Творчество как проявление лучших качеств личности эссе. Творческое эссе «Личность педагога: становление в наши дни. Творчество. Отношение к творчеству в разные времена

Салтыкова Екатерина Владимировна
Эссе «Воспитатель-творческая личность»

Каждый воспитатель должен иметь качества, которые выделяют его в обществе. Воспитатель является примером для подражания. Чтобы быть примером для детей и взрослых, нужно очень много и плодотворно работать. Порой приходится жертвовать своим личным временем . Поиск нового, инициативность и творческая деятельность являются приоритетными направлениями в моей работе. Заниматься самообразованием, работать со всей отдачей и требовать от себя больше и больше – так я вижу потребность сегодняшнего дня и пытаюсь быть на шаг впереди. Педагогам необходимо оттачивать свое мастерство, используя все достижения в науке и образовательной практике. Пользоваться всеми возможными инновационными технологиями. Воспитателю нужны навыки из различных сфер , чтобы передавать их воспитанникам , и помогать им раскрыть окружающий мир. Ребенок должен развиваться в соответствии современному времени. Воспитатель сегодня – это педагог, объединяющий в себе и психолога, и актера, и режиссера, и друга, и т. д. Творческий потенциал детей напрямую связан с творческими способностями воспитателя , в связи с этим и нужно способствовать максимальному творческому развитию педагога.

Воспитатель сегодня - это творческий педагог, который применяет в своей деятельности все новейшие разработки. Для более эффективного воспитательного процесса необходимо заниматься поиском новейших методов, с помощью которых возможна передача знаний от педагога воспитанникам . В своей педагогической деятельности я часто пользуюсь методикой М. Мантессори, сказкотерапией, изотерапией.

На занятиях помимо обычной лепки, аппликации, и рисования, дети в нашей группе учатся и другим техникам творчества, набрызгиванию, рисованию крупой, пальчиковому рисованию. Очень важное значение имеет обустройство предметно-развивающей среды. Я стараюсь красиво оформить все уголки группы, у нас имеется уголок для дидактических игр, уголок природы, музыкальный уголок, уголок ряжений, стенд для детских рисунков, очень многое сделано своими руками. Мне нравится заниматься рисованием, лепкой, шитьем, мастерить и эти качества передаю и своим воспитанникам .

В работе воспитателя необходимо быстро находить подход к любому ребенку, определять индивидуальные особенности и способности детей. В профессии воспитателя нужно быть творческой личностью , без энтузиазма и азарта заинтересовать детей очень сложно.

Я стараюсь участвовать во всех мероприятиях в нашем детском саду. Мы отмечаем дни рождения детей, участвуем в различных конкурсах . Творчество ведет к новым идеям, новым взглядам, настраивает детей на устремленность к новому, не познанному. Я стараюсь постоянно развиваться творчески сама и открывать творческие способности своих воспитанников .

Воспитатель МАДОУ №28 г . Нижний Новгород

Салтыкова Екатерина Владимировна

Творческое эссе «Личность педагога: становление в наши дни» Посвящается моему учителю истории Ткаликову Артему Валентиновичу Здравствуйте, уважаемые читатели! Ваше драгоценное время занимаю своими чувствами и мыслями, которые пока несвязно возникают внутри меня, когда я слышу слово Учитель. Данная тема представляет для меня некоторую сложность, так как мне нужно изложить свои взгляды относительно такого предмета исследования, как становление молодого учителя, следовательно, становление учителя во мне. А это уже самооценка, взгляд внутрь человека. «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, а другой мыслит и судит его». Эти слова принадлежат М. Лермонтову, и сказаны они были про всех нас на все времена. Мысль, в них выраженная, современна. Это не что иное, как самооценка, самонахождение человека в мире. Так значит, заглянем в этот мир… Жизнь сложна. Чтобы выбрать свой жизненный путь, нужно трудиться не покладая рук, значит надо обладать определенными качествами характера, о которых я и хочу рассказать. Качествами, которые нужно воспитывать в себе всю свою жизнь. Растить их в себе, как добрые зерна. Качествами, которые должны наполнять собой личность того, чье звание высокое и гордое – учить жизни человека! Все начинается с детства… Прекрасная, беззаботная, счастливая пора. Какая девочка в детстве не играла в «школу» и не мечтала стать учителем? Одной из всех девочек на свете была я. С мамой мы придумали свой урок, он назывался урок сказки. Мою кандидатуру, как учителя, одобрили единогласно подружки-ученицы, потому что я с пяти лет читала самостоятельно. Я усаживала их как кукол на диване и мы начинали читать… После прочтения и многоголосого обсуждения мы инсценировали сказки. Сценой была моя детская или лес поблизости дома. Когда мы были по-своему, по-детски уверены, что инсценировка готова, показывали родителям или детворе на улице. С высоты своего скромного педагогического опыта я понимаю, что урок сказки, который мы проводили, был наверняка демократичным уроком: сказку выбирали вместе, вместе же участвовали в постановке, вместе получали одобрение со стороны наших благодарных зрителей. Так, что было дальше? Дальше школа. Любовь к учению, стремление узнавать все новое и новое. Помню свое чувство постоянного голода в знаниях. Всем своим учителям хочется сказать большими буквами СПАСИБО. Спасибо именно за то, что их жизненная дорога пересеклась с моей дорогой. Спасибо за то, что они были замечательными людьми и поэтому делаю им низкий поклон за то, что мой жизненный путь выбран, и дорога, по которой я иду уверенно, эта дорога – моя педагогическая жизнь. Одним из прекрасных педагогов в моей школьной жизни был учитель истории Ткаликов Артем Валентинович, он же директор той маленькой и старенькой школы, которая так гостеприимно встречала нас многие и многие годы. Мне уже не удастся обозначить педагогические технологии, которые он применял на своих уроках, но, то эмоциональное впечатление, которое он оставлял после себя и своих уроков истории – это впечатление у меня останется на всю жизнь. Уроки, как и учителя, бывают разные: интересные и, отнюдь, не очень. Они бывают многогранные, многоаспектные и односложные, бывают поисковые, ищущие и прямолинейные. Уроки Артема Валентиновича были яркими, впечатляющими, запоминающимися. Не знаю, как удержалась в моей памяти его манера раскрывать образы времени, но я до сих пор ловлю себя на том, что подражаю ему, стараюсь мысль передать выразительной и чувственной, правдивой и проникающей. Исторический кружок, который собрал Артем Валентинович, был основан на нашем классе, потому что все до одного историю считали главным предметом в жизни! За два года в кружке мы побывали в Новороссийске, Клайпеде, Риге, Вильнюсе, Талине, Паланге. Нетрудно догадаться, что Прибалтика нам была хорошо знакома. Родной город Омск мы исколесили вдоль и поперек. Не без гордости могу сказать, что готова стать экскурсоводом для гостей моего города, проведу вас по самым интересным местам. И Омск станет для вас незабываемым городом! И за это тоже спасибо моему учителю! И в результате всего вышесказанного – я выбираю профессию учителя, учителя истории и обществознания. Как молодой учитель, понимаю ответственность на моих плечах, но от этого нести становиться не тяжелей, а почетней. Ответственность за то, какими дети выйдут с моего урока, захотят ли вернуться вместе со мной в далекие времена. А что они с собой унесут на своих губах, в своих чутких и еще таких хрупких душах? Наполнится ли их мир ароматом времени, которое изучается на уроке? Эти вопросы всегда подсознательно волнуют меня при подготовке к урокам. Какие мне использовать технологии, чтобы достучаться до их сознания, чтобы они открыли мне свои мысли, чувства? И наконец, какой мне быть личностью, каким человеком, каким учителем? По моему мнению, учитель должен быть Незнайкой, которому интересны в жизни и он сам, и его дети и окружающее многообразие. Учитель – это такой коллаж из разнообразных знаний и интересов, это особый мир красок, музыки и слова. И, думаю, что путь учителя самый широкий путь в жизни. Ведь учитель – это и родитель, и воспитатель, и актер, и pr-менеджер, и психолог, и правовед. А учитель истории и обществознания – это и математик с точностью объяснений, и филолог с чувственностью и эмоциональностью описания, и физик и химик с постановкой опытов, экспериментов и моделированием общественной ситуации. Да, все это объединено одним главным словом – УЧИТЕЛЬ! Сколько нужно читать и смотреть, думать и переживать, чтобы быть достойным войти в класс, где тебя ждут будущие таланты, где на тебя смотрят глаза будущего! Твердо каждодневно убеждена, и что ежечасно свою лепить педагогическую из того сущность богатства, которое учитель нам должен оставлено предшествующими поколениями. Чтобы опыт ранее живущих был полезен в жизни, необходимо пронести все через себя, как через сито: отторгнуть осадок и впитать живую силу знания. Какое богатство представляет собой классика: литература, музыка, живопись, архитектура! Сколько не перелистанных страниц, сколько не увиденных жемчужин, не услышанных шедевров! И на своем опыте убеждаю, что времени не бывает много, чтобы узнать мир. Это я повторяю своим детям, когда пытаюсь убедить в полезности разносторонних знаний, в счастье обладать знанием. Счастье в жизни получить просто, когда знаешь маленький секрет: для чего ты живешь на свете. Этот секрет есть в каждом человеке, и задача учителя помочь ребенку, если не ответить, нет, то задуматься над этим вопросом. Когда я об этом задумалась сама, то начала с книг, которые сейчас во множестве своем составляют понятие «моя настольная книга». Конечно же, это произведения В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, В. Быкова, Б. Васильева, А. Меня, Ф.М. Достоевского, А.И. Солженицына, Б.Л. Пастернака и еще многих и многих других художников слова. Вы спросите меня, нашла ли я свой секрет? Есть ли ответ на главный вопрос? Я чуть позже отвечу на этот вопрос. А сейчас я хотела бы вернуться в тот исторический кружок, который взрастил во мне любовь к истории. Мы собирались в школьном музее, который стал нам гостеприимным хозяином, и ждали, когда же появиться самый интересный человек на свете – наш Артем Валентинович. Дверь открывалась, и на пороге появлялся наш учитель, глаза которого были усыпаны лучиками смешливых морщинок. Я помню, что он нам был всегда рад, наше присутствие вызывало в нем только радость и гордость, что мы, четырнадцать человек, пришли именно к нему, мы ждем от него что-то новое, мы идем за ним, мы ВЕРИМ ему! Так вот, где секрет счастья в моей жизни, ответ на вопрос: зачем я в этом мире. Каждое утро я вижу рассвет – это мне мир улыбается! Новый день встречает меня разной погодой, так и дети у нас совершенно разные. Но я вхожу в класс и улыбаюсь. Меня встречает рассвет нашей жизни – это наши дети! Это глаза из будущего! В связи с последними словами у меня возникла мысль, что школа – это прекрасное место встречи прошлого, настоящего и будущего. И мы, настоящие учителя, должны заслужить встречи с будущим. Мы должны быть современны, социально мобильны, интересны. И главное самоудовлетворение от – постоянное выполненной движение работы, вперед получать и вверх. искру Испытывать зажигания от соприкосновения с нашим будущим. И опять чувствовать дефицит знаний, и опять учиться. Недавно прочла в учительском эссе: современному ученику нужен современный учитель, который должен быть современным учеником! По-моему, очень убедительно. И в заключении, как учитель истории и обществознания, позволю себе внести свое видение российского образования сегодня. Время полноводной рекой перелилось в XXI век. Порог столетий позади. А что будет там, впереди? Что несет новый век нашим детям и детям еще не родившимся? Прогнозирование истории – очень опасное занятие. И все же… Роль образования в современной России не нужно недооценивать. Образование было и останется некой стрелкой компаса, которая поможет пройти по бушующему страстями океану жизни и не перевернуться, не захлебнуться. Лично я все приоритеты, все принципы будущего отдаю в руки образованию. Ничто так не учит быть гражданином своей страны как изготовление на уроках труда кормушек для замерзающих птиц! И никто, кроме учителя начальных классов более ярко не объяснит значение главных слов на земле: мама, семья, Родина. Поэтому образование, я считаю, останется главным штурвалом в жизни гражданина и патриота своей родины. Такими словами я завтра начну урок истории в своих классах. И еще улыбнусь своим детям, как утреннему рассвету!

Пункт 8.1

Как раскрывается проблема творчества в философии?

Раскройте психологическую сущность творчества.

Объясните, что представляет собой творчество как педагогическое явление.

В чем сущность творческого потенциала личности?

Охарактеризуйте личностные качества творческого человека. Приведите примеры известных творцов; покажите, какие из их личностных характеристик считаете наиболее значимыми?

Какие функции выполняет творчество в жизнедеятельности личности?

Пункт 8.2

1. Раскройте суть «опыт учебно-творческой деятельности» школьников и студентов? Какие ее компоненты развиты у вас в наибольшей (наименьшей) степени.

Охарактеризуйте принципы организации образовательно-воспитательной среды школы (вуза), ориентированной на развитие творческого потенциала личности.

Какие технологии развития творческого потенциала в учебно-познавательной деятельности, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

Е.Л. Яковлева рассматривает творчество как реализацию личностью своей неповторимости и уникальности. Разделяете ли вы ее точку зрения? Обоснуйте свою позицию.

Охарактеризуйте личностные качества творческого человека; приведите примеры известных творцов; какие их качества считаете наиболее значимыми.

Творческая направленность личности: в чем ее сущность? Какие из ее характеристик вы высоко (низко) оцениваете у себя?

Процессуальные характеристики творческого акта. Раскройте их. Какие из них вы переживали наиболее четко? Когда это было?

Подготовьте эссе на тему «Жизнь – это творчество».

Вопросы для контрольной самостоятельной работы:

· Напишите эссе на тему: «Что такое творчество для вас?»

· Составьте список ваших любимых произведений искусств и объясните, почему вы их выбрали? Что вас в них привлекло?

Глава 8. ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы .

В.В. Шарапов



8.1. Творчество как педагогическое явление.

Творчество – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворявшую многообразие его потребностей. По мере познания закономерностей окружающего мира возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т. д. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т.д.).

Понятие «творчество» обладает широкой объяснительной силой. Оно трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности.

Сущность творчества относится к числу наиболее сложных проблем, неизменно привлекающих внимание философов, психологов, социологов, антропологов, культурологов, педагогов.

Рассмотрим вначале проблему творчества с позиций философов и психологов. Это поможет на новом материале проследить взаимосвязи педагогики с другими науками и показать ее практико-преобразующую роль в жизнедеятельности человека и общества.

Понимание творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, является общепризнанным. Столь же единодушны исследователи в признании духовно-личностной природы творчества. И. Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ, ученый определял сущность творчества как высшую форму самореализации личности в процессе ее жизнедеятельности.

Творчество осуществляется в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него влияние, обусловленное формами уже созданной культуры. Субъект творчества всегда включен в «разветвленную сеть» современной ему культуры. Поэтому истоки творческих процессов трактовались по-разному в различные исторические эпохи. Так, древнегреческий философ Платон (428-347гг. до н.э.) объясняет творчество как «волевой акт богоподобного человека», для которого потребность постижения мира, его преобразования проявляются как «одержимость».

Эпоха Возрождения, проникнутая безграничной верой в возможности человека, рассматривает творчество как создание произведений искусства.

Будучи разумным и духовным, человек не может не быть творческим. Творческое начало человека проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

В психологии проблема творчества исследуется в двух основных направлениях: 1) изучение свойств личности, включенной в процесс творчества, личности творца; 2) психологический процесс создания (творения) нового, оригинального продукта. Природу творчества определяют как проявление личностных качеств человека, выделяют различия между творческими и нетворческими личностями. Для творческой личности свойственна устойчивая направленность на поиск нестандартных, оригинальных решений. Ее отличает высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть социально и лично значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок.

Психологи выделяют три вида способностей: 1) общие – при помощи которых обеспечивается относительная легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения; 2) специальные – имеющие четко выраженную специализированную направленность (к музыке, к спорту, к математике и т.д.); 3) практические – к ним относят конструктивно-технические, организаторские, исполнительские способности, которые обеспечивают успех в привычной деятельности.

Творческие способности рассматриваются исследователями на нескольких уровнях: генетическом, интеллектуальном, эмоциональном. На генетическом уровне – это личностные качества человека, имманентно присущие ему как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».

«Креативное Я» (теория Альфреда Адлера) – это первопричина движения человека к совершенству; свое совершенство человек творит сам из «сырого материала наследственности и опыта». Развитие человека как творческой личности генетически обусловлено и проявляется в порождении уже ребенком знаков, символов. Поэтому он уже с младенчества выступает как субъект культуры.

Креативность понимается как плодотворность личности, для которой свойственен творческий тип деятельности в любой из сфер, в которые личность включена.

Творческие способности могут проявляться как творческое исполнение кем-то заданной деятельности; в этом случае речь идет о творческом исполнительстве . Исполнение деятельности, алгоритм которой пока неизвестен, определяется как собственно творческая .

В «индивидуальной психологии» А. Адлера творческое «Я» личности рассматривается как основной элемент в жизненном проявлении человека. Творческое «Я» - это высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Более того, «Я» ищет тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невозможно, творческое «Я» старается его создать».

Уникальность человеческой личности проявляется в уникальности системы ее мотивов, ценностей, черт характера. В каждом действии человека запечатлен свойственный только ему стиль жизни, начиная с самого раннего детства.

Основным упражнением, развивающим творческие способности ребенка, он считал следующее: «Пытайтесь каждый день думать, как вы сможете кому-то сделать приятное».

Близка к генетической концепции творчества теория адаптивной функции эмоций Е.Л. Яковлевой. Автор исходит из посыла, что человеку как существу социальному, разумному, духовному и креактивному врождены специфические потребности и способности. Среди них выделяют потребность и адекватную ей способность «достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; проявлять свою активность, равняясь на определенный идеал, эстетические и нравственные ценности. Человеческая субъективность при этом проявляется в эмоциональных реакциях и состояниях, то есть в отношениях к явлениям окружающего его мира, к самому себе и своему месту в мире. Самому человеку эти отношения представляются как чувства; как субъективное отношение к чему-либо, его эмоциональные отношения.

Эмоциональные реакции и состояния могут рассматриваться как самодостаточные проявления индивидуальности – уникальности личности. Они являются «индикатором», указывающим на истинное отношение человека к происходящему, в том числе и к своим успехам, поведению.

Осознание человеком своих истинных чувств, а также сложность их адекватного выражения является непременным условием гармонии человека с окружающим миром; развития его потенциальных творческих способностей.

Интеллектуальная природа творчества и творческой личности в психологии исследуется Д.Б. Богоявленской. Она считает, что системообразующим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. В качестве единицы анализа творческой личности вводится интеллектуальная активность личности (ИАЛ). Интеллектуальная активность включает в себя, во-первых, интеллектуальные способности; во-вторых, неинтеллектуальные, а личностно-мотивационные факторы умственной деятельности. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. История выдающихся деятелей науки, культуры дает тому массу подтверждений.

В таблице 7 представлены качества, отличающие творческих людей.

Таблица 7

Доминирующие качества творческой личности

Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы и методы. Творческий подход к деятельности затрагивает все подсистемы личности и сферы ее жизни. Обращение к творчеству соответствует природной и социальной сущности человека, его потребности в познании и преобразовании окружающего мира, в общении и взаимодействии с другими людьми.

Процессуальные характеристики творчества включают в себя интерес, замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, озарение, решение, проверку. По отношению к себе процессуальные характеристики творчества отражают реализацию человеком своего личностного роста и такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание».

В любом творческом процессе «работают» такие интеллектуальные способности, как способность наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения.

Но поскольку творчество осуществляется в конкретных социокультурных условиях, общий алгоритм творчества всегда спроецирован на конкретную сферу деятельности.

Теперь рассмотрим творчество как явление педагогическое. Как гуманитарный феномен оно представляет собой фрагмент реальной действительности, возникающий там и тогда, где и когда есть отношения «учительства-ученичества», «обучающего-обучающегося», «преподавания – учения».

Педагогическое явление всегда включает такие элементы, как: педагог – учащийся (студент) – средства образования (обучения, воспитания) – среда (культурно-образовательная), в которой это явление разворачивается. С педагогической точки зрения важны ответы на следующие вопросы:

Что представляет собой учащийся (студент) как цель, субъект и объект творчества?

Каков педагог – организатор учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала личности своих учащихся (студентов)?

Какими средствами обеспечивается развитие творческого потенциала учащихся (студентов) в реальном педагогическом процессе?

Какой должна быть культурно-образовательная среда, обеспечивающая развитие творческого потенциала учащихся, их способностей?

Педагогический подход к формированию творческой личности аккумулирует все психологические теории творчества и творческой личности.

Для педагогики как науки о закономерностях развития личности в сфере образования свойственен уход от крайностей, от абсолютизации одной какой-то теории. Она интегрирует конструктивные идеи различных концепций и определяет свой объект исследования. Педагогика в качестве своего объекта исследует творческую направленность личности в любой сфере деятельности. Творческая направленность личности – это совокупность креативных представлений человека о себе и способах их проявлений. Творчески направленной личности присущи такие качества, как:

Активно-преобразовательное отношение к миру;

Чувствительность к проблеме;

Чувство новизны;

Жажда познания;

Способность разрешать противоречия по принципу целесообразности и оптимальности.

Эти качества определяют относительно устойчивое поведение человека в разнообразных жизненных ситуациях.

Для формирования творческой направленности личности учащихся имеются генетические предпосылки, которые в педагогике определяются как ее творческий потенциал.

Творчество, творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. Они осознаются как ценности гуманистической педагогики.

Различают объективное и субъективное творчество. Объективное творчество предполагает создание (творение) качественно нового, оригинального, общественно значимого продукта (новые теории, произведения искусства, научные открытия). Субъективное же творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладение новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижение новых смыслов в прежней деятельности.

Продуктами субъективного творчества в учебной деятельности учащихся являются такие личностные новообразования, как:

Способность открытия нового знания;

Появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

Владение новыми (для личности) способами деятельности;

Импровизационность как способность внезапно принять решение;

Расширение поля интеллектуальной активности;

Креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности личности (мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, нравственно-эстетический, коммуникативный) при условии, что учебно-творческая деятельность поощряется.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов) – это личность, профессионал, осознающий, что творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, и в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в которую всегда включен субъект.

Повышенный интерес к вопросам творческого развития личности сегодня объясняется назревшей социальной необходимостью как в творцах-созидателях, так и творческих исполнителях. Необходимость развития творческих способностей связывается с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции; личной удовлетворенностью трудом; проблемой свободного времени; гармонизацией семейных отношений; отношений с миром в целом.

Проблема развития творческого потенциала личности относится к числу не только важнейших, но и сложнейших. Сложность ее обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы: первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; вторая – все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей; третья – зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности, в которую включена растущая личность.

Среди позитивных факторов социальной среды выделяют: доброжелательность окружающих, поддержку со стороны руководства, помощь и понимание близких людей.

К тормозящим формирование и проявление творческой личности факторам относят: позицию маститых представителей сферы творчества, которые противятся идеям молодых; соперничающие школы (группы), отрицающие у своих противников все достоинства, в том числе и новые идеи; штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы; информационную перегрузку людей; механизацию труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям.

Творчество как педагогическое явление рассматривается как ценность личности, общества и государства. Педагогика оперирует понятием «творческая направленность личности» и рассматривает эту направленность как системообразующий компонент жизненного проявления человека.

Педагогика исходит из того, что творчество – это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства. Творчество – это единственная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специфических способностей к той или иной конкретной деятельности. Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество не сводимо только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в приготовлении пищи, и в торговле, и в любой другой деятельности. Творчество рассматривается как некоторый специфический стиль деятельности, а не вид ее деятельности. Следовательно, все дети потенциально креативны, и задача педагогической теории и практики – помочь учителю и родителям разглядеть своеобразную индивидуальную креативность ребенка; а затем помочь ему развить свой творческий потенциал.

Как педагогическое явление, творчество осознается субъектами педагогического процесса как ценность личности, защищающая ее свободы и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждому возможность для субъективного (открытие для себя нового знания, порождения новых способов деятельности, новых познавательных мотивов, импровизационности) и объективного (создание принципиально нового, оригинального продукта деятельности) творчества.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

Выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

Интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

Выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

Объективирует собственную индивидуальность для Другого;

Реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

Защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

Развивать заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать либо как исполнитель, либо как творец (как этого и требует реальная жизнь) – значит воспитать поколение, которое будет преодолевать инертность, застылость форм и методов в любой работе, застойные явления, препятствующие развитию общества в целом.

РЕФЕРАТ

Творчество в жизни человека


Введение

творчество личность самосовершенствование

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей - писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новые идеи.

Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе и вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество - это образ жизни.

Целью моего реферата является исследование роли творчества в жизни человека. Для достижения поставленной цели в реферате решены следующие задачи:

Охарактеризовано отношение к творчеству в различные эпохи;

Проанализированы возможные появления творчества в жизни человека;

Сделаны выводы о значении творчества и его существовании в жизни каждого человека.

В своем реферате я постаралась раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества и личности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо на философских психологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. Я попробовала раскрыть творчество, именно как сущностную силу человека, как основу жизни.


1. Творчество. Отношение к творчеству в разные времена


Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.).

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, да и великого Ломоносова ценили за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

И лишь в XIX в. художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». При этом рукопись ценили только как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.

В XX веке реальная ценность любого творческого продукта также определялась не вкладом в сокровищницу мировой культуры, а тем, в какой мере она может служить материалом для тиражирования (в репродукциях, телефильмах, радиопередачах и т.д.). Поэтому существуют неприятные для интеллектуалов различия в доходах, с одной стороны, представителей исполнительского искусства (балета, музыкального исполнительства и т.д.), а также дельцов массовой культуры и, с другой стороны, творцов.

Обществом, однако, разделялись во все времена две сферы человеческой активности: otium и oficium (negotium), соответственно, активность на досуге и деятельность социально регламентированная. Причем социальная значимость этих сфер менялась со временем. В Древних Афинах biostheoretikos - жизнь теоретическая - считалась более «престижной» и приемлемой для свободного гражданина, чем biospraktikos - жизнь практическая.

В Древнем Риме vitaactiva - жизнь деятельная (negotium) - считалась долгом и основным занятием каждого гражданина и главы семейства, между тем как vitacontemplativa - жизнь созерцательная - и вообще досуг мало ценились на фоне гражданского служения. Возможно, поэтому все гениальные идеи античности родились в Древней Греции, а римляне воплотили их в статьи Римского права, инженерные сооружения и блестящие по форме рукописи, популяризирующие труды великих греков (например - Лукреций).

В эпоху Возрождения, по крайней мере, в умах идеологов гуманизма, господствовал примат досуга над практической деятельностью, которая должна была служить лишь источником средств развития личности в свободное от выполнения социальных и практических задач время. Новое время поставило на первое место Дело (в частности, устами гетевского Фауста), а otium сузило до буржуазного хобби.

Интерес к творчеству, личности творца в XX в. связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.

Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания.

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин - один из основных его признаков. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.

Творчество - это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов. Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями и первыми историческими личностями. Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, Б. Гейтс, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список - список людей проявивших творческий подход в каком либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком либо поприще.

Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того кто находится перед ними. Скорее всего, это будущий великий (великая): учёный; полководец; композитор; эстрадный исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель; религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, т.к. поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации - это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.


2. Творческие способности как спутник человека с рождения. Творческие способности как результат самосовершенствования


Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Животное или растение приспосабливается к окружающей природе чисто биологически; то ли для этого у него развиваются необходимые органы, то ли развивается нужное поведение, то ли с помощью специальных физиологических процессов и т.д. Человек же, наряду с биологическими приспособлениями, получил от природы еще одно, чисто социальное приспособление. Заключается оно в том, что человек целенаправленно изменяет окружающую природу, приспосабливая ее к себе, давая возможность при этом реализовать потенциал развития природы. Этим он становится существенным и мощным фактором ее развития (более существенным и мощным, чем животные). Вот процесс такого преобразования обычно и называют творчеством.

Такое творчество - это потребность человека. Не будь оно присуще нам, мы, будучи слабыми биологическими существами, не смогли бы приспособиться к физически сильному окружающему нас миру и неминуемо б погибли. Силе окружающего мира люди вынуждены противопоставить свою силу, и эта сила создается в процессе их творческой деятельности.

Эти вынужденные действия, как и в случае добычи новых знаний, поддерживаются и тем огромным удовольствием, радостью, которые человек получает в период творчества и при успешном завершении творческого дела, независимо от того, дело это выполняется в процессе умственного или физического труда. Сила удовлетворения от творчества даже сильнее удовольствия, получаемого от добычи новых знаний, о котором говорилось ранее. В этом удовлетворении удовольствие торжества над окружающим нас миром и сотрудничества с ним, удовольствие борьбы с теми трудностями, которые ставит перед нами жизнь, радость первопроходца в пути, которое не смогли пройти до сих пор другие, удовольствие достижения новых вершин, новых свершений, радость от своего вклада в улучшение жизни других людей. Это волнующее чувство соревнования с такими же творцами и с самим собою (ранее ведь я такое не мог сделать), чувство гордости за результаты своего творческого труда, нужного людям. Все это благоприятно влияет на состояние каждого человека, общества в целом.

Но кроме благоприятного влияния часто наблюдаются и неблагоприятные воздействия. Неблагоприятное влияние творчества возникает в случае, когда оно направлено не на благо общества, а только на получение личного удовольствия от него. И происходит это тогда, когда удовлетворение от творчества приобретает вид удовольствия от господства над окружающим миром, который якобы удается изменять по своему желанию. К чему ведет такое творчество, скажем немного позже.

Из-за удовлетворения, удовольствия, которое получает человек, совершающий творческое деяние, труд, основанный на творчестве, из повинности ради выживания, выгоды и т.п. превращается в наслаждение. Это знает любой, кто хоть немного соприкасается с творчеством. Вот и авторы этих строк, творя эту брошюру, тоже получают большое удовлетворение, которое без всякого принуждения побуждает их заниматься этой творческой работой.

При этом направленность, качество творчества существенно зависят от характера заинтересованности общества и его способности обеспечить инициацию, процесс творчества, доведение результатов творчества до уровня готовности к их восприятию и использованию и, наконец, обеспечить само их использование.

Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения - продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.

Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.

Так предок человека мог считаться человеком только тогда, когда у него развилась способность творить, и он эту способность реализовал. Животным такая способность почти совершенно не присуща; у них, насколько нам известно, в отличие от способности добычи и использования знаний фактически нет даже зачатков творческой деятельности, чем человек и отличается от них. С момента возникновения творчества в человеческом обществе оно продолжает нас радовать и печалить на протяжении всей нашей истории. Причем, масштабы творческой деятельности возрастали в геометрической прогрессии на основе такого же роста знаний, умений и предшествующих творческих достижений.

Стремительный рост творчества, с одной стороны, в целом улучшает жизнь людей, а с другой стороны, становится опасным для него. Опасность заключается в следующем.

Творчески преобразуя по своему желанию окружающий мир, стремясь приспособить его к себе, человек волей-неволей вмешивается в ход естественных природных пpоцессов, протекающих самостоятельно, независимо от него и не нуждающихся во вмешательстве извне. Этим он заставляет окружающий мир изменяться, не считаясь с его готовностью к изменениям, чем совершает акт насилия над окружающей природой, масштабы которого с ростом могущества человека возросли уже до угрожающих размеров.

Вмешивается он в дела дpугих людей и целых народов, вмешивается в процессы, происходящие внутри организмов, клеток, молекул, в пpоцессы, пpотекающие в водоемах, в почве, в атмосфере, в космосе и т.д.

Опьяненный успехами чинимого им такого насилия, человек возомнил себя чуть ли не Богом, полагая, что он может подчинить себе все. Дело лишь во вpемени: одни пpоцессы могут стать подвластными его воле сегодня, а дpугие - завтpа. А так ли это на самом деле? Всемогущ ли человек в пpиpоде? Справедливо ли приписываемое Архимеду выражение: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?

Оказывается, нет. Уже давно подмечено, что насильственное пpеобpазование, изменение не пpиносит желаемых успехов. По этому поводу еще в 1883 году Ф. Энгельс выразил мысль в «Диалектике пpиpоды»: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над пpиpодой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, пpавда, в пеpвую очеpедь те последствия, на котоpые мы pасчитывали, но во втоpую и тpетью очеpедь совсем дpугие непpедвиденные последствия, котоpые очень часто уничтожают значение пеpвых.» . Ранее такой эффект по отношению к общественным пpоцессам Гегель назвал «иpонией истоpии». И происходит это потому, что такое вмешательство нарушает естественный ход процессов, которые творец по своему желанию хочет изменить, не считаясь с их объективной независимостью от желания человека, с возможностью изменения только готового к этому объекта, без полного знания возможных последствий, что чревато неблагоприятным исходом, как для самого процесса, так и для человека-творца, его изменяющего.

На отpицание всемогущества человека и наказание людей, не считающихся с этой реальностью, указывает и любая pелигия, налагающая табу (запpет) на попытки изменять окpужающую пpиpоду и вмешиваться в пpоцессы, ему не подвластные. Согласно pазличным pелигиозным веpованиям, они подвластны только некому божеству, не pазpешающему человеку втоpгаться в чужой для него миp и наказывающему его за это втоpжение. Такие веpования, естественно, основывались на опыте человека, на каждом шагу чувствующего свою немощность пеpед силами пpиpоды, пеpсонификацией котоpых был бог, добpые и злые духи и т.п. Они уже тогда - в поpу своего возникновения, еще на заpе pазвития человечества - пpедупpеждали человека: твои попытки насильственного изменения независимого от тебя миpа будут неудачными и закончатся для тебя бедой (наказанием божьим).

Мы живем в обществе классовом, в котором господство, насилие одних над другими является естественным. Человек в нем постоянно чувствует конкуренцию и диктат над особой со стоpоны дpугих людей в опpеделении своего социального поведения: дети - со стоpоны своих pодителей, ученики - со стоpоны учителей, pаботники - со стоpоны своих начальников, солдаты - со стоpоны командиpов, бедные со стороны богатых и т.п. И диктаторы, малые и большие, имея ту или иную власть над другими, неминуемо используют ее для насильственных действий над последними. Насилие в нашем обществе является всеобщим. Вот и вырастают у нас творцы-диктаторы, от творчества которых, его насильственного характера страдает все вокруг, а при нынешних многократно возросших возможностях такое неразумное, насильственное преобразование окружающего может привести вообще к уничтожении человечества.

Иные могут сказать (и говорят), что раз человечество настолько неразумно, что готово совершить самоубийство, то и пусть себя уничтожает. Природа от этого не пострадает. Сказав это, будут в корне неправы. Природа от гибели человечества все же пострадает и, возможно, это будет настоящей катастрофой для окружающего нас мира и даже катастрофой вселенского масштаба. Выход в данной ситуации в одном: в уничтожении системы господства одних над другими, власти одних над другими, порождающих насилие, в том числе насильственный характер творчества. Не господство должно править в человеческом обществе. Нигде его нет в природе, кроме, как у нас - людей, нигде нет господства одних над другими. Править должны взаимопомощь, сотрудничество, взаимозависимость всех друг от друга, как это имеет место между упоминаемыми парами целостных объектов. Эти объекты потому и цельны, что взаимозависимы. Из-за этого их разрушить невозможно, поскольку каждая часть этой пары раздельно одна без другой существовать долго не может. И существуют только в паре. Уничтожение одного компонента пары автоматически приводит к исчезновению другого. В случае с ликвидацией господства в человеческом обществе имеет место то же правило: не будет господина - не будет подчиненного, служащего объектом насилия со стороны господина. А при отсутствии в обществе явления господства, оно естественно исчезнет и из творчества.

В пpоявлении творческих способностей нет ничего неожиданного и удивительного: эти способности пpисущи всем еще с детства. О них часто просто забывают. Вспомни свое детство, когда ты, используя хpанившиеся в памяти увиденные, услышанные или пpочитанные каpтины из чужой жизни, чисто интуитивно, на одном воображении сочинял такие pассказы, что взpослые, если им удавалось их услышать, только диву давались. Недаpом детей считают самыми большими фантазеpами. К сожалению, люди, взpослея, в своей деятельности все больше используют логические операции с постепенно накапливающейся ложной информацией и этим они загоняют вглубь и в сторону от реальных знаний, проблем и возможностей свои былые твоpческие способности. Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению - мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать «внутренний» голос, или усилием воли уединиться мысленно).

Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно. Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.

Правило 1. Нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования).

Правило 2. Не пытайся в этом случае насильно изменить объекты преобразования, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности, как для окружающего, так и для творца. Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала объекты образования довести до нужного состояния («зрелости»), а потом только его преобразовывать.

Правило 3. Творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении - объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами.

Правило 4. Объект преобразования качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится объект преобразования.

Правило 5. Если на первом этапе творчества объект преобразования приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.

Правило 6. Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.


3. Творчество в каждом из нас


Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество - книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.

Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.

Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.

Классическая отговорка таких людей - нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.

Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.

Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.

Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.

И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека - надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.

Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.

И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества - это мужество». Мужество в творчестве - это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.

И несомненно то, что каждый человек - творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь - это творчество, а творчество - это жизнь.


Заключение


В заключении хочется сказать, что на Земле найдётся не так уж много людей, которые никогда не испытывают состояние полной апатии, когда нет ни сил, ни настроения делать что-либо. Тяжело выходить из этого состояния.

Но все неудачи, свалившиеся на голову, не будут вечными. Пройдёт месяц, другой - и всё покажется мелким и смешным, в крайнем случае немного грустным, но не трагичным. Надо творить свою будущую счастливую жизнь, мечтать о ней, рисовать яркими разноцветными красками. Нужна максимальная концентрация и позитивный настрой.

Если ругать себя за то, что сегодня не сделали то-то и то-то - завтра вы опять это не сделаете! Лучше простить себя от всего сердца и настроиться на будущий день - я обязательно сделаю всё, что надо, у меня хватит сил…

Что может помочь сохранять достаточно долгое время чувство здорового оптимизма? Что во все времена двигало человеком в его жизни? Творчество! Творчество в жизни человека играет огромную роль. Именно оно может спасти нас в беде, вывести из самых тупиковых жизненных ситуаций, поддержать, когда нет сил, указать путь, если мы теряемся в непростой жизни. Именно творчество придаёт смысл нашему существованию. Если человек способен относиться к жизни творчески - он будет жить!

Творчество - это действие, и действие самостоятельное. Очень часто творческих людей не понимают окружающие, но это не должно сказываться на действиях творца. Творческий человек должен творить для себя, а не в угоду общества. А самое главное, что творческий человек живет в каждом из нас.

Целью моего реферата являлось исследование роли творчества в жизни человека. В работе не один раз сказано, что роль творчества в жизни человека огромна. Творчество - основа жизни. Таким образом, цель реферата достигнута.

Список использованной литературы


1.Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных ВУЗов. 2-е изд. - СПб.:2009. Глава 35. Психология творчества.

2.Тутушкина М.К. «Практическая психология». 4-е изд. / Издательство «Дидактика Плюс», 2001. Глава 3. Творчество в развитии индивидуальности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать...

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одн

Эссе «Я – креативная личность» Казимировой А.А., ОФД-161м. Что же такое креативность? Если подходить к вопросу с научной точки зрения, то «креативность» (лат. сrео - творить, создавать) – это способность индивида или группы людей, создавать и культивировать новые оригинальные идеи (либо новое понимание, видение). В современном мире очень важно оставаться не просто личностью, но креативной личностью. Прежде всего, креативная личность – личность, имеющая возможность, способность и, что не менее важно, желание создавать что-то новое. Мы все можем рисовать (например, абстрактные узоры на бумаге, когда задумываемся), можем сочинить оригинальное поздравление другу на день рождения, написать сочинение. Желание тоже имеет огромное значение – ведь согласитесь, что многие не желают заниматься творчеством просто потому, что «нет времени». Такую фразу произносит в наше время каждый человек. В свободное время любой человек стремится просто отдохнуть, но далеко не для каждого творчество является одним из способов и видов отдыха. Кого-то это расслабляет, но я пришла к выводу, что творчество – это тоже работа, причём работа важная. Ещё нужно понять, что для творческой личности не должно быть понятия «получается» или «не получается» - здесь важен сам процесс. И всё-таки важное понятие о креативности и креативной личности. Креативность – это не просто умение создавать что-то новое, не просто творческий процесс в целом; это – особая форма мышления, особый склад ума, особенность самой личности, самого индивидуума. Креативная личность – это человек, готовый к переменам, готовый посмотреть на какой- либо вопрос с самых разных сторон, перебрать все варианты; человек, необычно мыслящий, видящий образы; человек, не боящийся ошибиться, всегда ищущий пути решения, смелый и свободный в своих суждениях; прислушивающийся к идеям других людей и дополняющий их; открытый к сотрудничеству, дружелюбный и желающий творить. Даже не имея каких- либо из этих качеств, нужно стремиться их в себе развивать. Как мы знаем из работ известного американского психолога Абрахама Маслоу, творческая направленность, врожденно свойственная всем людям черта. В процессе жизни данная черта исчезает, в силу действующего устройства институтов воспитания, подготовки и образования. Фактически после 10 лет школы, большинство лиц молодого возраста утрачивают способность к творчеству и креативу. Об этой проблеме, кстати, рассуждает Попов С.В. в своем проекте «Детство», вызвавшем недавно широкий резонанс в российском обществе. Хочется также отметить, что в результате своего жизненного пути, стиля жизни, индивидуумы по-разному

адаптированы для ведения креативной деятельности. Кому-то творить и мыслить креативно легко, кому-то нужно в этом помогать. Также нужно сказать о том, что креативность – прежде всего качество, необходимое для учителя, для его работы. Если наш мир настолько многогранный и переменчивый, мы должны соответствовать ему; и потом, учитель работает с новыми поколениями, а они, как мы знаем, всегда впереди планеты всей, да это и правильно. Креативность и особое мышление помогают учителю быть ближе к детям, понимать их, быть с ними на одной волне, иметь точки пересечения. Ведь если учитель «законсервируется» в своей точке зрения, не будет развиваться и развивать своё мышление, то он никогда не найдёт общего языка с детьми, у которых креативное мышление должно быть развитым. Учитель должен помогать детям и поддерживать их мысли, а не мешать, спорить и ставить палки в колёса. Какого учителя ждут школьники? Умного – да; эрудированного – конечно; грамотного – безусловно. И все-таки: оригинального! с выдумкой! Только тогда творчество учителя становится творчеством ученика, а именно такая личность – креативная, разносторонняя - интересна детям. Только тогда совместное творчество становится интересным и важным, только тогда учитель способен заинтересовать ученика, сделаться в их глазах человеком открытым и мыслящим остро, современно. Учитель для детей – человек, который всё знает, всему учит. Это и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту. Для этого учителю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то недолго, избегать монотонности, скуки. Поэтому учитель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. Некоторые факторы способствуют развитию креативности. Например, необходима определённая креативная среда, в которой находятся люди. Для креативной среды свойственны следующие черты: Игровая форма. Игровое отношение к делу, не ограниченное рамками действующих норм, установок, канонов позволяет индивиду, либо группе людей находится в легком, эйфорийном состоянии, не проблематизируя, нелепые на первый взгляд обсуждения, на основании которых может родиться достойная идея. Толерантность. Терпимость к чужим мнениям и позициям, обеспечивает возможность концентрации разных представлений о должном устройстве объекта обсуждения, на сопоставлении которых можно получить креативную

идею. Именно поэтому города издревле являлись центрами социальных и технических инноваций. В стенах города уживались люди разных слоев общества, вероисповедания и образования. Симбиоз разных представлений обеспечивал выработку новых идей. Коммуникация. Необходимость вступления в диалог, понимание чужого мнения и его переосмысление, аргументация собственной позиции и получение обратной связи, является также основанием для создания собственной идеи. Дух свободы. Состояние свободы является одним из главных условий создания креативной идеи. Человек не свободный от общественных представлений, установок, не смеющий выйти за их рамки, усомниться в них, не может создавать креативные идеи. Итак, креативность является неотъемлемой характеристикой для человека, которому важно удовлетворить потребность в самовыражении, который открыт всему новому и обладает особым типом мышления – именно не рациональным, а креативным, где зачастую важен не просто сам результат, а как раз путь к нему; как раз все те идеи и мысли, которые приходят в голову. К тому же, талантливый человек просто обязан обладать креативным мышлением, быть человеком своего времени, эти качества зачастую связаны и пересекаются. Я считаю, что очень важно обладать креативным мышлением, потому что это помогает не отставать от современного темпа жизни, решать много задач одновременно, способствует мозговой активности, помогает общению с людьми, а также просто необходимо для работы учителем, где часто нужно думать в определённом игровом ключе, знать, как наиболее оптимально и иногда даже оригинально подать тот или иной материал, чтобы заинтересовать учащихся, которые в первую очередь являются детьми; нужно обладать креативным мышлением хотя бы для того, чтобы написать подобное эссе или придумать для учащихся похожее задание. Также считаю себя креативной личностью: мне всегда интересно выполнять творческие задания, я общаюсь с креативными людьми, охотно прислушиваюсь к интересным мнениям, много читаю, пытаюсь писать произведения сама, придумываю идеи для интересного досуга, например, для семейных праздников. По моему мнению, в современном мире человеку сложно не быть креативным, не привыкнуть к новому способу мышления: доступность любой информации позволяет познакомиться со множеством мнений, а также обязывает к многозадачности и творческому мышлению. Думаю, что каждому человеку необходимо развивать в себе творческую составляющую и быть креативным.