Передача прав на выплаты по осаго. Выкуп страховых дел после дтп Договор цессии между физическими лицами страхового возмещения

Бюрократические проволочки не позволяют потерпевшему в ДТП быстро получить причитающуюся ему компенсацию. Если средства на ремонт нужны немедленно, нет желания лично общаться со страховыми менеджерами и судьями, можно продать право требования к страховщику специализированной организации. Сумма компенсации неминуемо снизиться на 10–30%, зато получить деньги можно в кратчайшие сроки.

С 2002 года на основании 40-ФЗ «Об ОСАГО» в России успешно функционирует система принудительного страхования имущественных обязательств виновников ДТП перед потерпевшими. Автолюбитель вправе добровольно застраховать вред, который потенциально может быть нанесен его транспортному средству по вине другого участника дорожного движения. Существует два типа правообладателей по требованиям к страховщику:

  • собственник полиса КАСКО;
  • потерпевший в ДТП по вине собственника полиса ОСАГО.

Первый является клиентом страховой компании, поскольку заключил с ней договор страхования. Претензии по системе ОСАГО основываются на законе и «чужом» договоре страхования. Однако в обоих случаях речь идет именно о праве требования. В понимании ст. 307 Гражданского кодекса такие отношения являются обязательством, где правообладатель выступает кредитором, а страховая компания – должником.

Важно! Право требования – это актив, который можно купить, продать, подарить, получить в наследство или заложить. «Товарности» ему придает страховое дело – совокупность документов и материалов, необходимых для разрешения вопроса о получении страхового возмещения.

Если страховой случай – ДТП, страховое дело формируется следующий пакет документов.

  1. Извещение о произошедшем ДТП. Составляется с использованием специального бланка, выданного представителями страховщика при заключении сделки. По системе ОСАГО совместно заполняется участниками аварии.
  2. Протокол ДТП, составленный уполномоченным сотрудником ГИБДД.
  3. Постановление по делу об административном нарушении либо определение об отказе в возбуждении административного делопроизводства.
  4. Справка ГИБДД формы 12, содержащая сведения о субъектах страхового дела, автомобиле, нанесенных в ДТП повреждениях.
  5. Дополнительные документы, в зависимости от специфики ситуации.

Материалы страхового дела являются основанием для принятия страховщиком решения о:

  • выплате причитающихся получателю денежных средств;
  • выдаче направления на ремонт транспортного средства, если такой способ возмещения убытков был предварительно согласован с клиентом.

Страховка должна покрывать убытки. Для этого она, собственно, и нужна. Увы, недобросовестные страховщики зачастую открещиваются от проблем клиентов: минимизируют возмещение, затягивают с выплатами, необоснованно отказывают в удовлетворении законных требований, игнорируют обращения. В проблемной ситуации у правообладателя есть несколько вариантов поведения:

  • попытаться отстоять свои интересы самостоятельно путем поиска рычагов влияния на страховщика, подачи жалоб;
  • нанять юристов для судебной тяжбы;
  • продать право требования третьему лицу.

Хотя оба последних способа предусматривают обращение к профессионалам, они существенно разняться. Наем юристов – лучшая идея, чем борьба со штатом подготовленных сотрудников страховщика в одиночку. Но и этот вариант имеет недостатки:

  • неопределенность конечного результата;
  • откладывание получения реальных денег на руки во времени на неопределенный срок (претензионное урегулирование + судебная тяжба + исполнительное производство);
  • в случае проигрыша вложенные деньги (гонорар юристов + госпошлина + стоимость экспертизы) станут некомпенсированными расходами.

Выкуп страховых дел по ДТП как способ решения спора со страховщиком лишен этих недостатков:

  • конечный результат тяжбы со страховщиком не важен, проигрыш дела на интересы потерпевшего в ДТП не повлияет;
  • сумма определяется и выдается на руки либо перечисляется на счет выгодоприобретателя сразу, к ремонту можно приступить немедленно;
  • минимум формальностей – можно договариваться о продаже права требования сразу после уведомления страховщика о страховом случае;
  • возможен свободный торг о сумме;
  • уступка возможна, в том числе, при отказе от выплаты страховой премии, неполном возмещении материального ущерба.

В России повсеместно появляются компании, выкупающие у автолюбителей права требования на разных стадиях тяжбы со страховщиком. Зачем им это? Вопрос не праздный. Чтобы вести переговоры с контрагентом, нужно понимать, на чем он зарабатывает.

Организации, выкупающие страховые долги – профессиональные участники страхового рынка. С потерпевшим в ДТП они расплачиваются собственными средствами, рассчитывая в последующем не только покрыть расходы, но и заработать на выплатах от страховой компании.

Компании, практикующие выкуп страховых дел после ДТП, заявляют клиентам, что их доход в этом бизнесе – пени и штрафы, взыскиваемые со страховщиков в порядке 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и ФЗ-2300-I «О защите прав потребителей». Отчасти так и есть. Имея в штате профессиональных юристов, перекупщик может тягаться с акулами страхового бизнеса на равных. Более того, ему зачастую удается воспользоваться преимуществами, которыми государство наделило обывателей как более слабую сторону страховых правоотношений.

При возможности перекупщик не прочь нажиться и за счет страхователя, предложив автолюбителю меньшую сумму, чем вероятная сумма возмещения от страховщика. Есть еще нюансы:

  • предприниматель не обязан выкупать долги, принудить его к этому невозможно;
  • изъяны правого оформления ДТП могут стать причиной отказа в заключении сделки о выкупе права требования (цессии) или основанием существенного снижения цены этого «товара»;
  • цессия – гражданско-правовой договор, не подпадающий под действие законодательства о правах потребителей;
  • с момента переуступки долга страховщика автолюбитель теряет какую-либо связь со страхователем в пределах спора о ДТП и страхового договора.

Важно! Обычная маржа между ценой перекупщика и страховым возмещением, которое можно отсудить у страховщика, составляет 10–30%. И это без учета санкций (пеней, штрафов) за неправомерный отказ или занижение выплат. В случае уступки требования эти суммы безоговорочно уйдут в доход перекупщика.

Исходя из ситуации, автовладелец может выбрать: дожидаться выплат от страховой компании или немедленно получить средства от перекупщика. Так или иначе, практика заключения договоров цессии в сфере страхования набирает обороты. Ключевую роль в этом играет фактор времени и процессуальной экономии для страхователя.

Порядок выкупа страховых дел по ДТП

Правообладатель вправе передать стороннему лицу право требования к страховщику, возникшее в связи с ДТП. Для этого используются такие юридические конструкции:

  • доверенность;
  • договор цессии об уступке права требования.

Львиная доля случаев передачи прав оформляется договором цессии. Но это не приуменьшает значения доверенности. Согласно ст. 185 Гражданского кодекса последняя является письменным уполномочием, выдаваемым поверенному. Страхователь вправе уполномочить стороннее лицо/лиц на:

  • представительство своих интересов перед страховщиком;
  • обращение от своего имени к контролирующим структурам и судам по вопросам взыскания страхового возмещения;
  • получение предназначенных ему денежных средств.

Нотариально удостоверенной доверенности вполне достаточно, чтобы наделить поверенного всеми возможностями правообладателя. Однако документ охватывает не все аспекты взаимоотношений страхователя и страховщика. Существенная часть соглашений остается в рамках устного «джентльменского соглашения»:

  • юридически неоформленным остается факт передачи поверенным денежных средств доверителю;
  • номинально поверенный получает от страховщика денежные средства не для себя, а для доверителя (правда, факт последующей передачи денег доверителю никем не отслеживается);
  • доверитель вправе отозвать доверенность в любой момент и, тем самым, воспрепятствовать получению страхового возмещения поверенным.

Доверенность удобна для оформления передачи права требования физическому лицу. Выкуп может быть интересен практикующему юристу или предприимчивому человеку. Иногда доверенности используется начинающими компаниями.

Договор цессии регламентирован § 1 главы 24 Гражданского кодекса. В понимании ст. 382 Гражданского кодекса цессия – один из механизмов перемены кредитора в обязательстве. При этом суть гражданского обязательства страховщика остается прежней, меняется только правообладатель.

Чтобы продать право получения возмещения убытков от ДТП, автовладельцу не нужно согласие страховщика. Правда, договором КАСКО может быть установлен запрет на уступку прав требования. В этом случае страхователь лишен возможности заключать договор цессии (п. 2 ст. 382 Гражданского кодекса).
О заключении договора цессии страховую компанию следует уведомить в кратчайший срок. Но цеденту (автовладельцу, продавшему право требования), об этом беспокоиться нечего. Будучи заинтересованным лицом, цессионарий (приобретатель права требования) самостоятельно уведомит страховщика.

Пребывающий в неведении страховщик, выполнивший требования перед цедентом, освобождается от исполнения своих обязательств перед цессионарием.

Для оформления договора цессии достаточно обычной письменной формы. Такая сделка не подлежит нотариальному удостоверению (ст. 389 Гражданского кодекса). Компании, выкупающие долги страховой компании, разрабатывают собственные шаблоны. При заключении договора цессии должны соблюдаться следующие условия:

  • цедент является потерпевшим в ДТП или его законным представителем;
  • к моменту уступки требование к страховщику юридически действительно;
  • право требования к страховщику ранее не отчуждалось другому лицу;
  • цедент передает новому кредитору документацию, удостоверяющую наличие обязательства, то есть – страховое дело.

Если цедент нарушил одно из вышеупомянутых требований, его контрагент вправе требовать возврата всего переданного по договору цессии и возмещения убытков (ст. 390 Гражданского кодекса).

Как правильно выбрать компанию для переуступки прав?

В каждом уголке России достаточно компаний, предлагающих услуги по выкупу страховых дел. Объявления такого рода можно встретить в интернете и СМИ. Но не стоит всецело доверяться перекупщикам. Потерпевшему в ДТП важно осознавать, что цессионарий – это предприниматель, заботящийся, прежде всего, о собственной выгоде. Поэтому многие из утверждений перекупщика – лишь рекламные уловки.

Чтобы выбрать порядочного перекупщика и добиться наиболее выгодного для себя предложения, стоит придерживаться ряда правил:

  • не заключать договор цессии сгоряча – сразу после ДТП или в день обращения к перекупщику;
  • не иметь дел с компаниями, гарантирующими возмещение причиненного вреда в полном объеме;
  • внимательно изучать условия договора переуступки прав требования, а если они все же остались непонятными – привлекать к разъяснению юриста.

Срочный выкуп страховых дел по ДТП в нормальном режиме – это несколько дней, а не несколько часов. Правообладателя должно настораживать обещание о выплате в день обращения.

  1. Для оценки ущерба нужна экспертная оценка. Процедура действительно может проводиться независимыми экспертами по инициативе перекупщика. Однако она требует длительной и кропотливой работы. При незначительном ущербе осмотр занимает полчаса. При серьезных повреждениях на выявление скрытых дефектов эксперту нужно несколько часов. Еще больше времени занимает оформление заключения (описание выявленных дефектов, расчет нанесенного ущерба по формулам, определение размера утраченной товарной стоимости).
  2. Передача экспертного заключения в юротдел, его прочтение специалистами, установление полноты страхового дела и анализ перспектив дальнейшего разбирательства со страховщиком занимает никак не меньше рабочего дня.
  3. Уважающая себя компания-перекупщик готовится к переговорам о сумме возмещения минимум два рабочих дня. Излишняя оперативность подразумевает оценку ущерба «на глазок», готовность согласится с экспертным заключением страховщика. Предложение выдать деньги немедленно означает неминуемое занижение выплат.

Важно! Предложение полного погашения ущерба не соответствует действительности. Если представитель перекупщика утверждает о готовности возместить убытки полностью, есть подвох. Скорее всего, он спрятан в формулировках договора цессии.

Не стоит идти к перекупщику сразу после аварии. Обращаться с заявлением о наступлении страхового случая и формировать страховое дело в любом случае придется самостоятельно. Есть смысл лично обратиться к страховщику с претензией в порядке, установленном 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или договором КАСКО. И только если возмещение оказалось неполным или несвоевременным, – продавать право на взыскание всей или оставшейся суммы.
Договор цессии вмещает положения о передаче перекупщику прав на:

  • страховую премию в связи с ДТП;
  • штрафные санкции;
  • возмещение судебных издержек.
  • представлять интересы потерпевшего в ДТП в качестве поверенного;
  • получать от его имени денежные средства по страховой выплате и утере товарной стоимости.

Подобные сделки сродни договорам, заключаемым с юристами или посредниками. Клиент может рассчитывать на выплату только в случае выигрыша спора, причем после того, как страховщик рассчитается по обязательствам.

Памятка для уступающих право требования к страховщику:

  • надежные перекупщики избегают заключения договоров цессии в день обращения;
  • прочтение и понимание каждого пункта сделки с перекупщиком убережет от мошенничества;
  • бессмысленно искать организацию, готовую к полному возмещению ущерба;
  • в практике автострахования договор цессии предполагает переуступку прав на возмещение ущерба, утери товарной стоимости, судебных издержек;
  • наличие в договоре нестандартных полномочий, оговорка о праве представления интересов страхователя перед страховщиком, контролирующими органами или судом свидетельствует о представлении страхователю на подпись договора, не являющегося цессией.

Придерживаясь этих нехитрых правил, страхователь снижает риск обмана со стороны перекупщика к минимуму.

Выкуп страховых дел по ДТП: видео

К сожалению, очень часто, при наступлении страхового случая обращаясь в страховую организацию автовладельцы получают недоплаты по страховым выплатам или еще хуже – отказ, при этом страховые компании находят абсурдные отговорки, подтверждающие их решения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

К тому же, при попытке решить самостоятельно подобные вопросы с помощью законного разбирательства, страхователь получает тяжбы и отсрочки времени.

Чтобы не проходить такие весьма нервирующие процедуры, для застрахованного по ОСАГО водителя есть вариант заключить договор цессии.

Что это такое

При участии в ДТП водители обращаются в страховые компании за возмещением ущерба по ОСАГО. Однако на деле иногда происходит так, что страховщик халатно относится к проблемам водителя и к своим профессиональным обязанностям.

В свою очередь во многих городах РФ открываются фирмы, которые выкупают долги страховых компаний перед страхователем. При этом заключаются договора цессии.

Договор цессии в страховании – это соглашение, которое дает возможность передать права на задолженность страховщика перед страхователем другому юридическому или физическому лицу, без согласия страховщика, если иное не оговорено в страховом договоре.

Другими словами, это сделка между страхователем и фирмой, которая предоставляет услуги по выкупу долгов страховых компаний, по передачи материальных обязательств на законных основаниях.

В случаях с ОСАГО законодательство регулирует деятельность страховой организации по отношению к застрахованному лицу. Поэтому при обязательном автостраховании нарушение сроков по выплатам обходится страховщикам штрафами в регулирующие их органы.

В связи с этим, договора уступки чаще заключаются при добровольном страховании, где правовые отношения страхователя и страховой организации регулируются, в основном, страховым договором, и ограничения сроков по выплатам весьма размыты.

Однако, бывают ситуации, в которых и при обязательном страховании авто заключаются сделки с третьими лицами, по уступке им материальных обязанностей перед застрахованным автовладельцем.

В каких случаях заключается

Сделка передачи обязательств третьему лицу по обязательному страхованию заключается в случаях, когда у страхователя возникают споры со страховщиком. Например, заключается договор цессии по ОСАГО, если мало выплатили по страховке.

Также есть и другие случаи, когда можно заключать данную сделку:

  1. В выплате было отказано.
  2. Страховщик затягивает процесс.
  3. Необходимо доказывать право на выплату через суд.
  4. Банкротство страховщика.

Также следует учитывать, что фирмы, берущие на себя обязательства выплаты денежных средств по страховке, зарабатывают на разнице суммы, полученной у страховой организации и компенсации выплаченной клиенту.

Однако в вышеописанных случаях выгодно продать право на получение компенсации, так как специалисты таких компаний собирают все необходимые документы и оплачивают расходы на суд.

Кроме того, данный договор заключается на законных основаниях, согласно гражданскому кодексу Российской Федерации главы 24 и клиенты данных компаний получают выгоды, помимо гарантированной компенсации, такие как:

  • судебное разбирательство происходит без участия страхователя;
  • возможность экономии денежных средств;
  • проходит под контролем данных фирм;
  • сохранение нервов и времени.

Несмотря на это, страхователю следует серьезно относится к выбору таких организаций, поскольку среди них также встречаются непрофессионалы, или что еще хуже, мошенники.

Поэтому не следует доверять компаниям, которые обещают выплаты компенсации в день обращения, так как на судебное разбирательство со страховой организацией и получение от нее денежных средств потребуется какое-то время.

Кроме того, перед заключением данного договора любая компания, берущая на себя обязательства по требованию долга от страховщика, должна будет провести несколько процедур:

  • назначить предварительный осмотр повреждений транспортного средства, который обычно происходит в течении как минимум одного рабочего дня, поскольку кроме внешних повреждений, которые можно установить визуально, у автомобиля могут быть и скрытые повреждения;
  • проанализировать полученные у страхователя данные, при этом потратив также несколько часов, поскольку это кропотливая работа, требующая специальных знаний и навыков;
  • рассчитать и определить объем ущерба, а также возможность взыскать с помощью судебного разбирательства денежной компенсации со страховой фирмы в свою пользу, передав после этого ее страхователю.

Также компании, обещающие выплату стопроцентной компенсации, либо обманщики, либо пользуются такими рекламными уловками, поскольку получить компенсацию только в 70-90% от выплаты страховщика, остальное как правило, идет в доход организации, выкупившей право на выплаты по страховке.

Что нужно для составления договора цессии по ОСАГО

Обычно после аварии застрахованный по ОСАГО водитель обращается в свою страховую компанию. Далее страхователь пишет заявление и предоставляет страховщику все необходимые документы и .

При возникновении каких-либо споров со страховщиком, не следует сразу обращаться в компанию, в будущем выступающую в роли цессионария (новый обладатель прав по получению задолженности).

Сначала нужно пройти досудебную процедуру, а именно – написать и направить страховщику. После этого следует досудебное разбирательство совместно с представителями страховой организации.

Таким образом следует попытаться решить конфликт со страховой компанией мирным путем, а если же разрешение спора не будет достигнуто, то есть страховая компания отказывает в требованиях, то можно обращаться к третьему лицу для решения вопроса по страховым выплатам.

Для обращения в данную компанию застрахованный водитель должен иметь права на поучение выплаты, а именно:

  • он должен быть владельцем застрахованного по ОСАГО транспортного средства или его представителем на законных основаниях;
  • должен иметь при себе документы, подтверждающие наступление страхового случая;
  • иметь документы, свидетельствующие на право получения страховой компенсации.

Перед составлением договора цессии необходимо пройти независимую оценку повреждений. В основном специалиста предоставляет компания, выкупающая дело.

После оценки, специалист должен выдать документ об осмотре автомобиля, который понадобится для оформления договора цессии.

Также, согласно следует уведомить страховую компанию о том, что страхователь передает право на требование возмещения ущерба третьему лицу, в письменном виде.

Согласно статьи , перейти права могут при заключении договора цессии и обязательной государственной регистрации.

Кроме того, следует узнать о задолженности страховой организации перед государством и если таковая имеется, то могут возникнуть препятствия в передачи прав на получение компенсации.

Какие документы прикладываются

К договору цессии по ОСАГО должны прилагаться необходимые документы, подтверждающие наступление страхового случая. Каждое соглашение по передаче прав по требованию возмещения страховых выплат индивидуален.

Но обычно такими документами являются:

  • документы, выданные страховой компанией, об уплате частичного возмещения ущерба или об отказе на выплату;
  • постановление об административном правонарушении в случае его оформления;
  • из ГИБДД об участии в аварии;
  • документы об осмотре и оценки автомобиля.

Нюансы использования

Договор цессии, согласно законодательству Российской Федерации, не может возместить материальный ущерб нанесения вреда жизни и здоровью.

Так, как и другие документы, договор цессии по обязательному автострахованию требуется досконально изучить перед тем как подписать.

В данном документе должны быть пункты о передаче данной фирме-цессионарию исключительно прав на требование выплаты страхового возмещения ущерба и на возмещение судебных издержек.

Договор цессии не должен содержать только такие пункты:

  • о передаче прав на представление интересов в судебном разбирательстве;
  • о получении страхового возмещения в качестве законного представителя.

Выше представленные условия могут содержатся в других документах, позволяющих третьим лицам получить вместо страхователя денежные средства от страховщика, но не в соглашении передачи прав на получение страховых выплат, поскольку они не гарантируют передачу этих средств страхователю.

Особенности применения судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже разъяснялись Верховным Судом Российской Федерации – в (далее – Постановление № 2). Однако уже после принятия данного документа в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ " " (далее – закон об ОСАГО) были внесены существенные изменения. Так, с 1 января текущего года страховщики заключать договор ОСАГО в электронном виде с каждым лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. С 28 апреля применяется правило о приоритете натурального возмещения причиненного ряду автомобилей в результате ДТП вреда ().

В связи с этим ВС РФ утвердил новое постановление – (далее – Постановление). Документ содержит в себе не только рекомендации по применению нововведений, но и уточненные позиции Суда по применению норм, уже действовавших на момент вынесения предыдущего постановления, хотя большинство положений перенесено в него все же практически без правок. Среди наиболее важных можно выделить новые разъяснения по следующим вопросам.

Заключение договора ОСАГО. По общему правилу, заключение договора подтверждается наличием страхового полиса. Поскольку информация обо всех заключенных в электронном виде договорах ОСАГО должна включаться в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (), ВС РФ рекомендует судам учитывать сведения о факте заключения договора и его условиях, представляемые профессиональным объединением страховщиков. В то же время отсутствие в указанной системе сведений о страховом полисе само по себе не может являться безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования, этот факт должен оцениваться в совокупности с другими доказательствами, подчеркнул Суд ().

Сообщение страхователем при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений с целью уменьшения размера выплачиваемой страховщику страховой премии, напомним, не является основанием для признания договора незаключенным и не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Но произведенную по такому договору страховую выплату страховщик может взыскать со страхователя в порядке регресса. Также – вне зависимости от наступления страхового случая – страховщик имеет право на взыскание неосновательно сбереженной страхователем в связи с представлением недостоверных сведений суммы (). Однако если указанная сумма будет взыскана страховщиком до наступления страхового случая, он утрачивает право на предъявление регрессного требования к страхователю, так как страховая премия уплачена в полном объеме, считает ВС РФ ().

Для составления претензии по факту отказа в выплате страхового возмещения по договору ОСАГО воспользуйтесь сервисом "Конструктор правовых документов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Обращение к страховщику. Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и другие, необходимые в соответствии с , направляются страховщику или его представителю (). Перечень представителей страховщика, уполномоченных на осуществление страхового возмещения или прямого возмещения убытков, должен выдаваться страхователю одновременно со страховым полисом под расписку, отметил Суд (). При этом во всех направляемых после подачи заявления о страховом возмещении документах должны содержаться сведения об этом заявлении, например указание на подразделение страховщика, в которое оно подано (). Такое же правило, по мнению ВС РФ, страхователю нужно соблюдать и при подаче в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязательств. Предполагается, что это позволит страховщику соотносить поступившие документы с предыдущими обращениями данного страхователя.

Прямое возмещение убытков. Начиная с 26 сентября 2017 года прямое возмещение убытков, то есть предъявление потерпевшим требования о возмещении вреда своему страховщику, возможно в случае столкновения не только двух, но и большего количества транспортных средств (). Поскольку этот порядок применяется, только если гражданская ответственность владельцев всех ТС, пострадавших в ДТП, застрахована, Суд пояснил, как осуществляется страховое возмещение в случае, когда причинителем вреда не заключен договор ОСАГО. Указано, что вред, причиненный имуществу потерпевших, возмещается владельцами транспортных средств (по правилам, предусмотренным ), вред жизни и здоровью – профессиональным объединением страховщиков, а при недостаточности соответствующей компенсационной выплаты для полного возмещения вреда – его причинителем ().

Восстановительный ремонт. ВС РФ отметил, что, помимо организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик должен возместить потерпевшему – на основании его заявления – ряд иных расходов, в частности – на эвакуацию автомобиля с места ДТП, доставку пострадавшего в нем лица в больницу, проведение работ по восстановлению дорожных знаков и ограждений и т. д. (). При этом расходы, необходимые для того чтобы привести автомобиль в доаварийное состояние, но не предусмотренные , не включаются в страховое возмещение. Такими расходами, по мнению Суда, является, например, восстановление аэрографии или других нанесенных на машину рисунков ().

Если страховщик не исполняет свои обязательства по организации ремонта, потерпевший вправе обратиться в суд с иском о взыскании страхового возмещения в форме страховой выплаты либо о понуждении страховщика к совершению требуемых действий, в том числе к выдаче направления на ремонт, указал ВС РФ (). Кроме того, в этом случае может применяться так называемый астрент () – суд вправе присудить в пользу потерпевшего денежные средства на случай неисполнения судебного акта.

Особое внимание уделено в Постановлении расчету стоимости восстановительного ремонта. Суд подчеркнул, что в отличие от общего правила, согласно которому размер расходов на замену комплектующих деталей определяется с учетом износа (), оплата стоимости обязательного восстановительного ремонта производится страховщиком без учета износа (). Как отметил секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов , это правило – своего рода компенсация для владельцев ТС, которые не могут выбрать такой способ страхового возмещения, как получение страховой выплаты. Как отмечалось выше, с 28 апреля вред, причиненный легковому автомобилю, который находится в собственности физического лица и зарегистрирован в Российской Федерации, возмещается, за исключением , только путем проведения восстановительного ремонта ().

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О позиции ВС РФ по вопросам применения норм Гражданского кодекса о перемене лиц в обязательстве на основании сделки узнайте из .

Уступка требования. ВС РФ напомнил, что передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору ОСАГО возможна только с момента наступления страхового случая. Причем новый выгодоприобретатель может получить возмещение при соблюдении таких же, как были предусмотрены для первоначального выгодоприобретателя, условий. Например, он должен уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая, направить заявление о страховой выплате, представить имущество для проведения технической экспертизы, направить претензию, если это не сделал предыдущий выгодоприобретатель ().

Такие права, как право потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, компенсацию морального вреда, получение взысканного со страховщика и аналогичного не подлежат передаче по договору цессии. Однако уже присужденные суммы компенсации морального вреда и указанных штрафов могут быть переданы любому лицу, считает Суд ().

Процессуальные вопросы. Ряд новых разъяснений посвящен процессуальным особенностям рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО. Отмечается, в частности, что урегулирования споров считается соблюденным, если потерпевший не просто направил страховщику претензию и все необходимые документы, но и указал в них сведения, которые позволят соотнести претензию с предыдущими обращениями. В случае подачи иска о взыскании не только страхового возмещения, но и неустойки или иной финансовой санкции досудебный порядок считается соблюденным, если потерпевший обращался к страховщику лишь с требованием о страховой выплате ( , ). Если же требования о взыскании неустойки и финансовой санкции заявляются после вступления в силу судебного решения о выплате страхового возмещения, потерпевший обязан направить их страховщику до обращения в суд. Кстати, при заявлении нескольких исков по одному договору нужно иметь в виду, что суд может признать такое деление требований искусственным и отказать в возмещении понесенных судебных издержек, сославшись на злоупотребление истцом процессуальными правами ().

После ДТП автовладелец обычно обращается в страховую компанию, надеясь возместить хоть часть своих убытков. Но надежды не всегда оправдываются: страховщики могут выплатить лишь часть суммы либо вообще отказать в возмещении.

В этом случае можно долго вести судебные тяжбы со страховой компанией. Но есть и другое решение – продать страховое дело специальным компаниям, которые занимаются выкупом страховых случаев.

Страховым делом называют документальную базу, необходимую для получения материального возмещения при наступлении страховой ситуации. После аварии — это документальное подтверждение произошедшего ДТП и его обстоятельств, оформленное согласно закону.

Выкуп страхового дела по ДТП – относительно новая услуга, в некоторых случаях облегчающая жизнь автовладельцев.

Сегодня появилось немало коллекторских компаний, которые выкупают долг страховой компании у водителей, ожидающих получения возмещения. Эти компании работают по аналогии с банковской системой, когда долги частных или юридических лиц передаются для взыскания фирме.

При совершении подобных сделок необходимо опираться на законодательство. Выкуп страховых дел регулируется ст. 382 ГК РФ.

Практика продажи страховых дел приобретает всё большую распространённость среди автовладельцев, поскольку, судя по отзывам, позволяет попавшим в ДТП водителям быстро получить деньги на восстановление повреждённой машины.

Страховые дела выкупают фирмы, специализирующиеся на взыскании долгов со страховщиков. Компания перекупает долг страховщика и сразу же выплачивает компенсацию водителю из собственных активов. Все остальные вопросы далее они решают со страховой компанией самостоятельно.

Как правило, такие организации предлагают сопутствующие экспертные и юридические услуги.

Подобные услуги нужны в том случае, когда страховщики намеренно занижают сумму ущерба, чтобы сэкономить на выплате клиенту, а независимая экспертиза позволит выявить реальное состояние дел.

Процедура выкупа страхового дела по ДТП не противоречит законодательству и прописана в Гражданском Кодексе РФ («Закон об организации страхового дела») как процедура цессии (уступки) – передачи права третьим лицам на требование страхового возмещения.

Между автовладельцем и коллекторской организацией заключается письменный договор цессии, в котором прописываются все нюансы сотрудничества.

Закон разрешает сторонам сделки заключить соглашение без предварительного согласия страховой компании.

Когда водителю выгодно продать страховой долг?

Водители обычно перепродают долги, если страховая компания:

  • намеренно уменьшает размер выплат;
  • вообще отказывает в выдаче компенсации;
  • затягивает процесс решения вопроса;
  • объявлена банкротом.

Выкуп страховых случаев по ДТП может осуществляться двумя законными способами:

  • заключение договора цессии (полная продажа);
  • оформление доверенности на организацию (представление интересов).

Наиболее часто осуществляется полная покупка посредством договора цессии . Данный способ даёт возможность получить до 30% от причитающейся автовладельцу страховой выплаты.

Сделка оформляется путём оформления договора купли-продажи между цедентом и цессионарием. Водителю договор уступки выгоден тем, что освобождает его от налоговой выплаты.

Продажа страхового дела происходит быстро: иногда достаточно одного посещения офиса фирмы и нотариуса, чтобы оформить документы.

Оформление доверенности не передаёт права покупателю, а лишь позволяет фирме распоряжаться от имени клиента. Данный способ ещё называют фиктивным выкупом.

Выкуп долга по доверенности хорош для автовладельца тем, что он вправе претендовать на 90% страхового возмещения . Покупатель же заинтересован в том, чтобы взыскать побольше денег, поэтому самостоятельно договаривается с экспертами.

Подобное «сотрудничество» приводит к тому, что сумма компенсации завышается иногда в 2 раза.

Доверенность не освобождает автовладельца от уплаты налога (13%). Кроме того, все действия уполномоченного сотрудника фирмы осуществляются от его лица, поэтому возникшие в дальнейшем проблемы по страховой могут коснуться его вновь.

Автовладельцу, продающему своё дело по ДТП, следует знать, что страховая компания обязана выплатить штраф в размере 20% , а также другие неустойки, которые обычно не доходят до клиента. При подобном раскладе автоюрист получит намного больше того, что вложил в выкуп.

Приведем стандартный список документов, который обычно бывает необходим для совершения сделки выкупа страхового случая по ДТП.

В пакет входят:

  • справка о ДТП;
  • протокол административного правонарушения;
  • отчёт независимого эксперта;
  • паспортные данные виновника и пострадавшего в ДТП;
  • удостоверение водителя, который управлял машиной на момент аварии;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • полис ОСАГО (или КАСКО).

В случае решения переуступить свой долг автоюристу водитель обращается в офис компании с указанными выше документами. Далее между сторонами заключается договор цессии.

Данный документ представляет собой соглашение сторон сделки об уступке требования страхового возмещения. Порядок его заключения регламентирован статьёй 389 ГК РФ.

Первым шагом после заключения договора цессии должно стать уведомление страховой компании, в отношении которой происходит переуступка.

Статья 382 ч. 3 ГК РФ гласит о том, что должник должен быть официально уведомлен в письменной форме о переходе прав на получение задолженности к новому кредитору.

Для уступки права требования не нужно разрешение должника, если это не определено условиями договора между страховщиком и застрахованным лицом.

Перед подписанием соглашения стоит внимательно изучить все пункты, поскольку в данной сфере очень часто орудуют мошенники.

При заключении договора автовладельцу также стоит узнать о налоговой дисциплине должника. Если страховая компания имеет задолженность перед государством по налогам и другим сборам в бюджетные и внебюджетные фонды, то с передачей прав требования могут возникнуть сложности, о чём свидетельствует современная практика арбитражного разбирательства в России.

После совершения сделки автовладелец получает возмещение, а юристы фирмы далее будут взыскивать возмещение у должника самостоятельно.

В завершение стоит только добавить, что алгоритм продажи долга по ОСАГО или КАСКО практически одинаков.

Однако автовладельцам, заключающим договор КАСКО, следует быть внимательными, поскольку страховщики иногда вносят в него пункт, запрещающий продажу страхового случая.

Видео: Выкуп страховых дел по ДТП

В рамках обязательного страхования имущественных прав по гражданской ответственности автовладельцы получают послабление на случай аварии. Пострадавшей стороне полагается компенсация стоимости ремонта транспортного средства, также она может вытребовать деньги на собственное лечение (если были травмы, повреждения). Но не всегда страховщик выполняет свои обязательства в полном объеме и в соответствии с законом.

Если претендент на выплату не желает сам заниматься тяжбой по подаче жалоб и судебных исков, чтоб получить страховые выплаты, то он может перепродать свои права третьему лицу. Делается это в рамках специального соглашения. Как правильно оно называется, какой бланк для оформления используется, при каких условиях и на каких основаниях он заключается, смотрите ниже.

Общие понятия

Договор цессии – договоренность переуступки прав на компенсационную выплату третьему лицу – гражданину или компании. В итоге новый собственник сам будет добиваться выплаты, а первоначальный страхователь сразу получает основную сумму долга. Сумму может варьировать в рамках 70-90%, все зависит от договоренности. Особенности оформления этого соглашения регламентированы ст. 382 ГК.

Договор цессии не предусматривает перекупку прав на возмещение вреда здоровью, по ОСАГО можно проводить уступку на имущественные права.

Преимущества соглашения

Основная выгода договора цессии для страхователя – возможность ограничить себя от тяжбы, связанной с судебными разбирательствами со страховой фирмой. Второй значимый плюс – быстрое получение денег (2-3 дня) и возможность проведения скорого восстановления авто. Конечно, всю полагающуюся сумму претендент не получит, но учитывая то сколько времени и денег уходит на судебные разбирательства, страхователи соглашаются на такой вариант.

Выгоды для второй стороны – прибыль в виде разницы от суммы, которую они могут вытребовать со страховой конторы и той, что они выплачивают клиенту.

Когда нужно прибегнуть к договору цессии

Соглашение цессии – возможность отстраниться от разбирательств со страховой фирмой. Случаи, в которых возникает такая необходимость, перечислим ниже:

  1. Последовал отказ выплате. Страховщик не всегда использует законные основания для отказа. Список случаев, которые не подходят под категорию страховых, предусмотрен в ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО». Во всех других ситуациях потерпевшей стороне полагается возмещение вреда.
  2. Факт наличия страхового случая и права на компенсацию нужно доказывать в суде. Судебному разбирательству предшествует еще один шаг – обращение с жалобой к страховщику.
  3. Затягивание сроков. Закон предусматривает 20-ти дневной срок на рассмотрение заявки. Но как показывает практика, не всегда компании выполняют обязательства своевременно. А деньги на ремонт требуются быстро.
  4. Компания, оформлявшая полис прекратила существование. Ее могли лишить лицензии/признать банкротом.

Условия заключения сделки

Уступка прав на долг от страховой компании может происходить лишь при определенных условиях:

  • сторона, уступающая права – прямой владелец автомобиля;
  • на момент аварии управление ТС осуществлял собственник авто, его законный представитель (если он вписан в автограждану);
  • страховик имеет на руках действующий полис;
  • претендент на уступку имеет все документы, которыми подтверждается факт наличия страхового случая;
  • продавец прав уже инициировал процесс возмещения, подавая в страховую фирму все необходимые документы;
  • уже проведена официальная экспертиза по оценке ущерба;
  • проведение предварительного осмотра битого автомобиля, стороной принимающей права;
  • анализ данных, полученных от страховщика;
  • расчет суммы ущерба.

На заметку! Клиенту не требуется согласия страховой конторы на переуступку прав. Но уже после подписания сделки нужно уведомить фирму о смене владельца прав.

Правила оформления договора

К соглашению цессии предъявлены все те же требования, которым соответствует гражданский договор. Рассмотрим, какие обязательные сведения нужно внести в соглашение, а также как выглядит образец такого документа.

В данный документ нужно включить пункт о передаче страховиком прав конкретной фирме-цессионарию. Следует конкретизировать, что проводится уступка права на компенсацию выплаты суммы страхового возмещения урона, а еще на возмещение издержек в судебном процессе (госпошлина), штрафных санкций.

Стоит отметить, что за каждый день задержки выплаты, который следует по истечении положенных 20 дней, начисляется 0.5 % на общую сумму долга. В итоге страховщик вынужден будет выплатить компенсацию + штраф за ее задержку. Двадцатидневный период не включает в себя праздничные, выходные дни. Вычитаются именно рабочие периоды.

В договор цессии нужно включить такие сведения:

  1. Информация о стороне, уступающей права:
  • сведения из паспорта (номер, серия, кем и когда выдан, адрес регистрации, дата рождения);
  • реквизиты страхователя.
  1. Информация по действующему договору. Нужно включить полное наименование компании, реквизиты актуального полиса.
  2. Информация о покупателе прав:
  • полное наименование фирмы;
  • адрес;
  • контактная информация.
  1. Сведения о страховом случае. Нужно конкретизировать когда, на каком месте, при каких обстоятельствах имела место авария.
  2. Сумма страховой выплаты.

Обратите внимание! К стандартному договору нужно прикладывать соглашение, которым определяется размер стоимости передаваемых прав.

Заслуживает внимания пометка «денежные средства выплачены в счет возмещения ущерба». Наличие такой записи освобождает страхователя от уплаты подоходного налога.

Перечень документов, которые нужно приложить к соглашению:

  • протокол о факте происхождения административного правонарушения, если авария оформлялась с участием полиции;
  • справка о ДТП, ее нужно затребовать в отделении автоинспекции после полного оформления аварии;
  • извещение о происшествии, если водители сами документировали ситуацию;
  • заключение об оценочной экспертизе, которая проводилась для определения уровня ущерба;
  • предварительный расчет компенсационной суммы;
  • уведомление страховой фирмы об отказе в выплате, которая должна быть на руках у заявителя (если уже принято решение);
  • платежные документы, которыми подтверждается погашение части долга от страховой, если выплаты уже производились (выписки со счета, банковские уведомления, платежки);
  • копия письменной претензии, если сторона уже успела самостоятельно отправить этот документ страховщику.

Отправка претензии страховой – обязательный досудебный способ урегулирования спорной ситуации.

Также покупатель прав может потребовать от второй стороны:

  • копию полиса;
  • копию водительских прав;
  • копию документа, которым подтверждается право собственности на автомобиль.

Выбор компании

К выбору цессионария (фирма, которой передаются права) нужно отнестись ответственно. От надежности компании зависит качество сотрудничества, уровень компенсации. При ее выборе нужно учесть такие моменты:

  1. Перекупка прав не должна происходить в день обращения. Если это надежная компания, то она проведет ряд обязательных процедур – осмотр автомобиля, изучение результатов экспертизы, рассмотрение документов.

Тот факт, что представитель компании подталкивает вас на скорое подписание договора, должно настораживать. Либо фирма занимается мошеннической деятельностью, либо вам предложат очень низкий процент от суммы компенсации.

  1. Оценка битого авто должна производиться экспертами, при помощи специального оборудования. Если вам предлагают оценку на глаз, то, скорее всего, просто хотят снизить сумму возмещения.
  2. Осторожно нужно вести себя с представителями фирмы, которая предлагает стопроцентное возмещение. Компания не может лишить дохода в виде разницы между выплаченной клиенту и полученной от страховщика суммой. И если она «жертвует» своим заработком, то, по всей видимости, имеет место мошенничество и вас могут оставить и без компенсации, и без прав на нее.

На заметку! Договор цессии не предусматривает представление интересов собственника полиса в судебных и других видов инстанций. Не получит цессионарий также прав на возмещение товарной стоимости машины.

Нужно помнить, что договор цессии хранится три года, так как по этому виду соглашения предусмотрен трехлетий срок давности.