может стать рейтинг политических экспертов, составленный российскими журналистами. На первых местах оказались:

  • Евгений Минченко , который руководит центром политической экспертизы
  • Михаил Виноградов , возглавляющий фонд «Петербургская политика»
  • Дмитрий Орешкин , работающий в аппарате президента и
  • Станислав Белковский заместитель директора в Центре политтехнологий

Минусы профессии политолог

Главный недостаток профессии политолог заключается в том, что далеко не всегда можно открыто донести свое мнение до общественности. Все газетные публикации и телевизионные передачи проверяются на предмет политкорректности редакторами, а иногда и госслужбами.

Работая в какой-либо политической партии, политолог вынужден подчиняться её регламенту. Так или иначе, всегда есть какие-то рамки, которые значительно ограничивают свободу действий.

Ещё один недостаток такой работы – невозможность быстро подняться по карьерной лестнице. Ведь главный критерий хорошего политолога его мудрость и профессиональный опыт, поэтому знаменитые политологи, практически всегда люди уже с сединой в волосах.

Политологи не всегда работают на стороне действующей власти. Иногда советников высшего руководства страны подкупают или они изначально приходят на эти должности с не совсем чистыми помыслами.

Политологи бывают разные, не мешайте всех в кучу.

Есть ученые. К ним стоит прислушиваться, они часто проводят серьезные исследования электорального поведения, государственных механизмов, международных отношений, причин конфликтов. Конечно, большую роль играют известность (с этим сложно), цитируемость, количество работ в важных журналах и место работы (университет, институт, организация). Зачем? Во-первых, научная мысль зачастую красива сама по себе. Во-вторых, выполненный ими труд может повлиять на ваше поведение и принятие решений. Для тех, кому интересна социология, экономика, право и сфера управления в целом.

Политтехнологи/политконсультанты. Ближе к PR, прессе и менеджменту, возможно, психологии. Если вы уверены в честности с такими людьми, вы можете поучиться у них работе с общественным мнением, изучению потребностей другого человека, составлению портретов и расшифровке их истинных намерений через слова и действия, Более чем актуально, но специфично для регионов/стран/политических режимов/ценностных ориентиров. Объективных истин здесь не найти, зато можно выведать некоторые тайны относительно популярных личностей.

Полит.управленцы. Те, кто берут материал первых и являются клиентами вторых (часто, но не всегда). С ними сложнее всего, потому что они обычно ограничены незаметными глазу стороннего, непричастного к определённой информации, наблюдателя. Стоит читать их слова и пытаться понять мотивации, попробовать самим предсказать будущее.

Полит.философы. По-моему, лучшие люди. Смежная область, ими могут быть представители перечисленных сфер. Их задача - выложить свои идеи и видение происходящих процессов. Не ждите сухой статистики и цифр, ведь они говорят и пишут о том, что должно делать и сообразно с чем. Учиться стоит мастерству доказательства своей позиции и критики чужой. Еще их просто увлекательно считать, потому что их труды касаются наиболее важной части вашего сознания - ценностей, которые можно по итогу пересмотреть или утвердить. Полезно ли это? Так же, как любая другая литература.

На мой взгляд, да. Не припомню ВООБЩЕ НИ ОДНОГО случая, когда прогнозы какого-нибудь известного политолога сбылись хотя бы по отдельно взятому вопросу хотя бы наполовину. Если говорить про серьёзные проблемы. А кто выиграет выборы - любой дурак предсказать сможет, если у него на руках будет статистика опросов.

Для чего тогда эти политологи существуют? Да чтобы с умным и компетентным видом перед камерами и микрофонами рассуждать, рассыпаясь в специальных понятиях и терминах, на те темы, которые стоят на повестке дня. Людям хочется, чтобы кто-то им вот так рассказал и показал, если сами разобраться не могут. Причём большинство из них - популисты, и говорят именно то, что хочется услышать.

Это про тех, что появляются в телестудиях, и на пресс-конференциях. ВУЗовские политологи - вообще несколько рафинированная, живущая в своём собственном мире. У меня была политология, а потом даже некоторое время пробовал учиться в аспирантуре именно политологии. На меня произвёл некоторое впечатление преподаватель П.П.П (возможно, кто-то поймёт по аббревиатуре, о ком идёт речь)). И тогда у меня совпадали, в целом, с ним политические взгляды. Убеждённый коммунист, и даже сталинист. Хорошо подкованный в излагаемом им материале, он выгодно отличался от историков-демократов, что никогда не допускал неточностей в изложении отдельных фактов. По сути дела то, что он излагал, было чистой воды теорией диалектического материализма и политэкономии советских времён. При этом, не забывая опускать конкурирующие школы. На какое-то время я даже "уверовал".

В аспирантуре, однако, понял, что это всё не о чём. Все темы, которые можно было выбрать, казались абсолютно бессмысленными. И обстановка и умонастроения у преподавателей-политологов были абсолютно архаичными, как будто закрытыми специальным панцирем от внешнего мира. По сути дела то, что они говорили о глобальных мировых событиях, и то, чему учили студентов, никак не могло повлиять на судьбы мира. С помощью этого нельзя было ни пахать, ни сеять. Голая академическая наука, имеющая довольно мало связи с реальностью. Поэтому вскоре оттуда ушёл. Дальнейшая перспектива была бы или учить студентам таким же бессмысленным (и на самом деле, глубоко субъективным) вещам, или же прорваться на в Масс-Медиа, и чесать языком о том, что возможно будет.

Историки в отличие от политологов говорят, говорят, как правило, лишь о том, что реально было. Опираясь на источники и найденные артефакты.

70% телевизионных политологов - это люди, которые пришли со смежных наук. Социологии, историки, юристы и т.д. политологическая школа в России не развивалась очень долго, почти все ученые, называющие себя политологами в возрасте старше 40 лет - это те люди, которые просто сменили профиль.

На самом деле, чтобы быть политологом нужно учится у политологов.

Ответить

Политологи и политтехнологи, которые тоже чаще всего по образованию политологи, консультируют органы власти, политиков, стоят за их избирательными программами. За эти консультации они рубят огромные бабки. И это очень закрытая сфера, в которую очень сложно попасть, и простой человек, скорее всего, не будет ничего о ней знать. А те эксперты что выступают по телевизору это чаще всего не политологи, а "умные ученые", с помощью которых подкрепляется какое-то мнение. И да, спрогнозировать как пройдут выборы-то любой дурак может, когда в стране электоральный авторитаризм. А залог демократии-то как раз-таки в том, чтобы правила игры были известны, а результат неизвестен. Поэтому так только у нас. Более того, головы в партиях могут послетать и из-за полупроцентного упущения. К тому же, есть еще регионы, где огромные дела делаются. Федеральный уровень, это, конечно, важно, но это дай бог если одна десятая часть российской политики.

Ответить

Прокомментировать

Политология даже не так специальность, как наука. Причем довольно обширная и с долгой историей. И как по мне - полезная. Человек изучавший политологию разбирается в политике и устройстве государства, что дает ему преимущество не быть обманутым и оболваненным.

Ранее этот государственный стандарт имел номер 020200 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

_________________

В.Д. Шадриков

Номер государственной регистрации

49 гум./ сп.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 020200 Политология

Квалификация - политолог

Вводится с момента утверждения

Москва, 2000 г

.
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
  • 020200 Политология

    1.1.Специальность утверждена

    приказом Министерства образования РФ от 02.03.2000 № 686.

    1.2. Квалификация выпускника -

    политолог

    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки политолога по специальности 020200 Политология при очной форме обучения – 5 лет.

    1.3. Квалификационная характеристика выпускника

    Специалисты политологи осуществляют профессиональную деятельность в следующих областях: в политической науке, в системе общего и специального образования, в практической политике. К объектам профессиональной деятельности специалиста-политолога относятся образовательные и научно-исследовательские институты, органы государственной власти и местного самоуправления, консультационные центры, общественно-политические организации. Специалист-политолог реализует следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, организационно-политическую, консультационную и преподавательскую (в высшей школе).

    Возможности продолжения образования выпускника, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 020200 Политология.

    Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

    2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

    2.1. Предшествующий уровень образования –

    среднее (полное) общее образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

    3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020200 Политология

    разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки политолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. Основная образовательная программа подготовки политолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Основная образовательная программа подготовки политолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

    цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

    цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

    цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

    цикл ДС - дисциплины специализации;

    ФТД – факультативные дисциплины;

    Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки политолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

    4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПОЛИТОЛОГА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    020200 Политология

    Наименование дисциплин и их основные

    разделы

    Всего часов

    Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

    Федеральный компонент

    Иностранный язык

    Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

    Физическая культура

    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

    Отечественная история

    Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

    Культурология

    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

    Правоведение

    Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

    Психология и педагогика

    П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид , личность, субъект , индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

    П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

    Русский язык и культура речи

    Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

    Социология

    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект . Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

    Философия

    Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

    Экономика

    Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

    Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом.

    Общие математические и естественнонаучные дисциплины

    Федеральный компонент

    Математика и информатика

    Аксиоматический метод, основные математические структуры, вероятность и статистика, математические модели, алгоритмы и языки программирования, стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности, основные понятия и методы защиты информации, компьютерный практикум.

    Концепции современного естествознания

    Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; эволюция Земли и современные концепции развития геосферных оболочек; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

    Дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО

    Экология

    Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

    Национально-региональный (вузовский) компонент

    Общепрофессиональные дисциплины специализации

    Федеральный компонент

    История политических учений

    Предмет, периодизация и методологические проблемы истории политических учений; политико-правовая традиция Древнего Востока и античности, Средних веков и Возрождения; политические учения Нового времени; основные школы и направления политической мысли ХХ века; российская политическая мысль; основные этапы возникновения и развития политологии; история политической науки в Северной Америке; основные этапы развития западноевропейской политологии; политическая наука восточноевропейских стран; политическая наука в афроазиатских странах ; политические науки в России и странах СНГ.

    Политическая история России

    Особенности российской политической традиции; основные факторы, этапы и характеристики становления и развития российской государственности; типология включения в состав России различных регионов и народов и исторические особенности развития страны как многонациональной державы; власть и собственность в отечественной политической традиции; реформы и контрреформы в политической истории России; народные движения, политическая борьба и политические идеологии в российской истории; советская модель общества в политической истории ХХ века

    Теория политики

    Предмет и метод политологии, теория власти и властных отношений, политическая жизнь, ее основные характеристики, политическая система, институциональные основания политики, политические отношения и процессы, субъекты политики (сущностная характеристика, типология, иерархия), политическое лидерство и политический стиль, политическая культура, политические идеологии, теория политических изменений.

    Сравнительная политология

    История, предмет, методология и понятийно-категориальный аппарат; основные школы и направления; типология политических систем и режимов; современные политические культуры (сравнительный анализ); модернизация в сравнительно-политологических исследованиях; политическая жизнь России в системе компаративистских измерений.

    Политическая философия

    Предмет и метод политической философии; политическая онтология; политическая антропология: характеристика человека политического; политическая эпистемология: специфика познания политических процессов; политическая праксеология.

    Политическая социология

    Методы концепции и понятийный аппарат политической социологии; специфика социологического анализа политической жизни; субъекты и формы проявления политической жизни; социологический анализ политической жизни; политические изменения: социологическая характеристика.

    Политическая психология

    Предмет и метод политической психологии, основные школы и концепции современнойполитической психологии (бихевиоризм, когнитивизм и др), формальные и неформальные структуры, макро- и микроуровни (политико-психологический анализ), политические процессы в политико-психологическом измерении, психологический фактор в технологиях политического действия

    Политические отношения и политический процесс в современной России

    Исторические предпосылки возникновения и особенности поли-тической системы современной России; политическая стратификация и политическая модернизация; развитие государственных институтов России; роль социальных, этнических и конфессиональных групп в политическом процессе России; политические партии, элиты и лидерство; механизм становления гражданского общества в России; политические идеологии современной России.

    Мировая политика и международные отношения

    Теоретические школы в исследовании международных отношений; соотношение внутренней и внешней политики; участники международных отношений; международные системы, международные взаимодействия (конфликты и сотрудничество), альтернативы нового мирового порядка; Россия в мировом политическом процессе.

    Политический анализ и прогнозирование

    Особенности методологии политического анализа. Методы политического анализа. Прогнозирование и моделирование политического процесса (специфика, технология, инструментарий). Политический маркетинг.

    Политический менеджмент

    Политический менеджмент: принятие и реализация политических решений, политическая социализация и мобилизация, политическое участие, политическая реклама, политическое консультирование, лоббирование, переговоры, технология избирательных кампаний.

    Основы безопасности жизнедеятельности

    Национально-региональный (вузовский) компонент

    Дисциплины и курсы по выбору студентов,

    устанавливаемые вузом

    Дисциплины специализации

    Федеральный компонент

    Политическая конфликтология

    Конфликты как явление общественной жизни. Типология конфликтов. Особенности политических конфликтов. Причины политических конфликтов. Предупреждение политических конфликтов. Инициирование, регулирование и разрешение политических конфликтов: методология, методика и процедуры. Политические конфликты в современной России.

    Государственная политика и управление

    Государственная политика: сущность и виды; механизмы разработки государственной политики; политика и управление; власть и управление; теории государственного управления: административное государство, государственный менеджмент, неоинституциональное государственное управление; теории бюрократии, всеобщности административного управления; управление и самоуправление; соотношение государственного и муниципального управления; мировой опыт и российская специфика государственного и муниципального управления.

    Политическая регионалистика

    Предмет и метод политической регионалистики; субъекты ре-гиональной политики; федерализм (типология, принципы, на-циональные особенности); отраслевой и территориальный принципы управления и их отражение в политических системах; регионалистика и территориальные движения современности; подсистемы региональной политики: экономическая, демографическая, эко– , этно- и геополитика; политическая регионалистика в российском измерении.

    Этнополитология

    Предмет и метод этнополитологии, основные направления и концепции этнополитологии, этнополитологические измерения системы международных отношений, национализм в современном мире, этнополитические проблемы современной России.

    Национально-региональный (вузовский) компонет

    Факультативные дисциплины

    Военная подготовка

    Всего часов теоретического обучения: –8100 часов.

    5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

    ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    020200 Политология

    Срок освоения основной образовательной программы подготовки политолога при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
    • теоретическое обучение,

    включая научно-исследовательскую работу студентов,

    научно-исследовательскую

    и производственную практики: 150 недель

    • экзаменационные сессии 36 недель
    • педагогическая практика: не менее 12 недель
    • итоговая государственная аттестация,

    включая подготовку и защиту

    квалификационной работы: не менее 14 недель

    • каникулы

    (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 48 недель.

    Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки политолога по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

    6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И

    УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020200 Политология

    6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки политолога

    6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки политолога на основе настоящего государственного образовательного стандарта, и рекомендаций УМО Университетов России по направлению 020200 Политология (в блок профессиональных дисциплин УМО рекомендует включить политическую антропологию, политическую этику, историю и теорию политических институтов, историю международных отношений).

    Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения

    студентом.

    Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

    По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

    Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

    В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин специализации.

    6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

    изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

    формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.

    Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут

    предусматриваться с учетом пожелания студентов;

    осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

    устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

    устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;

    реализовывать основную образовательную программу подготовки политолога в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.

    Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет

    . Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

    6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

    Реализация основной образовательной программы подготовки политолога по специальности 020200 Политология

    , должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью;

    Лекционные курсы по всем общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специализации, входящим в федеральный компонент, должны читаться преподавателями, имеющими научную квалификацию, не ниже степени кандидата наук и систематически занимающимися научно-исследовательской работой по соответствующей дисциплине. 20% преподавателей по этим дисциплинам должны иметь степень доктора наук.

    Реализация основной образовательной программы должна, как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз имеет право привлекать для чтения курсов, входящих в федеральный компонент, до 25% преподавателей сторонних организаций

    6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

    Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы подготовки политолога включает в себя:

    • учебный план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного образовательного стандарта;

    рабочие планы на каждый год обучения;

    • утвержденные вузом (факультетом) программы общих курсов федеральной, национально-региональной компонент и курсов по выбору студентов по всем циклам дисциплин, а также утвержденные кафедрами программы специальных курсов;
    • утвержденные вузом (факультетом) положения о курсовой работе, выпускной квалификационной работе политолога, государственном экзамене и педагогической практике, а также перечень тематики курсовых работ и выпускных квалификационных работ;
    • наличие компьютерного класса, доступного студентам и позволяющего каждому из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год;
    • наличие доступного для студентов выхода в систему Internet.
    • наличие в библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по всем дисциплинам настоящего государственного образовательного стандарта в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента;
    • наличие в библиотеке вуза произведений классиков мировой политической мысли в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента, а также политологических журналов академических институтов, "Вестников" классических университетов (сер. – Политические науки) и региональных политологических журналов.

    6.4. Требования к материально техническому обеспечению

    учебного процесса

    Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу политолога, должно располагать материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам.

    6.5. Требования к организации практик

    . Научно-исследовательская практика включает в себя:

    – написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы;

    – освоение работы с библиотечными каталогами;

    – обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet;

    – участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;

    – освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем;

    . Производственная практика организуется после завершения третьего или в процессе четвертого года обучения и направлена на получение практических навыков в соответствии с видами предполагаемой профессиональной деятельности: организационной, управленческой, исследовательской. Завершается практика письменным отчетом и рефератом в соответствии со сферой прохождения практики. По результатам практики выставляется зачет. Педагогическая практика организуется, как правило, на пятом курсе под руководством научного руководителя. Она включает предоставление возможности каждому студенту освоить соответствующую образовательно-профессиональную программу педагогического профиля, дающую возможность получить квалификацию "Преподаватель политических наук". Педагогическая практика может выражаться в проведении под контролем руководителя семинарских занятий, участии в подготовке методических материалов, в работе приемной комиссии и т.п. Практика заканчивается обсуждением на кафедре ее результатов и выставлением итоговой оценки.

    7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020200 Политология

    7.1. Требования к профессиональной подготовленности

    специалиста

    Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

    Выпускник должен:

    • уметь определять специфику политической среды и деятельности "человека политического", их влияние на развитие общества и отдельных его компонентов;
    • владеть пониманием мировоззренческого уровня политики, основ политической философии, взаимосвязи политики и идеологии, политики и культуры;
    • знать понятийно-категориальный аппарат и методологию политической науки, основных отраслей (направлений) политического знания, владеть инструментарием политического анализа и прогнозирования;
    • знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политического знания, его экспертные, прогностические и иные функции, понимать роль политической науки в подготовке и обосновании политических решений;
    • уметь выделять инструментальные и внеинституциональные аспекты политики, рациональное и нерациональное в ней;
    • владеть методикой и техникой эмпирических политических исследований, уметь применять эти знания для решения теоретических и прикладных задач.
    • знать основные разновидности современных политических систем и режимов;
    • владеть кругом проблем, относящихся к человеческому измерению политики, специфике политической социализации личности, политической этике, критериям и методам гуманизации политики, соотношению сущего и должного, общего блага и индивидуального интереса;
    • уметь работать в коллективе, принимать управленческие решения в условиях конфликтных ситуаций;
    • понимать специфику основных этапов политической истории России и мирового политического процесса; уметь использовать знание политической истории для анализа современной политической ситуации в стране и мире.
    • Иметь представление об основных теоретических концепциях мировой политики и международных отношений.
    • Уметь анализировать международные политические процессы, геополитическую обстановку, проблемы, относящиеся к месту и статусу России в современном мире;
    • Владеть знанием "о мире политического" в его соотнесенности с гражданским обществом, экономикой, социокультурной системой.

    7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

    Итоговая государственная аттестация политолога включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

    Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности политолога к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

    По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру.

    Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

    Требования к дипломной работе специалиста.

    Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи. Она должна представлять собой самостоятельное исследование, в котором на основе полученных знаний по общепрофессиональным дисциплинам, а также на основе знаний по узкой специализации, выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение.

    Конкретные требования к содержанию, объему и структуре дипломной работе определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 020200 Политология и методических рекомендаций УМО по образованию в области Политологии

    Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляетдля специалиста не менее четырнадцати недель.

    Требования к государственному экзамену

    Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 020200 Политология определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области Политологии, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 020200 Политология.

    Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой формируется из ведущих преподавателей вуза по политологии. Фонд оценочных средств государственного экзамена формируется вузом и должен включать в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим в цикл общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, входящих в федеральный компонент, настоящего государственного образовательного стандарта.

    СОСТАВИТЕЛИ:

    Учебно-методическое объединение по

    образованию в области философии,

    политологии и религиоведения

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 020200 Политология

    Председатель Совета УМО

    В.В. Миронов

    Заместитель председателя Совета УМО

    А.В. Иванов

    СОГЛАСОВАНО:

    Управление образовательных программ и

    стандартов высшего и среднего

    профессионального образования

    Г.К. Шестаков

    Начальник отдела гуманитарного образования

    Т.Э. Петрова

    Сотрудник,

    курирующий данное направление

    В рамках данной дисциплины рассматриваются важнейшие актуальные вопросы подготовки и проведения избирательных кампаний, политических кампаний и политических проектов, а также вопросы партийного строительства. Происходит знакомство с историей избирательных технологий, изучается их развитие в России и за рубежом, методы и формы построения стратегии и тактики в зависимости от модели электората и типа избирательной кампании.

    В содержании дисциплины рассматриваются основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе. Формируется способность анализировать политический процесс в современной России.

    Целью данной дисциплины является дать студентам профессиональные знания, необходимые политологу нового поколения, обучить их не только технике описания прошлого и оценке уже состоявшихся событий, а выработать способность к анализу быстро меняющейся, неопределенной и нередко хаотичной ситуации. Такие же знания дает и второй раздел о политологическом прогнозе, который содержит специальные приемы прогнозирования политических процессов и тенденций.

    В содержании дисциплины подробно рассматриваются представление о менеджменте в системе современной политологии, знание методов принятия и реализации политических решений, умение применять политические технологии, формирование навыков политического консалтинга. Формируется способность к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации.

    Цель освоения данной дисциплины – приобретение студентами необходимых знаний и навыков в анализе причин и условий, способствующих формированию психологической стороны политики и умению выработки предложений по минимизации негативных психологических явлений в политических процессах. Задачи учебной дисциплины «Политическая психология» предполагают изучение психологических особенностей политической деятельности, психологическую составляющую политического поведения масс, политических лидеров, политических элит.

    Целью изучения дисциплины является создание целостного и научно обоснованного представления об эволюции политической истории обществ стран Европы и Америки и формирования основ современной демократии, гражданского общества, рыночной экономики. В содержании дисциплины исследуются связанные с этими процессами противоречия и путях их разрешения. Анализируется ряд ключевых проблем всеобщей истории (включая отечественную историю и историю стран Востока).

    Целями освоения учебной дисциплины «Проблемы обеспечения национальной безопасности» являются формирование интереса к изучению актуальных проблем национальной безопасности, формирование и развитие способностей к аналитическому мышлению, ориентации в современной политической жизни России и мира, умение применять и переоценивать накопленный опыт в свете развития политической науки и изменяющейся практики, эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал в процессе будущей трудовой деятельности.
    В процессе изучения курса учащиеся имеют возможность глубже освоить связи между политикой и национальной безопасностью. Обучающимся дается представление о закономерностях и механизмах обеспечения национальной безопасности России.

    Декан - профессор Шутов Андрей Юрьевич

    О факультете

    Традиция преподавания политических наук в МГУ существует с момента основания университета: среди первых десяти кафедр, созданных в 1755 году по предложению М.В. Ломоносова, была кафедра политики. В первой половине XIX века (1804-1835) в составе Московского университета работал факультет нравственных и политических наук, где велась подготовка студентов по отдельным специализациям: политике, дипломатике, политической экономии и др.

    Современная политология в МГУ преподается с 1989 г. - со времени введения дисциплины в реестр специальностей вузов страны. Около двух десятилетий подготовку политологов осуществляло отделение политологии философского факультета МГУ, что позволило включить в учебный план подготовки специалистов-политологов ряд фундаментальных научных дисциплин, не относящихся к прикладному политическому знанию, но предоставляющих исследователю огромные преимущества.

    На базе кафедр философского факультета, принявших решение выделиться в новое подразделение Московского университета, и был образован факультет политологии МГУ. Решение о создании факультета было принято Ученым советом Московского университета 29 августа 2008 года, а соответствующий приказ был подписан ректором МГУ академиком В.А. Садовничим 10 сентября 2008 года.

    Сегодня факультет политологии готовит высококвалифицированных специалистов по направлениям подготовки «Политология» и «Конфликтология», которые имеют возможность профилироваться на семи кафедрах. Факультет принимает непосредственное участие в совершенствовании федерального государственного образовательного стандарта по направлениям подготовки 41.03.04, 41.04.04 «Политология» и 37.03.02, 37.04.02 «Конфликтология». Отдельная работа ведется по совершенствованию и реализации образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова и реализуемых по основным образовательным программам факультета.

    Результатом плодотворной научной и педагогической работы всего коллектива факультета стало попадание МГУ в ТОП-100 рейтинга QS лучших вузов мира по направлению «Политические науки и международные отношения».

    Образовательные программы факультета политологии


    Отличительной чертой образовательных программ факультета политологии является сочетание классических университетских традиций и передовых образовательных технологий. В процессе обучения студенты приобретают фундаментальные знания в области истории и теории политики, истории социально-политических учений, социологии и психологии политики, сравнительной политологии, российской политики, государственной политики, мировой политики и международных отношений. На основе постоянного взаимодействия с работодателями программы предоставляют широкий спектр возможностей для получения профессионального опыта и трудоустройства выпускников.

    В учебном плане факультета всех направлений подготовки бакалавров представлены такие блоки дисциплин, как:
    Гуманитарные и социально-экономические (два иностранных языка, логика, основы экономической теории, правоведение, теория и практика аргументации, микроэкономика, макроэкономика и др.).
    Естественнонаучные (информатика и основы программирования, математические методы в социальных и гуманитарных науках и др.) Методам и технологиям работы с информацией и цифровыми технологиями в подготовке студентов уделяется особое внимание.
    Общепрофессиональные (теория политики, история политических учений, политическая история России, политические отношения и политический процесс в современной России, политический анализ и прогнозирование, сравнительная политология, избирательные системы и избирательный процесс, мировая политика и международные отношения, политическая философия, политическая психология, политическая социология и др.)
    Дисциплины специализации (государственная политика и управление, политическая конфликтология, политическая регионалистика и др.)


    Факультет политологии успешно реализует весь спектр образовательных программ: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура, повышение квалификации и подготовительные курсы для учащихся школ. В образовательном процессе активно используются инновационные обучающие технологии: мастер-классы ведущих специалистов в области прикладной политологии, деловые игры, круглые столы, научные студенческие проекты с использованием современных интерактивных и мультимедийных технологий.

    Факультет политологии ведет набор и обучает студентов по 4 образовательным программам отделения «Политология» и 1 образовательной программе отделения «Конфликтология»:

    Разрабатывается новая магистерская программа на английском языке - Political Science. International Relations.

    Традиционным приоритетом для факультета политологии является подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в и докторантуре. Обучение осуществляется по направлению 41.06.01 «Политические науки и регионоведение».

    Факультет политологии уделяет большое внимание различным формам дополнительного образования. Так, сотрудниками факультета ведется работа по подготовке абитуриентов к сдаче ЕГЭ и ДВИ в рамках и .

    Для повышения профессионального уровня работников различных организаций и структур на факультете созданы и реализуются . Целью обучения на программах повышения квалификации является получение слушателями дополнительных знаний, изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности, с учетом международных требований и стандартов.

    Большое внимание на факультете уделяется учебным практикам. На старших курсах студенты бакалавриата проходят практику в подразделениях администрации Президента России и аппарата Правительства России, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органах государственной власти регионального и муниципального уровня, в аппаратах политических партий и общественных организаций, информационно-аналитических и PR-подразделениях ведущих российских бизнес-корпораций, политических и консалтинговых агентствах, средствах массовой информации, международных организациях.


    Факультет политологии - уникальная образовательная площадка, объединяющая в себе традиции классического университетского образования и международный опыт изучения преподавания политической науки. А это невозможно сделать, будучи не включенным в мировое академическое сообщество. В настоящий момент у факультета политологии заключен ряд международных договоров о межвузовском сотрудничестве более чем с 20 ведущими научно-образовательными центрами мира.

    Умения, навыки и компетенции, полученные студентами факультета политологии, позволяют им стать востребованными конкурентоспособными специалистами, которые смогут найти себе применение в широком спектре профессиональных областей.