Монастырь Св. Пантелеймона, Святая Гора Афон. Пантелеимонов монастырь: такая простая непростая афонская обитель Русский пантелеймонов монастырь на афоне

Ко дню памяти святого великомученика Пантелеимона, предлагаем вниманию читателей рассказ об обители вмч. Пантелеимона на Афоне и людях в разное время его населявших.

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов.

Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Однако следует быть готовым к тому, что в соответствии с русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.

На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.

Одно его значение – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.

Константин Леонтьев, русский философ XIX в.

Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.

Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее – Старым Русиком. Ещё её одно название - обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва.

Высокие пирги (башни) Старого Руссика с южной и восточной сторон только каменными стенами отстаивают себя от вековых потрясений времени, в исполинском виде возникая над мёртвою тишиною пустыни и над непробудным сном давно почивших в Бозе её смиренных обитателей. Деревянные работы в пиргах истлели. Местность старого Русского монастыря чрезвычайно тиха и увлекательна безмятежием и строгостью отшельничества.

Нагорный лес со всех сторон утаивает монастырь, и только с северо-западной стороны его открывается поразительный вид заоблачных высот далёкого Олимпа и играющие волны Монте-Санто. Шумный ключ, выходя из соседственной горы и пробиваясь сквозь камни и живописную поляну, легко и быстро охватывает монастырь с севера и невдалеке от него, уносясь в дебри, теряется в её низменных кустарниках. На юго-восточной башне монастыря и поныне ещё не рассыпался маленький храм Предтечи Господня. Вековой деревянный крест осеняет эту сиротствующую святыню.

Иеромонах Сергий (Веснин)

Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке. С именем обители связаны имена знаменитых старцев Арсения (Минина), Аристоклия и Кирика.

Последний, уйдя молодым в Пантелеимонов монастырь, спустя несколько лет был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана затворника. Позднее старец был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Здесь он обрел широкий круг духовных чад «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Святую Гору, он вступил в борьбу с ересью имяславия. После октябрьской революции отец Кирик оставался в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где был духовником братии.

Старец был опытным делателем сердечной молитвы и учил своих духовных чад не словами, а прежде всего примером своей подвижнической жизни. Отец Кирик часто напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на одеяния риз лепоту, но на потаенного сердца человека (см.: 1 Пет. 3, 4).

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России; только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 г.) и храм вмч. Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает 2000 человек), вмч. Димитрия, прп. Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, апп. Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона и Преображения Господня. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы.

На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол – звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.

Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеимона. Октябрьская революция 1917 г. сделала невозможными контакты между Святой Горой и Русской Церковью.

К 1959 г. русский монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, а большинство монахов составляли древние старцы.

В 1959 г. в Пантелеимоновом монастыре произошел пожар, в результате которого сильно пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться. Огромный урон обители нанёс опустошительный пожар 23 октября 1968 г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, сгорели гостиницы и кельи.

В1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен - это было первое посещение Афона Московским патриархом. В августе 1974 г. двум кандидатам из шести предложенных Русской церковью было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них - нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия - на следующий год прибыл на Афон. Летом 1976 г. на Святую Гору прибыли сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, затем еще девять иноков. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников.

С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем и на праздник великомученика Пантелеимона. В мае 1978 г. в монастырь св. Пантелеимона прибыли пять монахов.

16 апреля 1985 г. Кинот Святой Горы на чрезвычайном собрании принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон шести русским, а также болгарским и румынским монахам.

В марте 1987 г. в монастырь св. Пантелеймона прибыли семь монахов, в числе которых был нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион. За этой группой последовали другие, и ко времени визита на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992 г.) братия насчитывала 40 человек.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из Украины, России и Белоруссии.

В обители хранятся: главы вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свт. Кирилла Иерусалимского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прпмч. Стефана Нового, вмц. Марины, мчч. Трифона и Параскевы, свв. бессрр. Космы и Дамиана, прп. Исаакия Далматского, прав. Иосифа Обручника и других святых. В храме Покрова Богородицы находятся чудотворные списки с икон Божией Матери «Казанской» и «Иерусалимской». В обители много и других чтимых икон. В частности, древняя икона св. великомученика Пантелеимона, образ Иоанна Предтечи и мозаичная икона св. Александра Невского. В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранится ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Руссику великим князем Константином Николаевичем в 1845 г.

В богатейшей библиотеке монастыря находится 1320 греческих и 600 славянских рукописных кодекса и сыше 25000 томов печатных книг.

Обители подчиняются несколько келий, в том числе святого Евфимия, Святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи, первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря).

Обитель владеет подворьем в Хромице (Хромитиссе) в начале афонского полуострова неподалёку от Урануполиса, скитом в Ксилургу (греки называют его «Богородица»), Ново-Фиваидским скитом и Старым Русиком (известным также под именем «Палэомона́стиро».

Русский монастырь неразрывно связан с именем преподобного Силуана Афонского. Этот великий современный подвижник широко известен, не только в Греции и России, но и во всем православном мире.

Святой Силуан особо почитается на Святой Горе, еще недавно на Афоне можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы.

Семен Иванович Антонов - будущий старец Силуан - родился в 1866 г. в простой крестьянской семье в Тамбовской губернии. На Афон он приехал в 1892 г., в 1896 г. был пострижен в мантию, а в 1911-м в схиму.

«Одни грехи принес я в монастырь», - вспоминал впоследствии он своём приходе на Святую Гору. Вся последующая жизнь преподобного Силуана была посвящена ежедневному духовному подвигу и стремлению к стяжании Божественной благодати. «Всю жизнь надо плакати о грехах своих - таков путь Господень», писал преподобный, - и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

В своих записках Святой рассказывает об явлениях ему Господа и Пресвятой Богородицы. Старец постоянно вспоминал явление Спасителя и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..” “И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.

В Пантелеимоновом монастыре долгое время гостил один православный иностранец, на которого встреча со старцем Силуаном произвела неизгладимое впечатление. Он полюбил подвижника и часто ходил к нему; об этом узнали монахи. Как-то один из наиболее влиятельных соборных старцев, иеромонах Н., человек начитанный, встретив его в коридорах монастыря, сказал: «Не понимаю, почему вы, ученые академики, ходите к отцу Силуану, безграмотному мужику? Разве нет кого-нибудь поумнее, чем он?». «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», - отвечал ему гость обители.

Тот же иеромонах Н., продолжая не понимать, почему старца Силуана почитают и посещают «ученые» люди, беседуя с отцом Мефодием, монахом, много лет заведовавшим книжной лавкой монастыря, заметил: «Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает».

«Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают», - ответил отец Мефодий.

Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире. Молитву за человечество он со слезами ежедневно возносил ко Господу десятки лет.

Скончался преподобный Силуан 11(24) сентября 1938 г. После блаженной кончины старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги старца Софрония Сахарова “Старец Силуан. Жизнь и поучения” был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1978 г. в Константинопольском патриархате. В 1992 г преподобный Силуан был включен и в месяцеслов Русской Православной Церкви.

  • Почтовый адрес, индекс – 63087 Дафни Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 2377023252
  • Факс - (+30) 2377024153
  • Телефонный центр - (+30) 2377023682
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 2377023201
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310321798
  • Престольный праздник – Святой Великомученик и Целитель Пантелеимон
  • Дата основания – 11-ый век, монастырь Салоникийцев, 1875 году признание Русского общежительного строя монашества, нынешнее место 1812 год.
  • Иерархическое место – 19/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Дионисиат, Зограф, Свято-Пантелеимонов, Констамонит.
  • Общежительный строй монастыря с – 1803 года, Благословение Патриарха Каллиника Ε′
  • Игумен – Священно Архимандрит Евлогий (2016)
  • Количество монахов – 100 монастырских, 3 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Скит Успения Пресвятой Богородицы (Богородица), 12 Келий (Новая Фиваида и Крумица), 2 Кафисмы (Старый Росик)

История и современность

Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Византийский период

Монастырь Святого Пантелеймона упоминается впервые в документе монастыря Ватопед от 998 года, подписанном его игуменом Леонтием, подписавшимся по прошествии одиннадцати лет в другом документе как Леонтий Салоникийский. «Салоникийский» - это второе расхожее название монастыря, но в письменных источниках встречается также и третий вариант, звучащий как: «Святого Пантелеймона Сфрендзиса Салоникийцев». Возможно, Сфрендзис был основателем монастыря или одним из игуменов.

С течением времени монастырь стал называться «монастырь русских» или «монастырь руссов». В последующие годы монастырь не упоминается в письменных источниках, что свидетельствует, вероятно, о его небольшой значимости в иерархии Афона. В 1262 году встречается подпись игумена обители, которую он поставил латинскими буквами: «Mefodie igoumenos ton Rouson». Вследствие монголо-татарского ига количество русских монахов сильно уменьшилось, и новый поток выходцев из России начался лишь в XV веке.

На протяжении всего XIV века монастырь пытался обрести свой национальный характер. Подписи его представителей встречаются как на греческом языке, так и на славянском. В одном из документов этого времени встречается подпись на греческом: «Симеон … духовник Русского». Тот факт, что духовником русского монастыря являлся монах грек, говорит о том, что большинство монахов этой обители знали греческий язык. Начиная с третьей четверти XV века, монастырь снова оживает и сюда прибывает большое количество монахов из России, укрепляя за обителью статус русского монастыря.

Турецкое владычество

Несмотря на внушительную поддержку, оказываемую правителями России, этот монастырь не избежал участи других обителей в период турецкого владычества и также переживал трудные времена. В 1582 году монастырь закрывается на некоторое время, а в 1661 году, вследствие своей бедности, освобождается от выплаты сборов. В 1693 году обитель закрывается вновь: «Здесь находится монастырь Русских, опустевший, и монастырь и земли его во владении Великой Лавры». В 1725 году здесь проживали два русских и два болгарских монаха, а спустя двадцать лет – лишь несколько греков. Новый расцвет обители приходится на начало XIX века, когда заботу о ней взяла на себя семья правителей Валахии – Калимаки. Земли монастыря за пределами Афона располагались на полуострове Халкидики и в Салониках, но также в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и в Одессе. Перепись 1808 года относит к монастырю Святого Пантелеймона 57 монахов, из которых 27 жили в его стенах.

Наши дни

Монастырь расположился на живописной территории юго-восточной стороны полуострова Афон. Монастырский комплекс состоит из всевозможных многоэтажных сооружений, впечатляющих воображение своим величием. Вплоть до первой мировой войны монастырь был облагодетельствован многочисленными пожертвованиями русского правительства.

Территория монастыря была расширена сначала на север и восток, а затем было запрограммировано дальнейшее расширение, которое не удалось завершить, вследствие утраты поддержки из России. За территорией монастыря находятся и другие внушительные сооружения. В одном из них расположилась сегодня гостиница, которая до пожара 1968 года находилась в старом крыле обители.

Главный храм монастыря посвящен Святому Пантелеймону и был построен незадолго до греческого восстания. Он украшен восемью великолепными куполами. Стены храма расписаны изумительными фресками русской школы. Службы здесь ведутся поочередно на греческом и русском языках.

Трапезная находится в западной стороне монастыря напротив входа в главный храм. Она была построена в 1892 году и настолько просторна, что может вместить до 1000 человек. Над ее входом находится колокольня с пирамидальной крышей, колоколом диаметром 2,71 м и весом 13 тонн, а также двумя меньшими колоколами. Кроме этих трёх колоколов, существуют еще 32 колокола различных размеров. Звон колоколов создает ощущение благостный гармонии. Для самого большого колокола требуются два звонаря. Опытный монах-звонарь может одновременно работать с 16-ю небольшими колоколами.

Перед входом в трапезную находится купель. Также во дворе обители расположилось отдельное здание библиотеки.

К монастырю относятся 35 часовен. Особо стоит отметить часовню Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Александра Невского (1852). Это своего рода второй главный храм, где все службы ведутся на русском языке. Во дворе, западнее библиотеки, расположилась часовня Святого Митрофана, которая использовалась как первый храм русских, которые прибыли в монастырь в 1840 году.

К обители относятся 2 кельи в Карьесе, одна из которых используется как представительство, три других кельи находятся в разных местах Святой Горы. По дороге в Карьес, там, где раньше находился монастырь Салоник, существовала келья Пальомонастро. Монастырь опустел в 1765 году и стал использоваться как келья. Позднее русские монахи построили здесь величественные здания и великолепный храм, которые, к сожалению, опустели. Согласно письменным источникам, старый главный храм был украшен удивительными фресками поздней македонской школы.

Также монастырю принадлежат: Скит Успения Богородицы (Вогородица), поселение Новая Фиваида и Хромитисса.

Сокровище монастыря - библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Путеводитель по монастырю

Главный вход монастыря, недавно украшенный фресками, находится в южном крыле. Главный вход ведёт на крупный двор, окруженный прибрежными крылами зданий, а также отреставрированным архондариком (гостиницей для паломников). Крытый проход ведёт к просторному, вымощенному камнем, двору.

Восточное крыло, старое здание гостиницы, части северо-восточного и юго-восточного крыла были разрушены крупным пожаром в 1968 году. На верхнем этаже северного крыла располагается часовня Покрова и Александра Невского. На нижних 3 этажах расположились кельи монахов. Недавно отреставрированное южное крыло включает в себя часовню Иоанна Предтечи, новую гостиницу, а также кельи монахов.

Главный храм монастыря посвящен святому Пантелеймону. Памятная надпись нартекса говорит о том, что строительство было начато в 1812 году и завершено в 1821 году. В ней же упоминается правитель Молдовлахии Каллимах (1809-1889), ктитор монастыря.

Главный храм монастыря по-своему архитектурному типу следует традициям греческой и русской архитектуры. Храм украшают 8 куполов русского типа. Похожие купола встречаются и на часовнях. Богато украшенный иконостас также происходит из России. Нартекс и главный храм украшены фресками 1855 года, созданными при игумене Герасиме. Многие из них были впоследствии отреставрированы.

Согласно патриаршему указу 1875 года, службы в главном храме обители проводятся поочередно на русском и на греческом языках. Этот храм называют также греческим католиконом (главным храмом), в противоположность часовне Святого Митрофана Воронежского, которую использовали как главный храм русские, начиная с 1858 года.

В монастыре насчитывается 36 часовен. Часовня Успения Богородицы представляет собой отдельно стоящее здание за главным храмом. Службы здесь проводятся на греческом языке. В часовне Святого Митрофана, западнее библиотеки, службы проводятся на русском. В северном крыле расположились 9 часовен, среди которых: Вознесения Господня, Святого Сергия, Святого Дмитрия и Святого Александра Невского, вместительностью до 2000 человек, а также часовня Покрова Пресвятой Богородицы 1888 года с богато украшенным, позолоченным, иконостасом и многими иконами с серебряными позолоченными окладами. Среди примечательных икон стоит отметить и мозаичную икону святого Александра Невского.

В южном крыле расположились 8 часовен, из которых только 3 сохранились после пожара: Святого Саввы, Святого Николая и Иоанна Предтечи. Другие часовни обители находятся за территорией монастыря.

Купель монастыря, находящаяся между главным храмом и трапезной, отличается тем, что не окружена монументальным сооружением с куполом. Эта купель, украшенная барельефами, стала подарком Иоасафовского братства монастырю в конце XIX века.

Трапезная располагается в западной части двора, напротив главного храма. Это отдельно стоящее прямоугольное здание, построенное в 1893 году, рассчитанное на 1000 человек. Над входом в трапезную находится колокольня, построенная в 1893 году. Это высокое, но крепкое здание, способное выдержать вес 32 колоколов, составляющий более 20 тонн. Большой колокол над трапезной имеет диаметр 2.7 м, а его окружность составляет 8.7 м. Колокол посвящен памяти Андрея Дмитриевича Самгина и хранит имя своего создателя, Иоакима Воробьёва. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны. На втором этаже расположились менее крупные колокола, связанные с часами колокольни.

Ризница монастыря занимает двухэтажное здание, пристроенное к северной стороне трапезной. Иконы хранятся в отдельном здании севернее главного храма, рядом с часовней Успения Богородицы. Среди других икон здесь хранится также икона Богородицы Иерусалимской.

Богатая библиотека монастыря также занимает отдельно стоящее двухэтажное здание во дворе. Здесь хранятся около 1300 кодексов, из которых 110 написаны на пергаменте. Стоит отметить, что 600 кодексов - на славянском языке. Печатных книг в библиотеке около 30.000.

В монастыре - два кладбищенских храма. Старый храм, Святых Апостолов Петра и Павла, был построен в 1820 году, одновременно с главным храмом обители. Он располагает украшенным фресками куполом и костницей в подвале. Новый храм был построен в 1896 году и представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя два храма, костницу и 2 независимых кельи. По своему архитектурному стилю он напоминает русские церкви XIX века. Храм на втором этаже посвящен Святым Архангелам, а на первом - Святому Серафиму Саровскому и Святому Феодосию Черниговскому.

Старый причал монастыря располагался на небольшом расстоянии от обители по направлению к порту Дафни. Он был разрушен ураганом в XIX веке. Новый причал представлял собой временное деревянное сооружение, сохранившееся в таком виде до 1998 года. Затем на этом месте было построено каменное сооружение.

Иконы

Частицы Мощей

Честные Главы Чудотворца Пантелеимона, Евангелиста Луки, Силуана Афонского, Преподобного Мученика Стефана нового, подаренная 1815 году супругой Скарлата Каллимаха (ктитор Пантелеймонова монастыря) Домна Роксандра. Апостолов Петра, Фомы, Варфоломея, Святых Дионисия Ареопагита, Григория Ниского, Тихона Задонского, Варсанофия и Гурия Казанских.

Интервью наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита Алексия (Поликарпова) после посещения Святой Горы Афон.

Отец Алексий, Вы в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывали в конце мая на Святой Горе Афон. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями от поездки.

Для нас очень важен сам факт того, что Русская Православная Церковь так широко отмечает 1000-летие русского присутствия на Афоне. Конечно, эта дата условная, и, тем не менее, мы знаем, что первое письменное упоминание о русском монашестве на Афоне относится к 1016 году. В одном из датированных этим годом документе, который в настоящее время хранится в библиотеке Великой Лавры, есть подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них и такая: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов».

Большое впечатление на меня произвело то, как изменился Пантелеимонов монастырь за несколько лет. Последний раз я был на Афоне в 2014-м, работы по благоустройству обители велись уже тогда, но за эти два года было сделано очень много, восстановлено утраченное, и монастырь сегодня выглядит как пасхальное яичко. Старый Русик, Ксилургу - всё засияло новым светом и являет собой похвалу Господу, Пречистой Богородице и великомученику Пантелеимону.

С благодарностью я размышлял о людях, чьей заботой так преобразился наш монастырь на Святой Горе. Большой знаковой поддержкой, на мой взгляд, было участие Российского государства в восстановлении и сохранении духовного и культурного наследия Пантелеимонова монастыря.

27 мая мы встречали на Афоне Святейшего Патриарха Кирилла. От Святых врат к собору великомученика Пантелеимона Патриарх шел по дорожке, украшенной лавровыми листьями. На следующий день к празднованию Собора Преподобных Русских Святогорцев в обитель прибыл Президент России. У Святых врат Владимира Владимировича под праздничный колокольный звон встречал игумен монастыря схиархимандрит Иеремия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал Президента у входа в соборный храм. Глава государства молился вместе с братией монастыря и многочисленными гостями, а по окончании торжественного богослужения получил в дар от насельников монастыря икону Всех святых русских государей. Известно, что за 1000-летнюю историю нашей страны около 150 ее правителей были причислены к лику святых. Как вы, наверное, знаете, за посильную помощь и личное участие в возрождении Пантелеимонова монастыря Президент Российской Федерации и Святейший Патриарх Кирилл были удостоены орденов I степени святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Для нас, церковных людей, очень важно и значимо видеть духовное устремление нашего Президента, единение государства с Церковью. Владимир Владимирович молился вместе с нами в храме, призывая Божию милость на свой народ.

Слава Богу, что мы православные!

Несомненно. Мы приобщились лишь малой части духовной жизни Афона и в очередной раз почувствовали, насколько это непросто. Взять хотя бы ночные богослужения: это очень тяжело, хотя и можно присесть во время службы в стасидии. Я спросил у одного мужчины, который каждый год бывает на Афоне (он врач, семейный человек, замечательный специалист своего дела), зачем он ездит на Святую Гору? И он ответил мне, что даже когда не всё понятно в богослужении на греческом языке, тянешь четочку на службе, а благодать, которая присутствует здесь, потом питает тебя целый год. Еще он сказал, что без этой духовной поддержки не смог бы противостоять всем искушениям, которые случаются в его жизни. Возможно, и нам, монахам, не всё можно применить у себя из духовного опыта афонитов, но ведь это как в семейной жизни: необязательно перенимать у образцовой семьи всё, что видишь. Подчас это и невозможно. Возьми то, что можешь взять. Что не можешь взять, не бери, укоряй себя, и исполняй, что можешь исполнить. Для нас важно, что есть люди, такие же, как и мы, наши современники, но они живут истинной подвижнической жизнью.

В настоящее время в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживает более ста русских насельников. Почему так важно для нас русское присутствие на Святой Горе Афон?

В Святом граде Иерусалиме есть колокольня, которая называется Русская свеча. Так вот Пантелеимонов монастырь на Афоне - это русская монашеская свеча пред Богом. У наших паломников есть здесь свой уголок, они могут прибыть на Святую Гору, услышать молитву на родном языке, увидеть людей, которые, подобно им, когда-то тоже приехали из России и посвятили свою жизнь Христу. Мы не оспариваем первенства греков, мы заимствовали православную веру у Византии, но для нас важно, что когда-то на Афоне было до 5000 русских насельников. В прошлом веке многие опасались, что русская лампада здесь угаснет - наших соотечественников оставалось на Святой Горе совсем мало. Но этого, слава Богу, не произошло.

Сегодня наша молитва на Афоне вновь окрепла, и мне кажется, это очень много значит для русских людей. Церковь во все времена благоговела перед афонской святыней. И в наши дни мы видим, как церковные, а порой и малоцерковные люди имеют возможность бывать на Святой Горе. Они приезжают подчас буквально на несколько дней, паломничают по монастырям, прикладываются к святыням, питаются этим воздухом, на какие-то часы отрешаются от своих суетных забот, и Божия благодать питает и врачует их.

И внешнее благолепие русского монастыря на Афоне сегодня, как, наверное, никогда прежде, радует глаз человека. Нам приятно, что этот благодатный уголок не забыт людьми, не оставлен Богом. Пресвятая Владычица незримо пребывает здесь.

Когда Святейший Патриарх Кирилл освящал собор великомученика Пантелеимона в Старом Русике, Его Святейшество говорил, что это великолепие не должно быть забыто, что богослужения должны совершаться здесь регулярно, и что мы будем продолжать посылать на Афон людей, чтобы здесь служить Богу, потому что это очень важно для нашей Церкви и нашего народа.

Справка

Свято-Пантелеимонов монастырь - один из двадцати монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX - начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. На настоящий момент в монастыре вместе с послушниками проживает 106 человек братии.

Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим - учитель Святейшего Патриарха Кирилла; вместе они посетили Афон в начале 1970-х годов.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица.

Среди святынь обители - часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.

В 2011 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев инициировал создание Попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря и предложил основать международный фонд по поддержке обители. В состав Попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.

Года (под одним из актов, хранящихся в Великой Лавре, стоит подпись Герасима «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов»).

Первоначально обитель Россов, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, располагалась в дремучей дубраве на восточном склоне Святой Горы и носила название «Богородица» (другое название – Ксилургу , по-русски: Древоделя, что связано с основным занятием насельников обители).

Нагорный Руссик

В связи с увеличением численности насельников монастырь был переведен на новое место – в окруженную горами красивую лощину, где располагалась пришедшая к тому времени в упадок и находящаяся в полуразрушенном состоянии древняя славянская обитель Фессалоникийца с главным храмом во имя святого великомученика Пантелеимона.

Сохранился Акт Освященного собора Святой Горы Афон (Прота Иоанна и других игуменов), датированный годом, о передаче навечно игумену Ксилургу Лаврентию и его монахам монастыря святого великомученика Пантелеимона и о подтверждении их права собственности на Ксилургу. С тех пор обитель стала именоваться Нагорным Русиком.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки.

Наиболее известными, сохранившимися и по сей день в ведении Свято-Пантелеимонова монастыря, являются: скит Успения Богородицы «Панагия Ксирургу» (основан в Х веке), скит Старый (или Нагорный) Русик (основан в 1169 г.), скит Крумица (XVI-XVII вв.), скит Новая Фиваида (XIX в.)

Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу)


Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) - общежительный скит, принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи.

По преданию, это – это древнейшая русская православная обитель в мире, основанная еще в 860-е годы дружинниками киевского князя Оскольда, принявшими крещение после неудачного похода на Константинополь.

Однако точные исторические сведения об основателе Ксилургийской обители не сохранились. Одни предполагают, что это были греки, другие - что славяне.

То обстоятельство, что старейшими насельниками Святого Афона были греки, а славянские племена явились туда позднее, в XI веке, по-видимому, говорит в пользу греческого происхождения основателя обители.

Но если принять во внимание другое обстоятельство, а именно: почему именно в этой обители первоначально поселились русские и почему она была уступлена им во владение, то не менее достоверным окажется и второе предположение - о славянском происхождении скита. Не случайна и связь самого названия скита – «Древодел» - с его возможными основателями, поскольку только русские изначально обустраивали свои жилища и храмы из дерева, а греки – из камня.

Посвящен скит Успению Богородицы и в обиходе назывался просто «Богородица». Ксилургу известен в истории Святой Горы знаменитым актом 1143 года - описью его имущества при передаче Протатом новоизбранному игумену Христофору. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную - Пантелеимонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Протат пошел им навстречу, и в 1169 году ксилургийцы получили свой старый монастырь в полную собственность.

В древности скит «Богородица» был подобен маленькому монастырю с единственным Соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Потом, в 1820 году, здесь появился параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году был построен новый двухэтажный братский корпус с большим параклисом во имя Святых Кирилла и Мефодия.

Скит Старый или Нагорный, Русик

Скит Старый, или Нагорный, Русик - вторая по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Основан в XII веке, когда в 1169 году по просьбе братии русской монашеской общины во главе с игуменом Лаврентием святогорцы уступили ей запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святого Пантелеимона.

В течение нескольких столетий его не забывали своими даяниями сербские цари, молдавские и валахские господари, русские самодержцы - Иван Грозный и династия Романовых.

Старый Русик считается местом, с которым связано основание первого на Святом Афоне Русского монастыря Святого Пантелеимона, который в XVII веке был перемещен к морю, где и находится поныне.

В начале 19 в. начался период упадка Нагорного Русика, который продолжался вплоть до 1868 г. Тогда на его территории были построены храмы Святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери. Храмы и основные строения скита были обустроены благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века. Здесь стало проживать около 20 монахов, после смерти которых скит опять опустел.

Исторические события, связанные с Первой Мировой Войной и революцией 1917 г., наложили тяжелый отпечаток на судьбу всего русского монашества на Святом Афоне. Старый Русик опустел и превратился в развалины.

В последнее десятилетие Старый Русик усилиями братии Свято-Пантелеимонова монастыря и жертвователей из России начал немного обновляться, но еще требует неотложной реставрации.

Крумица

Крумица (также можно встретить название «Кромица», «Кромница», «Крумница») - небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположен недалеко от материковой границы Афона, соседствует с монастырем Хиландар.

Один из известных русских скитов, получивший расцвет в 17-19 веках, но пришедший в упадок после 1917 года. Изначально на Крумице существовала только одна малая келия с церковью Рождества Богородицы. При о. Макарии – игумене Свято-Пантелеимонова монастыря (конец 19 в.) – там был построен скит с церковью во имя преподобного Платона Студийского и святой мученицы Татианы. Эта церковь была устроена на деньги тамбовской купчихи Татьяны Васильевны Долговой, в память ее почившего супруга Платона, чем и объясняется столь сложное название храма.

В период расцвета численность братии стала возрастать, и в 1882 году был освящен новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Были построены новые здания, с трапезной и кельями для братии. Количество монахов-тружеников достигало в лучшие дни 100 человек.

Сейчас в Крумице проживает всего несколько монахов. Скит известен далеко за пределами Афона своими виноградниками и огородами, благодаря которым Свято-Пантелеимонов монастырь питает монастырскую братию и многочисленных паломников.

Новая Фиваида

Скит Новая Фиваида принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и находится на живописных горных склонах над морем рядом с территорией сербского монастыря Хиландар.

Своим появлением скит Новая Фиваида обязан священно-архимандриту Макарию (Сушкиину) – первому русскому игумену Пантелеимонова монастыря, избранному на этот пост в 1875 г. С его именем связан период всестороннего расцвета обители. Именно по его благословению в 1880 году начинает строиться этот огромный по тем временам и прекрасный скит.

Весьма примечательна идея, которая заложена в названии скита. Фиваида - колыбель христианского монашества, местность в Египте (близ Фив, отсюда и название), заселенная иноками на заре христианской эры. Жители Фиваиды обитали не в каком-нибудь могучем монастыре, а в отдельных хижинах, сохраняя тем самым полноту своего ухода из мира, из общества и даже общины. Они селились поодиночке или небольшими братствами близ источников, в пещерах, у заброшенных могил. И не случайно единодушным решением монастырской братии на землях Новой Фиваиды дозволено было селиться тем из русских иноков, которых гнали со своих земель монашествующие греки, желая окончательно вытеснить русское монашество со Святой Горы. Монастырь доставлял нуждающимся все необходимое: муку, масло и т.п.

В 1883 году здесь освятили первую церковь, куда фиваидцы сходились по праздникам и воскресным дням. Посвящение ее тоже было символичным - во имя святых преподобных Отцов Афонских. Стараниями инока Игнатия построены больница и храмы во имя святых великомучеников Пантелеймона и Артемия, а на иждивение живущего в этом ските иеромонаха Антония - двухэтажная кладбищенская церковь: вверху во имя живоначальной Троицы, а внизу в честь святых апостолов Петра и Павла. Последняя церковь освящена летом 1891 года. В воскресные и праздничные дни в храмы Новой Фиваиды стекались насельники, после служб проводилась всеобщая трапеза, для которой отстроили отдельный корпус.

Через какие-то десять лет на неприступном склоне вырос настоящий монашеский город, в нескольких каливах и келиях которого в разные годы подвизалось до 400 насельников. Управлял Новой Фиваидой эконом, назначаемый монастырем. К концу 19 века скит стал поистине славным и знаменитым.

Благолепное и тихое бытие Новой Фиваиды нарушилось, когда на Афоне в 1912 году вспыхнула своя собственная смута. Все началось с книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа», где автор описывал личный молитвенный опыт, обращая особое внимание на мистическое содержание Имени Божия. Идеи автора, впоследствии осужденные духовными властями как еретические, овладели некоторыми святогорцами. Распространение учения о. Илариона, не подозревавшего, впрочем, что он стал его основоположником, началось именно в Новой Фиваиде, где некогда спасался и сам автор книги. Легко представить, что у анахоретов, вообще склонных к мистике, положение о том, что в «молитвенно призываемом Имени Божием присутствует Сам Бог», нашло самый горячий отклик. Даже слишком горячий... Афонцы разделились, а по окончании смуты, когда имяславцы были удалены со Святой Горы, скит стал пустеть.

Новый тяжкий период для всего русского монашества на Святом Афоне связан с началом Первой мировой войны и Октябрьским переворотом 1917 г., когда всякая связь с большевистской Россией была утрачена. В обителях начался голод, монахи стали покидать скиты, в том числе и Новую Фиваиду, стремясь найти прибежище в Свято-Пантелемоновом монастыре. В 1920-е годы, когда курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны притоку русского монашества, стал приходить в упадок и сам монастырь. Пантелеймоновцы унесли из Новой Фиваиды все, что сумели, а остальное вверили открытому небу. С тех пор монашеская жизнь в этом скиту угасла.

Сегодня скит вступил в период постепенного возрождения – усилиями Свято-Пантелеимонова монастыря там на постоянной проживают несколько монахов, проводятся работы по воссозданию храмов и строений.